Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:40, лекция
Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны.
Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны. Несмотря на явную динамику во многих странах мира по усилению внимания к формированию различных программ и концепций, в большинстве случаев законодательство направлено на отдельные элементы регулирования инновационной деятельности.
В XX веке первую строку в гонке по инновационной деятельности заняли США. Причиной этому является высокая эффективность национальной инновационной системы страны. Этому результату способствовало стимулирование инновационной политики на саморазвитие компаний в жесткой конкурентной борьбе. Схожие программы национальной политики применяются во многих странах мира, однако, только в США они носят систематичный характер. Ориентация на конкуренцию является главным инструментом, стимулирующего компании к концентрации инновационной активности и улучшении производственной деятельности. Высокий уровень конкуренции во многом способствовал возникновению именно в США технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, а также специальных экономических зон инновационного типа.
Принятый в 1890 закон
«Шермана» являлся законодатель
Р даже крупных компаний.
В США была выпущена целая серия законов с целью поддержки инновационной деятельности, развития высокотехнологичных отраслей промышленности и проведения научно-технических разработок. К числу таких законодательных актов следует отнести следующие:
Таким образом, в США начало правового регулирования берет начало в 70-е гг. 20 века. В 1976 г. в США был принят закон «О государственной научно-технологической политике, организации и приоритетах», который и на сегодняшний момент является основным нормативным актом, определяющий основные цели, ключевые задачи и приоритетные направления научно-технической деятельности США, а также правовые принципы создания и организации финансово-хозяйственной деятельности основных органов государственной власти, участвующих в реализации научно-технической политики государства.
До 1980 года, когда началось активное создание нормативно-правовой базы инновационной сферы США, результаты НИОКР, которым финансировались из государственных источников, переходили в собственность государства. Очевидно, что такое положение дел не создавало у научных коллективов высокой стимула в коммерческом применении своих исследований.
В связи с этим существенное значение для инновационной деятельности в США послужило принятие в 1980 году законов Бэя-Доула и Стивенсона-Уайдлера о технологических инновациях, которые создали благоприятные условия для использования частным сектором результатов научных исследований при финансовой поддержки государства.
Закон Стивенсона-Уайдлера содержит совокупность административно-технических и иных мер по внедрению долгосрочной программы развития инновационно-технологической деятельности и создания благоприятного климата для кооперации государственного и частного сектора экономики.
Главной целью закона являлось стимулирования более качественного использования финансовых ресурсов государства, реализуемых частным сектором инновационных проектов, включая изобретения, программное обеспечение, учебные технологии.
Закон также предусматривал разработку на базе университетов других некоммерческих организаций науки и технологий или их объединений Центров промышленных технологий (Central for industrial technology), которые в свой деятельности по развитию технологических инноваций должны активно принимать участие по привлечению специалистов из промышленности и университетов для осуществления совместной инновационно-технологической деятельности, развивать исследовательскую базу. Эта база фактически была необходима для технологического развития и инновационной деятельной, для которой коммерческие компании не имели достаточных стимулов, но которая имеет достаточное стратегическое и экономическое значение, например в области промышленных технологий.
Таким образом, закон Стивенсона-Уайдлера об инновационно-технологической деятельности, реализую политику сотрудничества государственного и частного сектора, создал определенные условия для передачи инноваций: активизация взаимодействия федеральных лабораторий промышленными предприятиями в основном путем передачи информации полученных исследовательских данных. Основные пункты этого закона вполне могут быть взяты на вооружение при разработке основополагающего нормативно- правового акта в области инноваций в Российской Федерации. Главным образом имеет значение необходимость создания генерируемой среды коммерциализации инновационных разработок, а также развития инновационной инфраструктуры.
В России также
предпринималась попытка
В заключении Правительства РФ от 14 мая 1999 г. N 2179п-П8 на проект Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" говорится, что необходима доработка законопроекта по разным секторам направленности.
Также заслуживает внимания принятый в 1980 году Закон № 96-517 (Закон Бэя-Доула). Данный закон стал отправной точкой в регулировании патентного законодательства, объектов интеллектуальной собственности. Правовой акт предоставлял университетам, некоммерческим организациями и малым предприятиям права собственности на объекты интеллектуальной собственности. Объекты финансировались за счет средств бюджета, на условиях что они способствовали процессу коммерциализации путем предоставления лицензий на использование инноваций коммерческими предприятиями.
Изменения в патентном законодательстве устранили препятствия связанные с патентными правами вузов, и создали благоприятную почву для государственной патентной политики. Данная политика утвердила, что университеты имеют право на новшества созданные при участии государственной поддержки. После принятия этого акта началось увеличение числа организаций при вузах, которые проводили консультации по оформлению лицензий и внедрению новшеств.
Вовлечению малого и среднего бизнеса
в инновационную сферу
В этой связи нельзя не отметить принятие Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При этом следует особо подчеркнуть, что данным Законом, помимо общих мер поддержки малого и среднего бизнеса, были впервые выделены специфические формы и виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Так, в статье 22 данного Закона устанавливается, что оказание такой поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления за счет бюджетных средств может осуществляться в виде создания специализированных организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения деятельности указанных организаций. Кроме того, поддержка может оказываться в форме содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, а также путем создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства.
В 1984 году был принят закон о кооперативных исследованиях (Cooperative Research Act), который предавал большое значение для регламентирования процесса передачи технологий. Следствие принятие закона было выведение за рамки действия антитрестовских законов создание научно-исследовательских объединений с участием корпораций и университетов.
Согласно принятому в 1988 году в США «Комплексному закону о торговле и конкурентоспособности» был учрежден Совет по вопросам конкурентоспособности и разработан комплекс мер по расширению государственной поддержки инновационного предпринимательства. В начале 90- х. гг., как часть реализации этого закона, Департаментом торговли был запущены две программы развития: «Инициатива стратегических партнерств» (ускорение коммерциализации НИОКР) и «Новая технологическая инициатива (технологическое обучение о консультирование фирм).
Для того чтобы предоставил право федеральным лабораториям заключать коммерческие соглашения с университетами и частными компаниями для проведения совместных научных исследований, был принят в 1989 году Закон о передаче технологий в интересах национальной конкурентоспособности.
Идея проведения совместных научных исследований государственными и частными организациями получила развитие в Законе о национальном трансфере технологий и достижений 1995 года (Nation Technology Transfer and Advancement Act of 1995). Этот закон определил что:
Процесс трансфера технологий получил развитие в законе 2000 года о коммерциализации к новым разработкам. Первый вариант предусматривал передачу разработки после приобретения лицензии на нее; второй вариант предусматривал получение новой технологии при совместном проведении научного исследования с государственной лабораторией. Как не сложно догадаться, этот закон направлен на активизацию взаимодействия частных американских компаний с федеральными исследовательскими организациями.
Большое значение для ускорения процессов передачи технологий имел закон 1984 г. о кооперативных исследованиях (Cooperative Research Act), который вывел за рамки действия антитрестовского законодательства создание на доконкурентных стадиях НИОКР научно-исследовательских консорциумов с участием промышленных компаний и университетов.
Принятые ранее законы в конце 80-х годов приобрели новое звучание после вступления в силу двух дополнительных нормативных актов – о передаче технологий (Federal Technology Transfer Act, 1986 г.) и национальной конкурентоспособности (National Competitiveness Act, 1989 г.). Первый касался в основном федеральных лабораторий, находящихся в оперативном управлении правительства, второй – государственных лабораторий под управлением неправительственных контракторов (университетов и промышленных фирм). Эти законы определили, в частности, порядок заключения соответствующих лицензионных соглашений и разделения роялти. Они обеспечили промышленным компаниям правовые гарантии на использование интеллектуальной собственности, возникающей в результате соглашений о кооперативных исследованиях с федеральными лабораториями, и дали последним право на роялти от практического применения их изобретений, созданных в рамках подобных соглашений.
Тем самым дан открыт зеленый свет для проведения совместных проектов НИОКР промышленными фирмами и финансируемыми из бюджета лабораториями (CRADAs). Уже к 1994 г. количество таких проектов превысило 2600 (в 1989 г. их было менее 300). В них активно участвовали как малые, так и самые крупные компании.
Информация о работе Инновационная деятельность России, США и Япония