Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.
Необходимость увеличения доли негосударственных источников финансирования исследований и разработок диктуется не только и не столько задачами экономии бюджетных средств, но, в большей степени, необходимостью более сильной и гибкой ориентации развития науки, в первую очередь, прикладной на нужды экономического развития. Рост доли негосударственного сектора в сфере науки будет происходить за счет темпов роста этого сегмента опережающих рост государственного финансирования. Целевым показателем стратегии является повышение доли негосударственного сектора к 2020 году до уровня среднего для стран ОЭСР.
Решение
этой задачи предполагает использование
различных рычагов и
Другими важнейшими направлениями поддержки должны стать следующие.
Во-первых,
использование роли основного акционера
в крупнейших государственных компаниях
и компаниях с доминированием
государства для увеличения в
среднесрочной перспективе
Во-вторых,
расширение масштабов софинансирования
прикладных НИОКР, осуществляемых предприятиями
через предоставление субсидий, в
том числе в рамках федеральных
целевых программ, программ Российского
фонда технологического развития и
Фонда содействия развитию малых
форм предпринимательства в научно-
В-третьих,
обеспечение доступа
Для формирования
негосударственного сегмента исследовательских
организаций предполагается изменение
законодательства с целью стимулирования
частных пожертвований для
Целевые индикаторы реализации поставленных задач
Наименование индикатора |
2010 |
2013 |
2020 |
Удельный вес секторов в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками: |
(2008) |
||
Государственный сектор |
34,3 |
||
Предпринимательский сектор |
59,3 |
||
Сектор высшего образования |
6,3 |
||
Сектор НКО |
0,2 |
||
Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования |
(2008) |
||
Средства государства |
64,7 |
50 |
35 |
Средства |
28,7 |
||
Средства высших учебных заведений |
0,5 |
||
Средства частных НКО |
0,2 |
||
Средства иностранных источников |
5,9 |
||
Удельный вес |
38% |
45% |
50% |
VII. Инфраструктура инноваций
Инфраструктура инноваций – как финансовая, так и «физическая» (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коллективного пользования и т.д.) – важнейшая составляющая общей системы поддержки инноваций. Основными направлениями ее развития станут.
1. Развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов различных масштабов и стадий, начиная от «предпосевной» и «посевной» стадий и заканчивая обеспечением широкомасштабного производства продукции.
Основными направлениями развития финансовой инфраструктуры поддержки инновационных проектов должны стать следующие.
Первое, преодоление дефицита инновационных проектов, приемлемых для финансирования венчурными фондами в рамках деятельности Фонда содействия и фондов посевных инвестиций.
Второе, увеличение в течение 2011-2013 гг. до 30-40% доли предоставления льготных кредитов на реализацию инновационных проектов в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства Российского банка развития (далее - РосБР), а также до 15-20% доли средств, выделяемых целевым образом на поддержку проектов в сфере высоких технологий и инноваций в рамках деятельности Внешэкономбанка.
Также будет обеспечено определение квот на предоставление гарантий в целях поддержки инновационных проектов в рамках гарантийных фондов, создаваемых в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Третье, создание фондов прямых
инвестиций в инновационные проекты
и предприятий
Четвертое. Формирование эффективной координации деятельности институтов развития, направленной на поддержку инновационных проектов с целью формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки на всех фазах инновационного процесса.
Использование ресурсов институтов развития для поддержки конкретных инновационных проектов будет иметь следующий порядок: научные организации и высшие учебные заведения, Фонд содействия развитию малых форм предприятия в научно-технической сфере, фонды посевных инвестиций, ОАО «Российская венчурная компания», ГК «Роснанотех», ОАО «РосБР», профильные компании, Внешэкономбанк. С целью реализации такого «инновационного лифта» будет организовано взаимодействие на стыках зон ответственности институтов развития по мере развития проектов и компаний, их реализующих.
Кроме того, координация
деятельности институтов развития и
федеральных органов
В частности, разработки, профинансированные в рамках действующих федеральных целевых программ и получившие соответствующие положительные результаты, могут быть в дальнейшем поддержаны инвестициями институтов развития, прежде всего ГК «Роснанотех» и Внешэкономбанком.
При этом проекты, рассмотренные в ГК «Роснанотех» и требующие доработки в части проведения дополнительных НИОКР или уточнения технологического процесса, могут быть профинансированы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках федеральных целевых программ.
Для создания механизма обмена информацией, обеспечивающего постоянное взаимодействие при сопровождении и реализации инновационных проектов, будет обеспечено создание информационного ресурса, объединяющего имеющиеся информационные возможности институтов развития и заинтересованных органов исполнительной власти.
Важнейшей институциональной
мерой развития финансовой инфраструктуры
инноваций станет «настройка» существующих
организационно-правовых форм для целей
функционирования венчурных фондов
и инвестируемых ими проектных
компаний, для чего будут внесены
необходимые изменения в
2. Развитие инновационной инфраструктуры, включая развитие технико-внедренческих зон, бизнес-инкубаторов и технопарков, центров коллективного пользования оборудованием, центров протипирования и дизайна и др.
Основными направлениями развития инновационной инфраструктуры будут являться следующие.
Первое. Поддержка распространению
рыночных моделей формирования и
развития объектов инновационной инфраструктуры,
рассматриваемых как
В этой связи будет обеспечена
преимущественная поддержка созданию
объектов инновационной инфраструктуры
(включая в т.ч. бизнес-инкубаторов,
технопарков, центр коллективного
доступа оборудованием, центров
прототипирования и дизайна) в частной
или смешанной собственности
с преобладающим
В случае создания объектов
инновационной инфраструктуры в
форме организаций с
Предполагается, что источниками финансирования государственной поддержки создания указанных объектов инновационной инфраструктуры, должны стать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и институтов развития, включая ОАО «РВК» и ГК «Роснанотех».
При этом будет оказана
дополнительная информационная и консультационная
поддержка организации
Второе. Обеспечение дополнительной
поддержки и совершенствование
регулирования технико-
неувеличение нагрузки на резидентов технико-внедренческих зон, связанной с выплатой платежей в государственные внебюджетные фонды;
упрощение режима функционирования режима свободной таможенной зоны;
повышение доступности заемного
финансирования для реализации проектов
резидентами, включая субсидирование
процентных ставок, предоставление государственных
гарантий по кредитам компаниям резидентов,
а также привлечение финансовой
поддержки соответствующих
обеспечение ускоренного развития на территории технико-внедренческих зон объектов инновационной инфраструктура, включая бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговых и консалтинговых услуг, центры коллективного пользования оборудованием и др.
Третье. Обеспечение целенаправленной
поддержки совершенствованию
Четвертое. Формирование инновационного
центра «Сколково», обеспечивающего
создание среды (институциональной, интеллектуальной,
природной, условий проживания и
проведения досуга и т.д.), предельно
благоприятной для
В целях повышения эффективности деятельности инфраструктуры поддержки инноваций на федеральном уровне в 2011 году будет сформирован реестр инновационной инфраструктуры, созданной с привлечением государственного финансирования.
VIII. Участие в
глобальной инновационной
Необходимым условием создания и развития инновационных компаний в России является устранение ограничений, препятствующих выходу российской высокотехнологической продукции на внешние рынки, активному участию российских компаний в мировой конкуренции, внедрении инноваций и высоких технологий, создании высокотехнологичной продукции. Россия будет взаимодействовать и на уровне бизнес-проектов, и через межправительственные инициативы с ключевыми, с точки зрения технологического сотрудничества, странами. Основными странами-партнерами при этом станут США, Германия, Франция, Финляндия, Италия, Япония, Великобритания, Республика Корея, Китай, Бразилия, Индия, Израиль, Нидерланды.