Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:32, научная работа
Цель данной работы — выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ИННОВАТИКА КАК ТЕОРИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности
1.2. Инноватика: содержание и направления развития
1.3. Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ
2.1. Цели и содержание стратегического управления изменениями
2.2. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В БИБЛИОТЕКЕ
3.1. Виды инноваций
3.2. Последовательность осуществления инновационного процесса
3.3. Разработка инновационных проектов
3.4. Реализация продуктовых и сервисных инноваций
3.4.1. Основные понятия, характеризующие продуктовые изменения в библиотеках
3.4.2. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктовых изменений
3.4.3. Определение групп целевых потребителей услуг/продукции библиотеки
3.4.4. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктовых инноваций
3.4.5. Ассортиментное регулирование
3.5. Реализация технологических изменений
3.6. Реализация управленческих изменений
Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ
4.1. Создание инновационного климата
4.2. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки
4.3. Библиотечный менеджер как лидер преобразований
4.4. Обучение, переобучение и повышение квалификации руководителей и персонала библиотек
4.4.1. Обучение инновационной деятельности
4.4.2. Переобучение и повышение квалификации руководителей
и персонала библиотек
Глава 5. НАУЧНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
5.1. Роль и функции научно-методических служб библиотек в реализации инноваций
5.2. Направления и методика изучения инноваций
5.3. Распространение и продвижение новшеств
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области
Приложение 2. Образцы инновационных документов
2.1. Заявка на участие в целевой программе
2.2 Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте
2.3. Структура инновационного проекта
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)
2.5. План выполнения проектных работ
2.6. Форма инновационной заявки
2.7. Форма инновационного предложения
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований
3.2. Заявка на проведение исследования
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме:
«Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования
4.1. Библиотечная инноватика как направление библиотечного образования
4.2. Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования
Предыстория проведения семинара
Приложение 5. Словарь основных терминов
наблюдение за точным исполнением мероприятий инновационного проекта (программы) и соблюдением сроков;
оценка соответствия параметров услуги/продукции и реальных характеристик спроса;
внесение (при необходимости) корректировок в параметры (свойства) услуги/продукции;
разработка рекламных мероприятий;
формирование тактических мероприятий по стимулированию спроса на новую продукцию/услуги биб-ки;
анализ рекламаций, позволяющих определить перспективы и возможности модификации услуг и продукции;
новшества, подтвердившие свою эффективность и возможность реализации в инновации, подлежат диффузии - распространению в профессиональном сообществе и за его пределы.
Т.о., весь инновационный процесс от анализа инновационной ситуации и осознания потребности в изменениях до внедрения новшества и получения социального/экономического эффекта - замкнутый, повторяющийся процесс. Станет ли новшество инновацией, покажут результаты внедрения, экономический и социальный эффект.
3.3. Разработка инновационных проектов
Планирование и реализация инноваций в различных сферах общественной практики осуществляется на основе проектного управления (не является здесь исключением и библиотечное дело).
Проблемам проектной деятельности в биб-ках посвящены публикации Н.В. Жадько, Ю.Ф. Черняковой, П. Силфверьерга, Д. Э. Уэйгард и др.
Термин «проект» используется в двух значениях — во-первых, для обозначения цикла работ, направленных на разработку и реализацию идеи в инновацию, и во-вторых, для обозначения пакета документов, фиксирующих особенности этой реализации.
Как цикл работ, он обусловлен последовательностью осуществления всей инновационной деятельности биб-ки и технологией управления изменениями, т.к. является частным проявлением и того, и другого. Проект (проектная работа) представляет собой сочетание последовательных и целенаправленных действий, позволяющих достичь результатов в условиях ограниченных и жестких сроков (26, с. 43).
Проектная работа включается 4 этапа:
Осуществление проектных работ при реализации инноваций позоляет упорядочить процесс изменений и добиться наибольшей их эффективности.
Рис. 6 Цикл проектных работ ФОТО 0778
Инновационные проекты могут быть различными как по масштабам, так и по содержанию.
По масштабам инновационные проекты подразделяются на:
По содержанию — на:
Проект по разработке новшества нацелен на то, чтобы воплотить инновационную идею в инновационную разработку. Если же при анализе рынка было найдено готовое новшество, пригодное для заимствования, то осуществляется проект внедрения (заимствования) новшества. В ходе этой работы происходит уточнение всех особенностей внедрения, расчет и привлечение всех необходимых ресурсных затрат и «подгонка» имеющейся разработки к конкретным условиям. Проект по поддержке инноваций — это деят-ть по привлечению дополнительных ресурсов.
Он представляет собой цикл работ, включающий:
Инновационный проект как пакет документов (проектная документация) фиксирует цели и задачи разработки, внедрения новшества (реализации инновации), графики выполнения инновационных процессов, объемы применяемых средств и затрат труда, сроки изготовления, особенности новой продукции услуг, каналы ее продвижения, цены, меры по стимулированию, особенности продвижения (рекламы) и дополнительного сервиса и т.д. Для каждой идеи, связанной с разработку продукта, в проектах отражается подробное описание его свойств, особенностей, выгод для потребителей, что позволяет создать продукт, в наибольшей степени отвечающий их интересам.
Как любой документ, инновационный проект имеет определенную структуру. В соответствии с существующими методическими рекомендации в него включают:
На практике используются, как правило, «облегченные» варианты, приемлемые и удобные для библиотекарей. Так, к примеру, в пакет проектных документов Брянской обл. биб-ки им. Ф.И. Тютчева включены: описание проекта (постановка проблемы/цель и задачи проекта; характеристика деятельности /этапы реализации, задачи этапов и применяемые формы и методы работы; оценка возможных результатов и дальнейшее развитие деятельности, сроки исполнения проекта; описание организации — ответственного исполнителя).
Если рассматривать проектную работу в контексте инновационной деятельности, то структура проекта должна быть существенно дополнена специфическими разделами. Учитывая опыт оформления проектной документации за пределами библиотечной сферы, в пакет документов предлагается включать следующие разделы (18, с. 224; 136, с. 426):
Благодаря такой структуре инновационный проект может использоваться как документ внешнего информирования (для поиска партеров, «друзей библиотеки»: спонсоров, меценатов и пр.) и как документ внутреннего использования, источник информации для всех сотрудников, вовлеченных в проект (для формирования адекватных представлений и ожиданий от предстоящей работы и определения последовательности всех действий).
Для внешнего информирования предлагается использовать первые 2 раздела инновационного проекта. Обоснование социальной значимости инновационной идеи и резюме руководителя проекта, дополненные краткой информацией о деятельности данной биб-ки (название; статус; краткая история развития, миссия; зона обслуживания; основные категории пользователей; направления деят-ти; общие достижения; круг «друзей биб-ки» — попечители, журналисты, представители власти), могут быть использованы для привлечения инновационных ресурсов и положены в основу проекта поддержки инновационной деят-ти.
Как документ внутреннего использования инновационный проект содержит разнообразные формы фиксации расчетных показателей, ресурсного обеспечения и последовательности выполнения конкретных акций. В качестве примера формы, фиксирующей этапы выполнения проекта, может служить, например, такая форма:
Название проекта |
Руководитель проекта | ||
Состав проектной группы | |||
Детальный план реализации проекта |
Сроки окончания работ |
Ответственные исполнители |
Форма контроля (плпнируемый результат) |
Этапы |
Важнейшим вопросом инновационного проектирования считается экспертиза инновационных проектов — это процедура комплексной верки и контроля. Она включает: оценку качества нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в проект, профессионализма руководителя проекта и его команды; достоверности расчетов; возможностей достижения цели и пр.
Экспертиза, выполненная квалифицированными специалистами в области менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учетами пр., позволит биб-кам избежать многих проблем в реализации проекта. Эксперты, приглашенные для участия на основе контрактов или договоров о сотрудничестве или спонсорской (попечительской) деят-ти, могут составить экспертную группу сотрудников, специализирующихся в различных областях деят-ти. Экспертная оценка осуществятся на основе анализа содержания проекта, принимая во внимание четкость изложения замысла и целей проекта; качественные характеристики (фундаментальный, междисциплинарный, прикладной характер); точность расчетов и научно-методическую проработку проблемы; наличие публикаций по теме проекта. Эксперт (экспертная группа) оценивает содержание проекта, его актуальность, приоритетность и новизну для отрасли.
В России экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). В последние годы российские учреждения, в том числе и биб-ки, стали участниками разнообразных конкурсов на предоставление финансовой поддержки в форме грантов от различных организаций, прежде всего таких как Фонд «Евразия» и Институт «Открытое общество» Фонда Сороса, что в большой степени способствовало развитию проектной деятельности биб-тек (26). Выявление и учет конкурсных предложений государственных и негосударственных организаций позволит биб-ке получить дополнительные источники финансирования своей инновационной деят-ти.
Реализация проекта во многом зависит от активности его исполнителей — команды разработчиков: проектной группы и ее руководителя.
Руководитель отвечает за формирование проектной группы, за ход реализации и результат проектной работы.
В проектную группу включают специалистов, работающих совместно и согласованно для достижения целей проекта и несущих общую ответственность за результаты работы. Численность такой группы не должна превышать 9-12 человек, что по мнению исследователей, позволяет обеспечивать психологические и материальные преимущества, признать и поощрить индивидуальные особенности сотрудников (20). В состав таких групп приглашают людей с различными знаниями, умениями, навыками, личностными качествами, что позволяет каждому участнику лучше осознать и проявить свои потенциальные возможности.
Деят-ть проектных групп будет эффективна при соблюдении ряда условий: если четко определены цели, ее участники действуют, как одна команда, а имеющихся ресурсов достаточно для того, что оы выполнить все поставленные в проекте задачи (20; 134; 140; 141).
Преимуществами проектных групп по сравнению с традиционными отделами являются: использование специалистов разных областей (комплексирование знаний); простота структуры (минимальность иерархических ступеней); самостоятельность участников при принятии решений; кратчайшие пути поступления информации (20, с. 427).
Ключевым моментом формирования проектных групп является утверждение, что каждый ее участник отвечает не только за свой вклад, но и за результат деят-ти всей команды.
В качестве признаков такой группы называются: