Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов инновационной деятельности. Задачей данной работы является определение сущности инноваций, рассмотрение этапов их внедрения, способов оценки, а также установление особенностей инновационной деятельности в современной России.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия «инновации» 3
1.1 Понятие «инновации» 3
1.2. Инновационный процесс 4
1.3. Классификация инноваций 6
Глава 2. Управление инновационным процессом 8
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 9
2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 10
2.4. Фильтрация идей 12
2.5. Проверка концепции и экономический анализ 13
2.6. Разработка и испытание нового продукта 14
2.7. Пробный маркетинг 15
2.8. Коммерческая реализация. 17
Глава 3. Оценка инновационных проектов 19
3.1. Общая экономическая эффективность инноваций 19
3.2. Методы оценки инновационных проектов 19
3.3. Экспертиза инновационных проектов 32
Заключение 43
Библиографический список 45
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия «инновации» 3
1.1 Понятие «инновации» 3
1.2. Инновационный процесс 4
1.3. Классификация инноваций 6
Глава 2. Управление инновационным процессом 8
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 9
2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 10
2.4. Фильтрация идей 12
2.5. Проверка концепции и
2.6. Разработка и испытание нового продукта 14
2.7. Пробный маркетинг 15
2.8. Коммерческая реализация. 17
Глава 3. Оценка инновационных проектов 19
3.1. Общая экономическая эффективность инноваций 19
3.2. Методы оценки инновационных проектов 19
3.3. Экспертиза инновационных
Заключение 43
Библиографический список 45
ВВЕДЕНИЕ
В мировой экономической
Разработка, внедрение в
производство новой продукции имеют
для фирм важное значение как средство
повышения
Инновационный менеджмент –
одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем
уровне руководства компании. Его
целью является определение основных
направлений научно-
Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов инновационной деятельности. Задачей данной работы является определение сущности инноваций, рассмотрение этапов их внедрения, способов оценки, а также установление особенностей инновационной деятельности в современной России.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИИ»
1.1 Понятие «инновации»
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомимся с различными взглядами на ее сущность.[1]
В литературе насчитываются
сотни определений. Например, по признаку
содержания или внутренней структуры
выделяют инновации технические, экономические,
организационные, управленческие и
др. В настоящее время
Международные стандарты
в статистике науки, техники и
инноваций - рекомендации международных
организаций в области
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.
1.2. Инновационный процесс
Термины "инновация" и
"инновационный процесс" не однозначны,
хотя и близки. Инновационный процесс
связан с созданием, освоением и
распространением инноваций. Научно-технические
разработки и нововведения выступают
как промежуточный результат
научно-производственного
Из сказанного следует, что
инновацию-результат нужно
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.[1]
Следовательно, научно-технические инновации должны:
а) обладать новизной;
б) удовлетворять рыночному спросу;
в) приносить прибыль
Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).
1.3. Классификация инноваций
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.[7]
1. В зависимости от
технологических параметров
2. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
3. По месту в системе
(на предприятии, в фирме)
4. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
5. В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ
2.1. Роль НИОКР
в менеджменте фирмы как
На рис. 1 приведена схема включения технологии в формирование позиции конкурентного успеха фирмы, но модернизированная применительно к инновациям (НИОКР).
Рис. 1. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы [1].
Начало процесса формирования
конкурентного успеха фирмы при
выведении на рынок нового продукта
лежит в пересечении множеств
маркетинговых и научно-
Таким образом, при проведении НИОКР следует учесть:
2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок
Этот процесс включает этапы от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В это время фирма создает потенциальные варианты, получает представление потребителей о них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки и даже потери на последующих. Поэтому разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних этапах. Основные этапы этого процесса отражены на рис. 2 [1].
Рис. 2 Процесс разработки и вывода
товара на рынок
2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей
Разработка любой инновации начинается с генерации идей — постоянного и систематического поиска возможностей создания новых товаров. Этот этап — задающий в инновационном процессе. Для успешной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.
Анализируя информационные потоки, стимулировавшие возникновение нововведения, и выделяя те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы "технологического подталкивания" и "подтягивания спросом". В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерческую) информацию: первая содержит сведения о существующих технологических возможностях решения той или иной проблемы, вторая — о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является "подтягивание спросом". Так, за рубежом в среднем в 75 процентах случаев источником нововведений являются рыночные факторы. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых в ходе специальных исследований (опросы клиентуры, групповые обсуждения, анализ поступающих писем и жалоб) желаниях и нуждах потребителей. Затем на удовлетворение этих желаний ориентируются научные исследования и конструкторские разработки, и результате появляются такие товары как шариковые дезодоранты, светлое пиво, легко открываемые банки с газированными напитками.