Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад

Краткое описание

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации.docx

— 330.19 Кб (Скачать файл)

Необходимость увеличения доли негосударственных  источников финансирования исследований и разработок диктуется не только и не столько задачами экономии бюджетных  средств, но, в большей степени, необходимостью более сильной и гибкой ориентации развития науки, в первую очередь, прикладной на нужды экономического развития.   Рост доли негосударственного сектора в сфере науки будет происходить за счет темпов роста этого сегмента опережающих рост государственного финансирования. Целевым показателем стратегии является повышение доли негосударственного сектора к 2020 году до уровня среднего для стран ОЭСР.

Решение этой задачи предполагает использование  различных рычагов и инструментов, имеющихся у государства. Прежде всего, в целях расширения негосударственного сектора генерации знаний и стимулирование опережающего роста финансирования фундаментальных и прикладных исследований из негосударственных источников будет  обеспечено законодательное закрепление  права доступа научных и образовательных  организаций всех видов собственности, обладающих необходимой квалификацией, ко всем видам государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемого на конкурсных условиях.  При этом одновременно будет обеспеченно последовательное увеличение доли конкурсного финансирования исследований в общем объеме бюджетных средств, выделяемых на поддержку науки.

Другими важнейшими направлениями поддержки  должны стать следующие.

Во-первых, использование роли основного акционера  в крупнейших государственных компаниях  и компаниях с доминированием государства для увеличения в  среднесрочной перспективе объемов  затрат на финансирование НИОКР до уровня, характерного для компаний соответствующих секторов экономики  и масштабов деятельности в странах  ОЭСР и БРИК; в том числе, стимулирование развтия внутрикорпоративной науки  и научно-исследовательских организаций  в рамках крупнейших компаний.

Во-вторых, расширение масштабов софинансирования прикладных НИОКР, осуществляемых предприятиями  через предоставление субсидий, в  том числе в рамках федеральных  целевых программ, программ Российского  фонда технологического развития и  Фонда содействия развитию малых  форм предпринимательства в научно-технической  сфере, программ поддержки малого и  среднего предпринимательства, а также  реализация программы софинансирования расходов предприятий на проведение прикладных исследований, головными  исполнителями по которым являются высшие учебные заведения.

В-третьих, обеспечение доступа заинтересованных предприятий и организаций к  использованию инфраструктуры центров  трансфера технологий, центров коллективного  пользования научным и экспериментальным  оборудованием, а также использования  ими оборудования иных государственных  научных и образовательных организаций  на коммерческой основе.

Для формирования негосударственного сегмента исследовательских  организаций предполагается изменение  законодательства с целью стимулирования частных пожертвований для формированию целевого капитала научных и образовательных  организаций, в том числе за счет через введение льгот по налогу на прибыль организаций в отношении  доходов, направляемых на формирование и пополнение целевого капитала. 

 

 

 

Целевые индикаторы реализации поставленных задач 

 

Наименование  индикатора

2010

2013

2020

Удельный вес секторов в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками:

(2008)

   

 Государственный сектор

34,3

   

 Предпринимательский  сектор

59,3

   

 Сектор высшего образования

6,3

   

 Сектор НКО

0,2

   

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования

(2008)

   

 Средства государства

64,7

50

35

 Средства предпринимательского  сектора

28,7

   

 Средства высших учебных  заведений

0,5

   

 Средства частных НКО

0,2

   

 Средства иностранных  источников

5,9

   

Удельный вес негосударственных  организаций науки в общем  количестве учреждений науки, в %

38%

45%

50%


 

 

VII. Инфраструктура  инноваций 

 

Инфраструктура инноваций  – как финансовая, так и «физическая» (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коллективного  пользования и т.д.) – важнейшая  составляющая общей системы поддержки  инноваций. Основными направлениями  ее развития станут.

1. Развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов различных масштабов и стадий, начиная от «предпосевной» и «посевной» стадий и заканчивая обеспечением широкомасштабного производства продукции.

Основными направлениями  развития финансовой инфраструктуры поддержки  инновационных проектов должны стать  следующие.

Первое, преодоление дефицита инновационных проектов, приемлемых для финансирования венчурными фондами  в рамках деятельности Фонда содействия и фондов посевных инвестиций.

Второе, увеличение в течение 2011-2013 гг. до 30-40% доли предоставления льготных кредитов на реализацию инновационных  проектов в рамках программ поддержки  малого и среднего предпринимательства  Российского банка развития (далее - РосБР), а также до 15-20% доли средств, выделяемых целевым образом на поддержку  проектов в сфере высоких технологий и инноваций в рамках деятельности Внешэкономбанка.

Также будет обеспечено определение  квот на предоставление гарантий в  целях поддержки инновационных  проектов в рамках гарантийных фондов, создаваемых в рамках программы  поддержки малого и среднего предпринимательства.

Третье, создание фондов прямых инвестиций в инновационные проекты  и предприятий высокотехнологических  секторов экономики с участием Внешэкономбанка, в т.ч. проектов, профинансированных на предыдущей стадии инновационного цикла фондами, получившими поддержку  из средств ОАО «Российская венчурная  компания».

Четвертое. Формирование эффективной  координации деятельности институтов развития, направленной на поддержку  инновационных проектов с целью  формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки на всех фазах инновационного процесса.

Использование ресурсов институтов развития для поддержки конкретных инновационных проектов будет иметь  следующий порядок: научные организации  и высшие учебные заведения, Фонд содействия развитию малых форм предприятия  в научно-технической сфере, фонды  посевных инвестиций, ОАО «Российская  венчурная компания», ГК «Роснанотех», ОАО «РосБР», профильные компании, Внешэкономбанк. С целью реализации такого «инновационного  лифта» будет организовано взаимодействие на стыках зон ответственности институтов развития по мере развития проектов и  компаний, их реализующих.

Кроме того, координация  деятельности институтов развития и  федеральных органов исполнительной власти в целях повышения эффективности  коммерциализации результатов, получаемых в рамках федеральных целевых  программ будет обеспечиваться в  рамках соответствующих соглашений о сотрудничестве и процедур совместной работы над проектами.

В частности, разработки, профинансированные в рамках действующих федеральных  целевых программ и получившие соответствующие  положительные результаты, могут  быть в дальнейшем поддержаны инвестициями институтов развития, прежде всего  ГК «Роснанотех» и Внешэкономбанком.

При этом проекты, рассмотренные  в ГК «Роснанотех» и требующие  доработки в части проведения дополнительных НИОКР или уточнения  технологического процесса, могут быть профинансированы заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти в рамках федеральных целевых  программ.

Для создания механизма обмена информацией, обеспечивающего постоянное взаимодействие при сопровождении  и реализации инновационных проектов, будет обеспечено создание информационного  ресурса, объединяющего имеющиеся  информационные возможности институтов развития и заинтересованных органов  исполнительной власти.

Важнейшей институциональной  мерой развития финансовой инфраструктуры инноваций станет «настройка» существующих организационно-правовых форм для целей  функционирования венчурных фондов и инвестируемых ими проектных  компаний, для чего будут внесены  необходимые изменения в гражданское  законодательство.

2. Развитие инновационной инфраструктуры, включая развитие технико-внедренческих зон, бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коллективного пользования оборудованием, центров протипирования и дизайна и др.

Основными направлениями  развития инновационной инфраструктуры будут являться следующие.

Первое. Поддержка распространению  рыночных моделей формирования и  развития объектов инновационной инфраструктуры, рассматриваемых как потенциально прибыльный сектор экономики, обеспечивающей доступность для инновационных  компаний необходимых сервисов и  специализированных услуг – экспертных, образовательных, консалтинговых, маркетинговых.

В этой связи будет обеспечена преимущественная поддержка созданию объектов инновационной инфраструктуры (включая в т.ч. бизнес-инкубаторов, технопарков, центр коллективного  доступа оборудованием, центров  прототипирования и дизайна) в частной  или смешанной собственности  с преобладающим негосударственным  участием.

В случае создания объектов инновационной инфраструктуры в  форме организаций с преобладающим  государственным участием должны быть разработаны планы их полной или  частичной приватизации.

Предполагается, что источниками  финансирования государственной поддержки  создания указанных объектов инновационной  инфраструктуры, должны стать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований и институтов развития, включая ОАО «РВК» и ГК «Роснанотех».

При этом будет оказана  дополнительная информационная и консультационная поддержка организации деятельности соответствующих объектов инновационной  инфраструктуры.

Второе. Обеспечение дополнительной поддержки и совершенствование  регулирования технико-внедренческих  особых экономических зон по следующим  направлениям:

неувеличение нагрузки на резидентов технико-внедренческих  зон, связанной с выплатой платежей в государственные внебюджетные фонды;

упрощение режима функционирования режима свободной таможенной зоны;

повышение доступности заемного финансирования для реализации проектов резидентами, включая субсидирование процентных ставок, предоставление государственных  гарантий по кредитам компаниям резидентов, а также привлечение финансовой поддержки соответствующих проектов институтами развития.

обеспечение ускоренного  развития на территории технико-внедренческих  зон объектов инновационной инфраструктура, включая бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговых и консалтинговых услуг, центры коллективного пользования оборудованием и др.

Третье. Обеспечение целенаправленной поддержки совершенствованию деятельности объектов инновационной инфраструктуры, включая: повышение уровня требований к качеству предоставляемых ими  услуг, софинансируемых из средств  федерального и регионального бюджетов, оказание образовательной и информационно-консультационной поддержки деятельности объектов инновационной  инфраструктуры, содействие деятельности профессиональных и саморегулируемых организаций в данной сфере.

Четвертое. Формирование инновационного центра «Сколково», обеспечивающего  создание среды (институциональной, интеллектуальной, природной, условий проживания и  проведения досуга и т.д.), предельно  благоприятной для инновационной  деятельности. На сравнительно небольшой  территории Будет обеспечено сосредоточение критической массы исследовательского, научного и инновационного потенциала, необходимого для генерирования  новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных  и прикладных исследований.

В целях повышения эффективности  деятельности инфраструктуры поддержки  инноваций на федеральном уровне в 2011 году будет сформирован реестр инновационной инфраструктуры, созданной  с привлечением государственного финансирования.

VIII. Участие в  глобальной инновационной системе  

 

Необходимым условием создания и развития инновационных компаний в России является устранение ограничений, препятствующих выходу российской высокотехнологической  продукции на внешние рынки, активному  участию российских компаний в мировой  конкуренции, внедрении инноваций  и высоких технологий, создании высокотехнологичной  продукции. Россия будет взаимодействовать  и на уровне бизнес-проектов, и через  межправительственные инициативы с  ключевыми, с точки зрения технологического сотрудничества, странами. Основными  странами-партнерами при этом станут США, Германия, Франция, Финляндия, Италия, Япония, Великобритания, Республика Корея, Китай, Бразилия, Индия, Израиль, Нидерланды.

Информация о работе Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации