Виды регулирования инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть особенности видов регулирования инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства.

В процессе работы необходимо выполнить следующие исследования и разработки:
Раскрыть сущность и содержание инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства.
Дать характеристику видам регулирования инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства.
Провести анализ применения стратегического управления инновациями на примере деятельности ОДО «Сотронав».
Дать экономическое обоснование применения инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВИДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА 6

2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ ОДО «СОТРОНАВ» 19

2.1 Организационно экономическая характеристика предприятия 19

2.2 Эффективность инновационной деятельности ОДО «Сотронав» 26

3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ ПО БЕЛАРУСИ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Вложенные файлы: 1 файл

Тема стратегическое управление инновациями в сфере туризма.docx

— 153.72 Кб (Скачать файл)

Например, А.И. Пригожин [27, с. 90] предлагает типологию нововведений по 9 признакам:

по типу новшества:

    • материально–технические (техника, технология, материалы);
    • социальные;
    • экономические;
    • организационно–управленчекие;
    • правовые;
    • педагогические;
    • по инновационному потенциалу:
    • радикальные (базовые);
    • комбинаторные (использование различных сочетаний);
    • модифицирующие (улучшающие, дополняющие);
    • по принципу отношения к своему предшественнику:
    • замещающие (вместо устаревшего);
    • отменяющие (исключают выполнение операций);
    • возвратные (к предшественнику);
    • открывающие (новые, аналогов нет);

по объему применения:

    • точечные;
    • системные (технологические, организационные и т.п.);
    • стратегические (принципы управления, производства);
    • по эффективности (целям):
    • эффективность производства;
    • эффективность управления;
    • улучшение условий труда и т.д.;
    • по социальным последствиям:
    • вызывающие социальные издержки;
    • новые виды монотонного труда;
    • вредные условия и т. п.;
    • по особенностям механизма своего осуществления:
    • единичные (на один объект);
    • диффузные (на многие объекты);
    • завершенные и незавершенные;
    • успешные и неуспешные;
    • по особенностям инновационного процесса:
    • внутриорганизационные;
    • межорганизационные;
    • по источнику инициативы:
    • прямой социальный заказ;
    • в результате изобретения.

Классификация инноваций по академику  Яковцу Ю.В. представлена на рисунке 1.2

Технологические

Экологические

Организационно-

производственные

Базисные

Улучшающие

Микроинновации

Инновации

Управленческие

Военные

Экономические

Социально-

политические

Государственно-

правовые

В духовной

сфере

Глобальные

Национальные

Региональные

Локальные

Точечные

В науке

В культуре

В образовании

В этике

В идеологии

религии

Разрушающие

 генотип

Преждевременные

Улучшение обреченной

системы

Псевдоинновации

Рисунок 1.2. Классификация инноваций по академику Яковцу Ю.В.

Примечание. Источник: [14, с.123]

 

М. Хучек [27, с. 93] предлагает классифицировать по 7 критериям:

1) оригинальность характера изменений:

    • оригинальные (творческие);
    • неоригинальные (подражающие);

2) степень сложности:

    • несвязанные (мелкие усовершенствования);
    • связанные (коллективный результат);

3) отрасль хозяйства:

    • материализованные (твердые);
    • нематериализованные (мягкие, управленческие);

4) степень новизны:

    • новинки в мировом масштабе;
    • новинки в стране или отрасли;
    • новинки на предприятии;

5) радиус действия:

    • внедренные вне предприятия;
    • внедренные на предприятии;

6) социально психологические условия  внедрения:

    • рефлекторно осознаваемые;
    • внедренные без длительного обдумывания;
    • запланированные;
    • внеплановые;

7) сфера применения:

    • технические и технологические;
    • организационные и экономические;
    • общественные (внепроизводственные).

К различным инновациям требуются  разные подходы к их осуществлению  и государственному регулированию.

«Основными критериями классификации  инноваций должны быть следующие:

    • комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;
    • возможность количественного (качественного) определения критерия;
    • научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

Для упрощения управления инновационной  деятельностью на основе классификации  инновации можно кодировать. Кодирование  может быть укрупнённым (с одним  знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками  для признака). При укрупнённом  кодировании код инновации будет  иметь 9 цифр.

Инновация развития – несколько отличный от предыдущего вид. Она внедряется медленно и продуманно, выводится  на рынок не спонтанно, а постепенно, является поддерживающей инновацией, способной предупредить старение существующего  товара.

 Для  туристского бизнеса необходимо  использование двух этих видов  инновации, так как туристский  рынок – рынок нестабильный, поддающийся  влиянию различных событий в  окружающих и смежных областях. В данных условиях турфирмы  должны не только создавать  новый продукт, но уметь своевременно  реагировать на новые изменения  в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать  способностью к созданию новых  методов работы и улучшению  результатов деятельности.

 Таким  образом, инновация – необходимый  пункт в программе развития и реализации турпродукта на рынке. Главная цель турфирмы – выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Именно с помощью инновационных аспектов в текущей деятельности фирмы есть возможность обеспечить своему турпродукту вполне стабильное существование на рынке.

Государство осуществляет все виды регулирования  инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая  форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной  политики, управление инновационной  деятельностью. Такая политика разрабатывается  на основе утверждения приоритетного  значения инновационной деятельности для современного общественного  развития.

Государство создает организационные, экономические  и правовые условия для инновационной  деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

    • развитие рыночных отношений,
    • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
    • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
    • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
    • расширение спроса на инновации,
    • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
    • содействие модернизации техники,
    • развитие лизинга наукоемкой продукции,
    • активизация предпринимательства,
    • пресечение недобросовестной конкуренции,
    • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
    • развитие экспортного потенциала страны,
    • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
    • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

 

    Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

    • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
    • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
    • кадровая поддержка инновационной деятельности,
    • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;
    • моральное стимулирование инновационной деятельности;
    • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
    • содействие интеграционным процессам, развитию международного сотрудничества в этой области;
    • защита интересов субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

 

    Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

    • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
    • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
    • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
    • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
    • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,

 

  Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

    • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
    • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

В Беларуси в качестве приоритетной была избрана "социально-регулируемая модель развития туристского рынка при ведущей  роли государственного управления в  целях концентрации инвестиционных потоков и координации усилий по освоению рекреационных ресурсов, формированию и продвижению национального  туристского продукта". С учетом того, что туристский комплекс в  рамках национальных хозяйств, как  правило, имеет ярко выраженную рыночную ориентацию, данный подход заметно  отличается от опыта зарубежных стран  и отражает общие тенденции построения в Беларуси социально ориентированной  экономики с сохранением ведущей  роли государственного сектора.

Каждая туристическая компания должна найти свой уникальный способ балансирования между стандартами  и инновациями, между равновесием  и противоречием, способствующими  развитию. При организации управления следует постоянно помнить о  том, что ресурсы компании ограничены.

Поэтому, развивая подразделения, работающие с потребителями, нельзя забывать об инвестициях в основной производственный процесс.

Творческий элемент в управлении должен сочетаться с изменением взаимоотношений  и форм взаимодействия подразделений  компании и отдельных сотрудников. Каждый заказ смежного подразделения  внутри компании должен восприниматься как запрос клиента, а каждая рекламация соседнего подразделения - как претензия  покупателя. Важное значение имеет отношение к потребителям. Сотрудникам компании всегда следует помнить правило: относитесь к клиентам так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.

Информация о работе Виды регулирования инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства