Введение в инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:50, курс лекций

Краткое описание

Мировое экономическое развитие перешло в постиндустриальную, или информационную, эпоху. Индустриальное развитие проходило под девизом «Свободу предпринимательству». Центральный девиз информационной эры - «Свободу нововведениям». Устойчивое развитие производства и общества в долгосрочном плане зависит, как это стало понятно, не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства. Научно-технический прогресс (НТП) является основной инновационной стратегией экономического поведения предпринимателя в условиях современной конкурентной экономики. Вхождение предприятий и организаций в постиндустриальную эпоху требует применения особых управленческих приёмов, которые составляют содержание инновационного менеджмента Инновационный менеджмент является самостоятельной экономической дисциплиной, которая входит в более общую современную науку - инноватику.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент - Лекции + Словарь терминов.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

Нематериальные активы оформляются через бухгалтерию. Деловая репутация фирмы для бухгалтера - это превышение цены приватизируемого имущества над его первоначальной ценой. Эта разница включается в состав нематериальных активов.

Деловая репутация имеет наименование goodwill. В соответствии с зарубежной практикой goodwill - это преимущество, получаемое покупателем фирмы, когда он приобретает уже действующую фирму, по сравнению с созданием новой аналогичной по назначению фирмы.

Эти преимущества заключаются в следующем:

    • в выгодном географическом положении;
    • в налаженной системе снабжения и сбыта;
    • в хорошо отлаженном производственном процессе;
    • в использовании ноу-хау;
    • в определённых налоговых льготах, благоприятных условиях функционирования фирмы и т. д.

Таким образом, goodwill - это все положительные обстоятельства, присущие данному предприятию.

Существуют две основные формы использования ИС на предприятиях как части нематериальных активов:

    • применение в собственной хозяйственной деятельности
    • полная или частичная продажа прав на объекты ИС, принадлежащие данному предприятию.

Использование ИС в инновационной деятельности, в процессе конкурентной борьбы на рынке наукоёмких технологий

Прибыльность предприятия, производящего промышленную продукцию, определяется, прежде всего, способностью производить конкурентоспособную продукцию, что и может быть достигнуто за счёт использования новых технических достижений и применения новых технологий.

ИС для инновационных предприятий является сейчас не побочным продуктом разработок новых изделий, а самым главным оружием в конкурентной борьбе.

В отличие от патентов, ноу-хау имеют реальную ценность только в случае, если тайна надёжно охраняется и если ноу-хау уже сейчас приносит доход владельцу.

 

Лекция №13

Управление персоналом в инновационных организациях

Важными качествами персонала при его отборе в целевые творческие группы (ЦТГ) являются следующие:

    • целеустремлённость;
    • креативность как способность к выдвижению и обоснованию идей, которые могут помочь решить поставленную задачу;
    • инициативность;
    • упорство в достижении целей;
    • организаторские способности, опирающиеся на дидактические навыки, то есть на умение не только преподнести материал, но и постараться закрепить его в памяти других.

Наиболее высокую оценку получает тот кандидат, в котором способность к лидерству, выдвижению идей сочетаются с высокой ответственностью, дружелюбным отношением к ближайшему окружению, а оперативность и точность в работе сочетаются со своевременностью принятия решения.

Ключевой фигурой в инновационной деятельности становится интеллектуал, для которого наибольшее значение приобретает истинный смысл его труда и высокая внутренняя мотивация.

Довольно жёсткие требования, предъявляемые к личности инноватора, должны сочетаться с совершенствованием межличностных отношений и коммуникативных процессов. Если такое совершенствование достигает определённого уровня, а он является различным для разных целевых групп, то возникает ощущение, что создан и помогает в работе инновационный климат, о котором ранее говорилось, как бы одном из основных условий успешного осуществления инноваций.


Инновационная экономика предъявляет очень суровые требования к качеству персонала не только ЦТГ, но и инновационного персонала вообще. Вследствие проявления этих суровых требований при разработке и внедрении высоких технологий во многих ТНК происходит существенная ротация кадров или даже их сокращение. Под ротацией здесь понимается массовый перевод работников, ранее занятых в инновационных подразделениях, на другие участки работы, например , на производство, а чаще - в сферу сервиса.

На этапе отбора персонала, предназначенного для решения новых проблем, выдвижения идей и их последующей реализации, используют системы тестов, конкурентный отбор, систему повторных тестов после испытательного срока и т. п.

Руководителям ЦТГ и более крупных инновационных подразделений в каждом новом инновационном проекте необходимо определять критерий профессиональной успешности в очень узком секторе инновационной деятельности и применять на практике методики оценки профессионально значимых свойств и их динамики, а также учитывать принципы формирования профессиональных знаний и умений в обучении и профессиональной ориентации персонала.

ЦТГ, как правило, является основной, но не единственной ячейкой проектной инновационной команды. Эта команда состоит из следующих элементов:

    • ядра, в которые входят специалисты, работающие только над данной проблемой,
    • дополнительный технический персонал, который может быть временно прикомандирован к ядру проектной команды,
    • вспомогательный персонал.

Принципами функционирования проектной команды являются:

    • единство целей,
    • уверенность в полезности своей деятельности независимо от возможных результатов
    • профессиональная и человеческая солидарность Количественный состав ЦТГ может варьироваться от 5 до 11 человек.

Если же эта группа решает несколько взаимосвязанных проблем, то состав этой группы расширяется до 20 - 25 человек.

Статус работника ЦТГ определяется ценностью выдвигаемых и развиваемых им идей, готовностью к профессиональному риску.

Важным условием реализации проекта является только положительное взаимодействие людей в группе. В ЦТГ, как и в любой социальной группе, участники играют определённые роли. Участники с целевыми ролями отбирают и, в основном, решают групповые задачи. Есть сотрудники с поддерживающими ролями, от которых ожидается поведение, направленное на поддержание и активизацию жизнедеятельности всей группы.

Участники команды с целевыми ролями имеют следующие функции:

    • генерация идей и поиск возможностей их реализации,
    • постановка и периодическое решение задач,
    • прогнозирование,
    • анализ текущей и перспективной информации,
    • обобщение идей и мнений,

Участники команды с поддерживающими ролями имеют следующие функции:

    • установление критериев оценки решения задач,
    • разработка планов содержательных и процедурных мероприятий,
    • оценка вклада в общее дело каждого участника команды,
    • оформление в случае необходимости группового мнения ЦТГ,
    • согласование мнений и эмоций участников группы и дозированный вынос их за пределы группы.

В ЦТГ, как и в любой социальной группе, возникают неформальные взаимодействия. Они являются результатом реакции сотрудников на необходимость во взаимной поддержке, симпатиях, уважении и просто потребности в общении. Сплоченность и результативность деятельности группы являются следствием слаженного функционирования формальных и неформальных структур группы.

За исходную точку в понимании успешности протекания группового инновационных подразделениях принимается свойство коммуникативности и индивидуальные свойства отдельных сотрудников. Руководитель должен направлять деятельность сотрудников в русло социогенных, а не биогенных факторов, т. е. тех факторов, которые полезны в социальном отношении.

 

Лекция №14

Маркетинг инноваций

Маркетинг инноваций - это часть стратегического маркетинга. Стратегический маркетинг - это тонкий и дорогой инструмент прогнозирования параметров функционирования и развития организации в целом. Его результатом должны быть нормативы конкурентоспособности следующих явлений:

    • перспективных новшеств и товаров, которые будет выпускать организация;
    • технологий производства;
    • методов организации всех процессов на фирме;
    • методов менеджмента.

Такая прогностическая работа должна проводиться только на научной основе с применением методов системного анализа, исследования операций, стратегической сегментации рынка.

Нормативы конкурентоспособности, которые определены на стадии прогнозирования, передаются на стадию НИОКР, и только там можно экспериментально проверить возможности достижения при материальном воплощении заданных нормативов.

Стратегический маркетинг можно рассматривать в трёх аспектах:

Концептуально, как ориентацию любой разновидности деятельности организации на будущего потребителя.

Во времени, как самую первую стадию жизненного цикла объекта.

В пространстве, как первую общую функцию управления государственными, предпринимательскими и другими структурами, а также большими техническими системами.

Реализовать стратегию стратегического маркетинга на каждой стадии жизненного цикла любого объекта очень трудно, потому что это требует одновременного применения к одному и тому же объекту различных научных подходов.

Пафосом концепции стратегического маркетинга является переход от описательного применения маркетинговых подходов к исследовательскому и расчетному. От обучения к ответам на вопросы КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? СКОЛЬКО? необходимо переходить к обучению ответам на более трудные вопросы: КАК? ПОЧЕМУ? и К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕДЁТ В БУДУЩЕМ?

Понятие, которое существует в маркетинге и является ключевым - удовлетворение потребностей. Оно применяется только относительно индивидуума или группы индивидуумов.

В стратегическом маркетинге это понятие необходимо распространять и на производственные, технические, социально-экономические системы, для функционирования и развития которых следует определять потребности в разных видах ресурсов.

Для производственных и социально-экономических систем следует также определять потребности в технических системах и ресурсах для Разных форм воспроизводства:

    • капитального строительства,
    • технического перевооружения
    • расширения и реконструкции,
    • сопутствующего социального развития.

Получается, что в более широком толковании потребности - это разность между необходимым состоянием удовлетворения нужд общества (ожидаемым или возможным) в определённом виде ценностей и наличным, имеющимся состоянием объекта управления. Возникает следующая цепочка:

Потребности → Ценности →Товары в нормативах → НИОКР→ 
Производство → Реальный товар → Рынки →Потребитель.

Стратегический маркетинг относится к первым трём элементам цепочки, а тактический маркетинг - к последним двум (с реальными товарами). После первых трёх элементов начинается этап внедрения результатов разработки идей стратегического маркетинга в инновационную деятельность.

Когда инновационная деятельность подходит к этапу передачи результатов НИОКР в производство, наступает время применения производственного менеджмента, а производственный менеджмент уже тесно связан с тактическим маркетингом. Питер Друкер: «Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим решений, принимаемых сегодня».

Важной операцией в процессе инновационного маркетинга является анализ экономической конъюнктуры, то есть проявления на рынке факторов и условий воспроизводства и взаимосвязи инноваций с внешней и внутренней средой.

Конъюнктурообразующие факторы:

    • факторы макровоздействия,
    • факторы конкретной сферы воздействия.

К макрофакторам относятся:

    • циклические, экономические процессы,
    • элементы государственной политики в области приватизации, налогообложения,
    • бюджет,
    • пенсионная сфера,
    • наука и технология. 
      Факторы могут быть:
    • долгосрочными,
    • среднесрочными,
    • циклическими,
    • сезонными. 
      Макроэкономические факторы более всего влияют на:
    • строительство,
    • тяжёлое машиностроение,
    • добывающие отрасли

Сезонные факторы влияют на рынки продовольствия, туристических услуг, пассажирских перевозок.

Политика в области доходов населения влияет на рынки потребительских товаров, рынок жилья (первичный и вторичный).

Информация о работе Введение в инновационный менеджмент