Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа
Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов
Структура инновационного кластера и последовательность осуществления входящих в него новаций определяется особенностями инновационной стратегии (см. табл. 3.1).
Таблииа 3.1. Выбор объектов и последовательности реализации инноваций
Последовательность выбора объектов изменений |
Особенности инновационной ситуации |
Применяемая инновационная стратегия |
Продуктовые + Сервисные + Организационные + Социальные + Технологические инновации |
Биб-ка работает в условиях использования традиционной технологии, является востребованной и известной местному сообществу. При этом не имеет средств на модернизацию оборудования, обновление технологии, характерен низкий инновационный потенциал и дифицит основных инновационных ресурсов. Требуется активизировать поиск новых возможностей обслуживания, новых партнеров, что позволит не только определить стратегию дальнейшего развития, но и подготовить коллектив к изменениям и провести технологическую реконструкцию. |
Стратегия диверсификационного развития |
Технологические + Социальные + Организационные + Продуктовые инновации |
Биб-ка обладает высоким инновационным потенциалом, устойчивыми ресурсами и прочими инновационными отношениями с партнерами, имеет возможность постоянно обновлять технологию и поддерживать развитие биб-ки на высоком организационном уровне, максимально комфортном как для сотрудников, так и для пользователей |
Стратегии интенсивного и интеграционного развития |
Социальные + Организационные + Технологические + Продуктовые + инновации |
Биб-ка имеет низкую общественную репутацию, дефицит всех основных видов ресурсов, низкую инновационную активность персонала. Сотрудники биб-ки не «видят» шансов развития и путей совершенствования деят-ти. Требуется вмешательство извне, назначение нового руководителя, формирование проектной рабочей группы, коорые смогут «свернуть» устоявшийся порядок «вещей», переориентировать его на новые направления, подготовить коллектив, провести реорганизацию структуры и управления, изыскать средства на технологическое перевооружение и организацию обслуживания на новом качественно более высоком уровне |
Стратегия сокращения отдельных направлений деят-ти |
13.2. Последовательность
осуществления инновационного
Превращение инновационной идеи в реальный объект изменений представляет собой сложный многоэтапный процесс (рис. 5). Охарактеризуем его основные этапы, подчеркивая их специфику применительно к библиотечной деят-ти.
Инновационный процесс начинается с осознания необходимости изменений и формирования образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. На этом этапе осознается ЧТО нужно изменить в биб-ке для того, чтобы ее функционирование было максимально эффективным и устойчивым по отношению к все возрастающему внешнему воздействию (конкуренции и росту цен на печатные издания и программные продукты, усложнению потребностей пользователей, сокращению ресурсов и пр.). Этот этап включает в себя определение потребности в инновации; формирование «портфеля» требований потребителей; поиск идеи новой услуги/продукции, соответствующей этим требованиям. Его результатом является определение новационной идеи и путей (возможностей) ее реализации в биб-ке, то есть инициация инновации.
Как мы отмечали, источники инновации могут быть различными. Однако большинство идей инициируется потенциальными потребителями.
СРЕДСТВА
ПРОИЗВОДСТВА
♦ Технические средства поиска обслуживания, направленное на
обработки, преобразования ↔ повышение комфортности и
и предоставления информации
♦ Новые виды носителей
информации и пр.
♦ Автоматизированные средства заимствованных из опыта биб-тек
учета, обработки и упорядочения
информации о ресурсах
и
технологических процессах
биб-ки
↓
↓
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ↓ УСЛУГИ И ПРОДУКЦИЯ ↓
♦ Создание новых отделов, секторов, служб ↓ Заимствование из запредельных ↓
временных проектных коллективов (команд) ↓ сфер деятельности новых ↓
♦ Изменение (расширение, сокращение) нетрадиционных видов обслуживания ↓
традиционных функций отделов (структур) ↓ (услуг/продукции, поиск новых ↓
библиотеки
♦ Изменения в практике планирования ♦ Разработка принципиально новых видов ↓
♦ Изменения в методике изучения и оценки ↓ обслуживания в соответствии с потребнос- ↓
рынка, спроса, ресурсов (возможностей) тями категорий пользователей ↓
♦ Изменения в применении приемов, средств ♦ Использование различных видов ↓
и методов общественных коммуникаций ↓ специализации(отраслевой, жанровой, ↓
биб-ки (каналы и средства рекламы
продукции,
функциональной)
publicity, public relation, методов I фандрейзинга)
♦ Изменения библиотечных
ценностей, идеалов,
принципов функционирования,
традиций
СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
♦ Приемы управления персоналом (профилактики конфликтов, функциональной разгрузки, стимулирования труда персонала, в формировании кадрового корпуса (привлечение в штат высококвалифицированных сотрудников и пр.)
♦ Повышение квалификации, карьерного роста сотрудников (содержание и методика производственного обучения, наставничества и пр.)
♦ Профессиональные коммуникации и «сетевое» взаимодействие библиотекарей (организации конференций, семинаров, собраний, внутриорганизационных мероприятий (посвящение в профессию, проводы на пенсию, профессиональных праздников и др.)
Рис 5. Последовательность осуществления инновационного процесса ФОТО 0776
Условием успешной инициации является недопустимость абстрактного решения проблемы без учета потребностей пользователей.
Выбор идеи должен осуществляться в условиях множественности вариантов. При этом, чем большее число рассматриваемых вариантов включает множество, тем более обоснован результат выбора.
Инициация инновации предполагает проведение специальных исследований. На основе полученных результатов формулируются цели, определяется инновационная стратегия, последовательность изменений, разрабатываются замыслы взаимосвязанных инноваций, определяются ресурсы и конкретные мероприятия по проектированию, организации библиотечного производства, продвижения новой услуги/ продукции.
Т.о., на первом этапе определяется, что, зачем, за счет чего и в какой последовательности будет подлежать изменениям.
На втором этапе реализации инноваций (инновационного цикла) важно определить, есть ли необходимые разработки на «рынке новшеств», где, кому и как их можно заказать и можно ли самим осуществлять разработку. На этом этапе предстоит не только найти нужные новшества, но и произвести отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, оценить возможность их заимствования и адаптации к конкретным условиям. В качестве оценочных параметров используются прогнозируемые показатели социально-экономической эффективности, объема необходимых (имеющихся и привлекаемых) ресурсов, особенности конкуренции, состояния и перспектив развития спроса, характера возможной стратегии.
В том случае, если поиск оказался непродуктивным, и готовых разработок (инновационных предложений), пригодных для применения не найдено, речь пойдет о необходимости следующего этапа инновационной деят-ти — создания новшества собственными силами или с использованием услуг другой организации (вуза, методического центра и пр.).
На третьем этапе формулируется инновационный запрос, отражающий инновационную потребность, аспекты и признаки предстоящих изменений, позволяющих разработать новшество.
Выбор места разработки зависит от инновационного потенциала биб-ки, ее кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Заказ на разработку новшества фиксируется в специальном документе — инновационной заявке, позволяющей конкретизировать все необходимые требования к потенциальному новшеству (новому объекту). Если же в биб-ке есть необходимый инновационный потенциал для самостоятельной разработки инновационной идеи, то для реализации инновации создается временная проектная группа, на которую возлагается весь комплекс работ от разработки новшества д0 внедрения.
Проектная группа, в соответствии с результатами оценки и выбора инновационной идеи, разрабатывает программу развития новой услуги/продукции и осуществляет детальное проектирование процесса ее производства и предоставления. Проектирование учитывает ресурсные ограничения, заложенные в программе развития и формирует конкретные решения, увязывающие спрос и ресурсный потенциал библиотеки. Конечная цель этого этапа не только создать новшество, но и подготовить библиотеку к его внедрению.
На четвертом этапе осуществляется организация производства пробных услуг/продукции и проведения лабораторных и рыночных испытаний. Считается, что отказ от испытаний новых услуг/продукции увеличивает степень риска инновационных разработок (94). Конечная цель заключается в том, чтобы определить все нюансы производственного внедрения новшества, подготовить информационную базу для осуществления нововведения и его превращения в инновацию.
Наконец, на пятом, заключительном этапе происходит главное — использование (освоение) инновации, ее слияние с существующим производством, осознание новых инновационных потребностей. Этот этап связан с организацией массового производства новой услуги/продукции. Этому предшествует предварительная подготовка рынка. Она заключается в информировании потребителей о намерениях библиотеки по внедрению новой услуги/продукции и ее основных характеристиках.
В процессе массового производства новой услуги/продукции осуществляется: