Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа
Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
Центральной задачей для любой организации, функционирующей в условиях ограниченности ресурсов, является определение того, что и как ей производить? Решение этих вопросов связано с реализацией продуктовых инноваций (57,58).
В ннноватике считается, что в основе любой новой услуги/продукции должна лежать базовая потребность, т.е. та основная нужда пользователя, мотивирующая его обращение в биб-ку за необходимой ему услугой/продукцией. Базовая потребность формирует замысел новой услуги/продукции.
Замысел продуктовой инновации строится на понимании основной выгоды, получаемой потребителем при удовлетворении базовой потребности. Именно выгода для пользователя определяет основные характеристики (свойства) услуги/продукции, которые учитываются при производстве нового продукта. Каждая базовая потребность требует удовлетворения еще целого комплекса сопутствующих потребностей, неразрывно с ней связанных. Поэтому при разработке продуктовых инноваций возникает необходимость в определении комплекса возможных дополнительных сервисных услуг, так называемого «подкрепления» обеспечивающего гарантии, стимулирование и дополнительное обслуживание (8;57;58). Характеризуя специфику создания и реализации продуктовых инноваций, мы будем опираться на имеющиеся представления о создании новых услуг/продукции в библиотечном деле и за его пределами.
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в биб-ках
Инновационной считается продукция, подвергавшаяся изменению свойств. Она включает новые (вновь внедренные) или усовершенствованные изделия. Считается, что термин «новая продукция» соответствует понятию «базисная или радикальная продуктовая инновация», а термин «усовершенствованная продукция» — понятию «инкрементальная или модифицированная продуктовая инновация». Понятие «инновационная продукция» соотносится с понятием «новый товар».
Й. Шумпетер считал, что «новыми» могут быть названы лишь те товары, которые совершенно неизвестны потребителю (152), однако в современной зарубежной деловой практике «новым» считается любой товар, выпускаемый фирмой не более 4 лет. Поэтому новизна товара выступает не сущностной, а качественной характеристикой.
По степени новизны различают следующие «новые» товары:
Понятие «услуга — новинка» приближается по смыслу к понятию нового товара. Под услугой-новинкой подразумевается:
Как уже отмечалось, новый товар (услуга) начинается с замысла, отражающего новую возможность удовлетворенна определенной базовой потребности. Затем в процессе разработки он постепенно превращается в новшество, далее в нововведение и. наконец, в инновацию.
Причем, как под новым товаром, так и под новой услугой понимается не просто новый способ удовлетворения потребностей, а такой, который дает возможность получения допол ннтельногоэкономического иди социального эффекта.
Учитывая, что новый товар (продукция, изделие) или услуга считаются не более 4 лет, их существование рассматривают в контексте фаз жизненного цикла — промежутка времени от замысла продукта до его снятия с производства:
С учетом фаз составляют продуктовую рыночную программу, учитывающую цели и возможности разработки, выпуска, продвижения (сбыта) и дальнейшей замены (модификации) товара.
Инновационная продукция создается для внедрения, коммерциализации (продажи) и трансляции в социальной среде. Последовательность решения вопросов о том, что создавать и как продвигать, отражается в «продуктовой» (рыночной) программе, фиксирующей достоинства нового товара, возможности его создания и продвижения. В ней определяется комплекс взаимосвязанных задач, позволяющих ответить на вопросы:
Ответы на поставленные вопросы позволят предусмотреть и спрогнозировать все нюансы жизненного цикла продуктовой инновации, обеспечить ее полезность, востребованность для потребителя и выгодность для производителя (8,с. 80;208).
Создание и реализация продуктовых инновации основаны на стратегическом управлении и выполнении маркетинговых функций:
Создание продуктовых и сервисных инноваций в биб-ках осуществляется при помощи «ассортиментного моделирования».
Ассортиментом библиотеки называется вся совокупность услуг/продукции, отражающая рыночные возможности биб-ки и прогноируемую конъюнктуру спроса (32;42).
Очевидно, что любая биб-ка работает для пользователя, и о том, насколько доступны библиотечные ресурсы, многогранны ее возможности, свидетельствует ее ассортимент. Ассортиментная работа (ассортиментное моделирование) включает манипулирование (создание, модификацию, ликвидацию) услугами/продукцией конкретной биб-ки с целью их формирования в однородные группы, максимально соответствующие потребностям целевых рынков в определенный момент времени (42).
Кроме термина «ассортимент» в библиотечном деле наибольшее употребление получил термин «номенклатура» услуг/продукции. Однако, его используют, как правило, для обозначения перечня платных библиотечных услуг/продукции, не разбивая на однородные группы.
В лит-ре подчеркивается близость, а иногда и идентичность понятий «ассортимент» и «номенклатура». Вместе с тем, существуют достаточно отчетливо выраженные различия между данными понятиями. Понятие номенклатуры охватывает видовое разнообразие услуг. Оно является следствием дифференциации характеристик спроса и имеет целью максимально возможное приспособление структуры оказываемых услуг к структуре потребностей и платежеспособности потребителей. Ассортимент услуг представляется более широким понятием. Он не ограничивается видовым разнообразием предложения, формируется с учетом положений концепции жизненного цикла и нуждается в постоянном обновлении. В лит-ре содержатся различные предложения по построению рационального ассортимента (32; 41; 42; 94).
Учитывая неоднородность и разноплановость итоговых продуктов деят-ти биб-ки, считается целесообразным группировать услуги/продукцию биб-ки в однородные, так называемые ассортиментные группы, состоящие из тесно связанных между собой, (в силу схожести их содержания и функционального назначения), услуг/продукции.
В ассортимент включается несколько групп услуг, в совокупности отражающих рыночные возможности биб-ки, и прогнозируемую конъюнктуру спроса. Группы услуг формируются на принципах адресности, обновляемости и вариативности версий, востребованности (ликвидности) и конкурентоспособности. Ассортимент строится на профессионализме исполнителей, обеспечивающих надлежащий уровень оперативности и качества обслуживания (32;41;42). Основой моделирования является учет социальных потребностей а внутренних резервов биб-тек (32; 41; 42).
Для формирования ассортиментных групп услуг в современном библиотековедении используется предметно — деятельностный подход (32, с. 66). В перечень ассортиментных групп включены:
Услуги/продукция могут разбиваться на определенные ассортиментные группы и с учетом стадии их жизненного цикла. При этом каждому продукту присваивается статус, позволяющий причислить его еще к одной из шести возможных групп:
Рациональное построение ассортиментного ряда требует определения целесообразности соотношения структурных групп. Принято считать, что ассортимент соответствует критерию рациональности, если его 75-85% (по объему предоставления) находятся в основной и поддерживающей группах (94).
Ассортимент характеризуется с помощью определенных параметров, таких как: широта, насыщенность, глубина, гармоничность (41;42). Под широтой ассортимента понимается количество используемых ассортиментных групп. Насыщенность характеризует общее число отдельных услуг/продукции, содержащихся в каждой из групп и в общем перечне услуг. Глубина означает степень вариативности, наличие модификаций в рамках соответствующей ассортиментной группы. Под гармоничностью подразумевается достижение наибольшей близости, взаимодополняемости, сочетаемости услуг/продукции внутри и между ассортиментными группами с точки зрения их содержания, использования, требований организации производства, каналов распространения и пр.
Ассортиментная работа в биб-ках, включает создание всего комплекса продуктовых, сервисных и технологических инноваций, а не только разработку платных услуг и продукции.
Продуктовые инновации дополняются сервисными, разработкой дополнительных, вспомогательных («прибиблиотечных») услуг, повышающих комфортность обслуживания и стимулирующих пользователей к привлечению продуктов профильной деят-ти биб-ки. С их помощью создаются дополнительные удобства и обеспечивается более высокий уровень качества обслуживания.
Для обозначения таких услуг особого назначения в библиотековедении используется понятие «библиотечно-информационный сервис» — специально организованное вспомогательное обслуживание, оказание соответствующего комплекса сопутствующих услуг (41; 42).
В качестве базовых критериев оценки библиотечно-информационного сервиса рассматривают:
Организация ассортиментной работы и сервиса соотносится с процессами создания продуктовых и сервисных инноваций и входит в задачи маркетинговой деят-ти. Цель ассортиментной работы — создание нового продукта и продвижение его на рынок. В процессе этой работы определяются: