Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций
Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.
Лекция №1
Введение в инновационный менеджмент
Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.
Под инноватикой понимают науку об инновационной деятельности всего общества в информационную эпоху. Объектом же инновационного менеджмента являются технологические инновации.
Новшество - объект, разработанный в нескольких экземплярах, доказавший общественную полезность, но не получивший широкого распространения. Инновация (нововведение) - объект, уже нашедший широкое применение; конечный результат инновационной деятельности, в процессе которой новшества создаются, производятся и используются. Инновации являются результатом творческой, инвестиционной и внедренческой деятельности, направленной на введение в социальную практику новейших изделий или услуг.
Инновационный процесс - совокупность действий участников инновационной деятельности, включающая целеполагание, творческий процесс разработки, инвестирование, апробацию, производство и диффузию инноваций.
Имеются несколько разновидностей инноваций:
Если технологические инновации требуют при их создании глубоких знаний, рисковых инвестиций и огромной веры в осуществимость главной идеи, то социальные инновации принято считать общедоступными в плане их разработки.
Важнейшей особенностью инновационной деятельности является то, что она способствует управляемому развитию экономики. В связи с этим сейчас инновационный менеджмент не рассматривается как один из видов функционального менеджмента, он приобрёл институциональное значение. В это понятие включают структурное оформление инновационной среды и систему управления инновациями, а также наличие корпусов инновационных менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности.
Для того, чтобы возникло нововведение, необходимо:
1.Осознание общественной
2.Наличие концепции того объекта, который способен, в случае его реализации, удовлетворить эту потребность.
3.Наличие отдельных элементов, позволяющих довести концепцию объекта до практической реализации. Эти элементы могут быть как уже известными, так и совершенно новыми (материалы, технологии и знания).
Технологические инновации можно разделить на группы по следующим основаниям:
Инновации в бизнесе могут быть следующими:
В высокоразвитых странах уже около 40 лет существует и постоянно совершенствуется система управления инновационной деятельностью компаний и корпораций, которая включает:
Реализация инновационных мероприятий на практике должна включать
следующие элементы:
Согласно ст. 138 ГК РФ, признаётся исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.
Общее руководство инновационной деятельностью в РФ осуществляется Министерством экономического развития, Министерством промышленности и Роспатентом. Чтобы инновационная деятельность хоть как-то теплилась, существуют несколько специальных фондов. Основную долю средств на инновации выделяют сами компании.
В инновационной практике РФ имеются следующие инновационные структуры: НИИ, проблемные лаборатории и исследовательские объекты, проектно-конструкторские комплексы, испытательные полигоны и аэродромы, подразделения технико-экономического прогнозирования. Кроме того, на предприятиях имеются экспериментальные цехи, конструкторские бюро автоматизации производства, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия.
Понятие об инновационной экономике
Высокие технологии - это технологии, в разработку и доведение до применения которых вложено не меньше 50% средств, затрачиваемых на соответствующие научные исследования, от общего количества средств, затрачиваемых на создание этой технологии (это наукоёмкие технологии).
Ключевые технологии - технологии, которые дают «ключ» в руки производителя к созданию новейших конкурентоспособных продуктов.
Закрывающие технологии - технологии, которые возникают, когда новые технологии приходят на смену старым, приводят к их полному «закрытию» (ввиду неэффективности).
В постиндустриальном развитии решающим элементом производства являются информационные технологии, а не совокупность специфических, обособленных друг от друга технологий различных производств.
Информационные технологии = компьютерные технологии + телекоммуникационные технологии + соответствующие программные продукты.
К высоким технологиям относятся: биотехнологии, медтехнологии, космические технологии и другие.
Лекция № 2
В последней трети XX века началась новая социотехническая революция - информационная революция. В процессе революции возник новый тип организации общества, который назвали информационным обществом. Революция имела два основных компонента: компьютерную революцию и телекоммуникационную революцию.
Компьютерная революция связана с появлением определённых социальных функций, для реализации которых стали необходимы и новые технологии. Это следующие функции: управления производством, социально значимой деятельностью, познания, общения, запоминания, совершенствования материального производства.
Первый этап революции начался с появления и внедрения в общественную практику компьютеров различного назначения («большие компьютеры»).
Второй этап - начался с создания в 1972 году микропроцессоров. В 1973 году были созданы первые персональные компьютеры. В 1975 году началось бурное развитие кабельных технологий. Большим новшеством явилось создание волоконно-оптических линий связи, развитие спутниковых телекоммуникаций. Между этими технологиями существует конкуренция: связь через спутники предпочтительнее, если нужна связь на очень большие расстояния, а также при необходимости быстрого осуществления кратковременной связи. Уровень совершенства средств связи зависит от совершенства компьютеров. Формирование телекоммуникационных систем на базе компьютеров делает системы интеллектуальными. Слияние компьютерных и телекоммуникационных технологий породило много новых услуг и товаров. Такой процесс слияния и взаимозависимости называется конвергенцией. Промышленность, использующая компьютерные телекоммуникационные технологии, превратилась в ключевой сектор экономики в ряде высокоразвитых стран.
Характерные черты телекоммуникационной революции:
Предполагается, что информационное общество, если оно состоится, окажется опутанным такими телекоммуникационными сетями, которые создадут среду, позволяющую получать информацию, находясь в любом месте Земного шара. Сейчас возникла новая информационная технология - виртуальная реальность ~ совокупность аппаратных и программных средств, направленная на создание и совершенствование глубокой всеохватывающей иллюзии присутствия в какой-то другой среде. В ходе информационной революции создалась информационная инфраструктура, отличающаяся от других тем, что может самообогащаться в процессе распространения и использования. Если материальные продукты могут накапливаться, только, если их не использовать, то информация в процессе накопления аккумулируется. Благодаря технологиям персональных компьютеров создаётся общегосударственная информационная инфраструктура, которая смогла бы обеспечить себе и потребителям обмен данными в цифровой форме. Однако создание такой общегосударственной информационной инфраструктуры даже для США потребовало бы многих лет и сотен миллиардов долларов, и то лишь в том случае, если не разразится мировой экономический кризис.
Создание и внедрение эффективных инноваций превратилось сейчас в определяющий момент развития рыночной экономики, которая всё больше получает инновационный, а не меновый характер. Решающим элементом технологической основы рынка инноваций является современная информационная технология, а не совокупность специфических обособленных друг от друга технологий различных производств. В высокоразвитых странах при реализации инноваций производится обмен «деньги - инновации». В результате обмена происходит следующее:
Поэтому можно сказать, что инновагция выполняет три функции:
Роль инноваций в экономике возросла и будет ещё возрастать, потому что инновации являются оружием конкуренции. Инновации ведут к возрастанию прибыли, снижению цен на товары, созданию у покупателей новых потребностей, повышению рейтинга производителей новых товаров, открытию и захвату новых рынков. При описании инноваций часто встречается понятие «международные стандарты». Фактически таких стандартов не существует, но существуют территориальные стандарты, которые действуют на территориях отдельных развитых стран или групп стран, на которых действуют полномочия международного управляющего органа.