Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:15, курсовая работа
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику страны на уровень мировых стандартов.
Сравнительный анализ развитых
и развивающихся стран позволил
также установить, что фирмы в
развивающихся странах и их регионах
часто вынуждены
Если основу кластера составляет
деятельность иностранной фирмы, то
это дает возможность усилить
внешние связи кластера, увеличить
его производительность, внести непосредственный
вклад в дополнительное инвестирование
и занятость местного населения.
Казахстан и страны СНГ пропустили
момент, когда в развитых странах
произошла "региональная революция",
выразившаяся в том, что трансформировалась
организация экономического пространства.
Наряду с интегрированной (централизованной)
моделью пространственной организации
территории, характерной для
3.2 Создание концепции кластерного развития.
По экспертным оценкам, на рынке потребительских товаров, за исключением продуктов питания, доля казахстанских производителей составляет не более 10%.
Львиная доля розничного товарооборота, оцениваемая приблизительно в 10 млрд. долларов ежегодно уходит из страны. В этих условиях особенно актуально развитие кластерных технологии, отмеченных в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева.
Понятие кластерного развития включает создание такого уровня кооперации в производстве, какого-нибудь конкретного товара по качеству не уступающим лучшим зарубежным аналогам, когда включенные в данную систему предприятия, специализирующие на производстве комплектующих изделий от самого начала и до конца технологического процесса действует как единый механизм на любой стадии гарантировано обеспечивающие высокое качество производство. При этом речь не идет о концентрации производства в одних руках, а в вовлечении в процессе производства средних и мелких производителей, являющихся базой для формирования столь важного среднего класса. Тем самым обеспечивается развитие действующих и создание новых, небольших размерах, но новейших по качественным параметрам технологии малых и средних предприятии.
В мировой экономике такой подход не является новым, так как она в целом была положена в основу экономического бума стран Юго-Восточной Азии в 80-90-х годах прошлого столетия.
Сама постановка проблемы предполагает решение трех важнейших для экономики задач:
1. на рынке потребительских
товаров обеспечить как можно
больше присутствие
2. создание устойчивого слоя среднего класса;
3. вовлечение в производственный
сектор трудовых ресурсов за
счет безработных и секторов,
где есть тенденция к
При выборе объекта кластера т.е. какой товар и где производить необходимо учитывать следующие факторы:
1. природно-хозяйственный;
2. экономические традиции;
3. наличие навыка производства у определенной части рабочей силы.
Природно-хозяйственный фактор
предусматривает наличие сырья
и материалов местного производства.
Под региональными
Организационная структура создания объекта кластерного развития можно представить из трех компонентов, каждая из которых должна осуществлять свою функцию:
1. государственный орган, как заказчик и координата проекта;
2. научно-производственный центр, создаваемый на базе региональных университетов;
3. предприятия-участники
проекта как объект кластера
и ответственные за
Круг вопросов,
которые должен решать
- Использование субсидии
и льготного кредитования для
создания первоначального
Необходимость данных мер диктуется тем, что при внедрении кластера в качестве одного из основной целей выступает как можно широкое привлечение именно представителей малого и среднего бизнеса, и закуп новейшего технологического оборудования из лучших зарубежных аналогов они не могут осуществлять полностью на свои финансовые средства.
По существу, речь идет об акцентированной на отечественного производителя из представителей малого бизнеса макроэкономической политики государства. Поэтому вопрос выделения субсидий и льготных кредитов на долгосрочный период не только решаема, и насущная необходимость.
- Проведение активной
фискальной политики
- Внедрение новейших технологий
предполагает соответствующий
В круг задач научно-
1. востребованность товара на рынке на краткосрочный и долго срочный период и масштаб рынка;
2. выбор технологий, соответствующий лучшим зарубежным аналогам;
наличие нужных материалов и сырья местного производства;
1. степень воздействия
на проект внешних и
2. определение величины эффекта мультипликаций;
3. степень финансового риска..
Каждая из этих вопросов требует
тщательного анализа и
К примеру, при выборе технологии
по производству газобетонного кирпича
в качестве альтернативы могут рассмотрены
лучшие зарубежные линий производства
стран ЕЭС, России, Китая, Турции технологических
линии производительностью 200 тыс
м.куб. в год, закупаемый в странах
ЕЭС стоит приблизительно 30 млн.
дол. США, в России 8 млп. долл. В Китае
3.5-4 млн. долл. при аналогичных технических
характеристиках конечного
В задачу научно производственного
центра входит также финансовая экспертиза
проекта и рекомендаций, содержащие
основные этапы осуществления проекта
с учетам введения мер фискальной
политики, поэтапное финансирование
и возвратность этих средств, с учетам
ставки дисконтирования, создание право
устанавливающих документов членов
коопераций с четким ограничением прав
и обязанностей участников. И, наконец
в функций научно-
3.3 Особенности
развития кластерного
В условиях модернизации отечественной
экономики особое значение отводится
внедрению передовых
Государственное регулирование
развития инновационных процессов
должно сводиться, прежде всего к
тому, чтобы в сфере
Современная институциональная
экономика республики объединяет деятельность
многих институтов развития, а именно:
Национального инвестиционного
фонда, Национального инновационного
фонда, Центра маркетинговых и аналитических
исследований, Центра трансферта и
инжиниринга технологий, Государственной
корпорации по страхованию кредитов
и инвестиций. Однако в настоящее
время институциональная
К одному из основных направлений
государственной экономической
политики на перспективу относится
модернизация отечественной экономики.
Другими словами, всемерное использование
лишь сырьевого фактора имеет
все же больше негативных последствий,
нежели позитивных. Модернизацию национальной
экономики следует
1) изменение структуры ВВП;
2) исходя из первого
следует необходимость
3) рост удельного веса
производства товаров и услуг
с высокой конечной стоимостью.
В основе реализации данных
направлений, на наш взгляд, заложена
идея кластеризации
а) величине ВВП на душу населения;
б) размерам и развитости частного сектора и бизнеса, другими словами, количеством национальных компаний, имеющих передовые позиции на мировых рынках товаров и услуг.
ВВП на душу населения в республике с учетом дефлятора доллара США составлял в 2004г. порядка $2300-2400. По данному показателю Казахстан находится на уровне Южной Кореи (52568 в 1985-1986 гг.), Тайваня ($2310 в 1980г.), Японии ($2181 - 1970г.), США ($2151 в 1954-1955 гг.). В 1995г. В Южной Корее ВВП на душу населения составил $10000. Относительно второго сравниваемого показателя следует сказать, что республика соответствует уровню Южной Кореи и Тайваня 70-х годов 20 в. Так, численность компании Самсунг в 1980г. составляла 75 тыс. чел. Производство продукции (в ценах 1996г.) достигало $6,34 млрд., причем, на долю экспорта приходилось $3,32 млрд. Экспорт в 1995г. достиг $100 млрд. В настоящее время страна занимает 5-е место в мире по производству автомобилей, 2-е - по производству судов, 3-е - по экспорту текстиля.
В условиях Казахстана обеспечение
устойчивой конкурентоспособности
национальной экономики возможно на
основе внедрения передовых