Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:40, лекция
Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны.
До последнего времени в основе развития японских НИОКР лежал принцип широкого заимствования технологии из-за рубежа, с последующим ее быстрым усовершенствованием и оперативным внедрением в производство. Однако возросшие трудности в приобретении новых зарубежных патентов и лицензий побудили Японию встать на путь развития собственных исследований не только в прикладной, но и в фундаментальной области.
Именно поэтому
Япония существенно расширяет
Для создания финансовой базы развития
капиталоемких отраслей на основе внедрения
новой технологии Япония пошла по пути
стимулирования различных видов сбережений
посредством привлечения денег населения
в японскую систему почтовых сберегательных
вкладов и частные депозиты в коммерческих
городских и региональных банках.
Японский банк развития был создан в 1951 г. с целью предоставления долгосрочных дешевых кредитов фирмам, действующим в новых развивающихся отраслях промышленности. Кредиты этого банка могут покрывать до 30-50% издержек инвестиционных проектов в приоритетных областях.
Финансовая деятельность Японского банка развития так же, как налоговая система и государственные субсидии, является инструментом государственного регулирования деятельности частных фирм в сфере НИОКР в целях ускорения развития национальной экономики.
Необходимо отметить, что, благодаря государственному регулированию в области кредита, японские фирмы имеют возможность получать значительные финансовые ресурсы для развития и внедрения новой технологии по низкой цене. Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий.
В системе государственного управления инновационной деятельностью политика в области внешнеэкономических связей играет важную роль. Для эффективной инновационной деятельности национальных фирм имеет значение не только государственное регулирование международного технологического обмена, но и регулирование внешнеэкономической деятельности в целом. Регулирование импорта воздействует на характер конкуренции национальных фирм с иностранными компаниями, оказывая, тем самым, влияние на уровень коммерческого риска и, таким образом, на инновационную активность.
Регулирование
экспорта выступает в качестве фактора
доступности иностранных
Японская система НИОКР коренным образом отличается от США именно той ролью, которую играет в этом деле правительство. Вопреки общепринятому ошибочному мнению, правительство Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы.
Хотя, на самом
деле, в США весь сектор обрабатывающих
отраслей получает значительные дотации
на НИОКР, некоторые отрасли японской
промышленности зависят от правительственного
финансирования НИОКР в очень значительной
степени. Спустя некоторое время субсидии
американского правительства стали меньше
концентрироваться в самолетостроении,
ракетостроении, в промышленности, производящей
телекоммуникационное оборудование, но
их вложение возросло до 25 % в чугунолитейной
сталеплавильной промышленности и почти
до 40 % в производстве нержавеющих металлов.
Напротив, японское правительство уменьшило
долю субсидий на НИОКР в машиностроении.
Это была последняя отрасль, которая должна
была получить в начале 1970-х годов существенную
долю субсидий на НИОКР от правительства
TakafusaNakamura “ThePostwarJapaneseEconomy”, Tokyo, UniversityofTokyoPress,
1995.
Роль государства в финансировании науки
в Японии значительно ниже, чем в других
развитых странах. И это не только из-за
практического отсутствия общенациональных
военных программ. Ничтожная доля затрат
государства в промышленных (отраслевых)
научно-исследовательских разработках
(на порядок меньше, чем в других развитых
странах, включая Германии.) свидетельствует
о том, что японские компании несут полную
финансовую ответственность за отраслевые
исследования и разработки, за всю инновационную
деятельность.
Анализ последних тенденций государственного финансирования науки показал, что иллюзии относительно возможного вклада в экономику результатов исследований по военному ведомству уходят в прошлое. Наиболее наглядные подтверждения этой точки зрения – успехи Японии на самых передовых направлениях научно-технического развития, целиком опирающиеся на гражданские технологии, и в частности, тот факт, что разработанная японскими корпорациями микроэлектроника успешно используется в американской военной технике.
Японская модель интеграции науки и производства состоит в том, что в ее основу положена стратегия превращения страны из потребителя иностранных технологий, рационализированных и модернизированных, в страну "законодателя мод" в технике, творца новых технологий, прежде всего, по таким приоритетным направления, как информационные системы, роботостроение, биотехнология, новые материалы.
Модель в интеграции предполагает строительство центров, в которыхтерриториально и в управленческом плане было бы целесообразно сосредоточить НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Такая интеграция воплотилась в строительство городов – технополисов. Проект создания технополисов – одно из важнейших стратегических направлений многоцелевой программы японского правительства по достижению поставленной глобальной задачи – завоевание Японией безусловного технологического лидерства. Согласно высказыванию Ш.Тацуно, американского специалиста по японским технополисам, "стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства” Ш.Тацуно ‘Стратегия - технополисы”, Москва, Прогресс,1989 год .
Стремясь продвинуть
новую технику и технологию дальше, чем ее
конкуренты, Япония планирует достичь
технологического превосходства с помощью
шестицелевой программы, основанной на
использовании прошлого опыта и промышленной
мощи. План, отражающий задачу успешно
вывести страну вперед в XXI веке, включает
в себя следующие стратегические направления:
- стратегическое направление № 1 – параллельная
реализация научно-технической программы;
- стратегическое
направление № 2 – стратегические
международные союзы;
- стратегическое направление № 3 – проект
"Технополис";
- стратегическое направление № 4 – создание
телекоммуникационных сетей;
- стратегическое направление № 5 – рисковый
капитал и венчурные фирмы;
- стратегическое направление № 6 – селективное
поощрение импорта.
В отличие от прошлого, указанные выше
направления развития не связаны ни с
большими бюджетными расходами, ни с применявшимися
ранее японским правительством методами
регулирования и изменения структуры
промышленности. Они в максимальной степени
используют преимущества положительных
изменений в японском обществе и тенденции
к приватизации капиталовложений.
Возрастающая роль государства в финансировании науки, подготовке кадров, создание материальной и информационной структуры, а также в обеспечении налоговых, амортизационных и других экономических привилегий для НТП в частном секторе, обеспечивает развитие сферы НИОКР и укрепление научного потенциала и совершенствует сам рыночный механизм создания, тиражирования и использования нововведений. Государственное регулирование должно содействовать росту наукоемкости частных компаний, созданию мотивации к научно-техническому развитию, новаторству для всех субъектов экономики. Таким образом, главная целевая функция государства в этой сфере совпадает с основной задачей государственного регулирования вообще – это повышение экономической дееспособности главных хозяйствующих субъектов – корпораций и фирм, поддержание их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. В связи с тем, что в современных условиях экономический успех и конкурентоспособность определяются в основном научно-техническим потенциалом, научно-техническая политика становится важнейшим инструментом государственного регулирования.
Следует отметить, что уже в настоящее время в результате объективных процессов в Японии, а также в большинстве других стран определились главные направления будущего технологического уклада, а именно: информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии, новые материалы и новые источники энергии, поиски путей защиты окружающей среды, освоение космического пространства. Именно эти направления наиболее весомы в оценках их многостороннего эффекта и глубины воздействия на все сферы человеческой деятельности. Все перечисленные направления уже вышли за пределы фундаментальных теоретических открытий и формируют мировые технологические рынки.
Хотя зарубежный опыт передачи технологий не может служить панацеей от всех бед российской экономики, он заслуживает внимательного изучения, особенно, в части обеспечения эффективного использования общественных ресурсов.
Информация о работе Инновационная деятельность России, США и Япония