Инновационнлое развитие РК и инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику страны на уровень мировых стандартов.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновациооное развитие и инновации.docx

— 90.73 Кб (Скачать файл)

 

К основным особенностям кластеров  следует отнести:

 

1) осознание юридическими  лицами необходимости создания  кластера;

 

2) финансовую независимость  участников кластера;

 

3) достижение интересов  каждого участника в единой  цепочке создания новой добавленной  стоимости;

 

4) наличие в кластере  сети формальных и неформальных  связей между участниками, основанной  на рыночных отношениях;

 

5) наличие необходимых  факторов и условий для производства  и реализации готовой продукции,  т. е. обеспечение всего жизненного  цикла товара и др.

 

Долгосрочная специализация  страны в несырьевых отраслях базируется на развитии отраслевых кластеров. Из анализа 150 секторов национальной экономики  с учетом критериев привлекательности  рынка, спроса, предложения и перспектив развития выделено семь приоритетных направлений кластеризации. Согласно рекомендаций JAA и EGG 121, из данных направлений  кластеризации мы рассматриваем  кластеры горно-металлургического  комплекса и туризма. Поскольку  первый представляет «локомотив» экономического роста на кратко- и среднесрочную  перспективу, сырьевой двигатель экономики, а второй - представляется одним  из опорных двигателей не сырьевого  сектора, который сыграет решающую роль при диверсификации и модернизации отечественной экономики. В основном предлагаемые направления кластеризации  имеют ориентацию на экспорт. Это, прежде всего, предполагает расширение рынка, внедрение передовых технологий, соответствие производимой продукции  и услуг мировым стандартам и, в конечном итоге, повышение конкурентоспособности  национальной экономики. Поэтому продвижение  экспорта представляется одним из критериев  успешного экономического роста. Следующая  проблема заключается в продуманной, корректной оценке данного кластера. Далее необходимо разработать программу  действий по кластерам горной металлургии  и туризму.

 

Эффективность кластеризации  зависит от правильной государственной  экономической политики. При этом активизируется роль государства (предприятиям должна быть предоставлена возможность  получения льготных кредитов: кредиты  по низким ставкам процентов). Однако кроме макроэкономических инструментов: фискальная политика, регулирование  предложения денег и ставка процента предлагается совершенствование управления на микро и мезоуровнях. Необходимо совершенствование управления для  повышения конкурентоспособности  экономики в части оптимизации  взаимоотношений и взаимосвязей между следующими участниками: государство (регион) - бизнес - отраслевые ассоциации - НИИ и ВУЗы. Кроме того, успешная кластеризация обусловливает широкое  использование стимулирования: субсидирование, льготное налогообложение, льготное кредитований, а также отрицательных методов  воздействия: прекращение предоставления услуг инфраструктуры, отмена льготного  налогообложения, отзыв кредитов и  др. Кстати, в республике предусмотрены  льготные кредиты для развития кластеров.

 

Наглядным примером отрицательных  методов воздействия может служить  деятельность строительной фирмы в  программе развития горно-металлургического  комбината. Фирма получает кредит на льготных условиях для строительства  горно-обогатительного цеха. Однако часть средств фирма использует на строительство зоны отдыха, оставшаяся часть используется ею по назначению. Как видим, с позиций частного сектора кредит использован наилучшим  образом, однако с позиций соответствия первоначальной цели кредита эффективность

 

Аналогично и в секторе  туризма. Туристская фирма в соответствии с программой развития туризма в  Казахстане получает лицензию на занятия  туроператорской деятельностью  в области внутреннего туризма (в связи с этим ею были получены права на льготное налогообложение), однако по этой лицензии фирма занималась нелегальной деятельностью. В связи  с этим усиливается роль государственного регулирования за выдачей лицензий и их использованием по назначению. Таким образом, один аспект проблемы состоит в выделении средств  и выдаче разрешительных документов, а другой аспект заключается в необходимости контроля за их использованием, обусловливающего планирование и включение административных средств государственного регулирования. Причем, в этом случае особое значение имеет мониторинг не столько промежуточных показателей деятельности, сколько планирование и контроль, в частности, окончательного результата. Поэтому, если речь идет об экспортоориентированной подотрасли, то правомерно говорить об объеме экспорта продукции и предоставлении услуг в целом.

 

Для успешной кластеризации  юридическим лицам необходима поддержка  государства. Данные субъекты могут  относиться к секторам экономики, в  которых большую часть представляют государственные предприятия (коммунальная сфера, тяжелая промышленность, транспортный и энергетический секторы и др.). Данные отрасли могут быть представлены естественными монополиями, объектами  военно-промышленного комплекса, а  также отраслями, для которых  характерны принципы и посылки теории экономии масштаба. В этих условиях особое значение отводится государственному регулированию экономики, в частности, стратегическому планированию и  мониторингу за выполнением намеченной программы.

 

Учитывая основные положения  концепции кластеров, для республики в деле кластеризации главная  проблема состоит, во-первых, в трансформации  акцента с ресурсодобывающих  отраслей на недобывающий сектор, во-вторых, в росте производительности в  недобывающих отраслях и, в-третьих, в  росте производства и экспорта продукции  со значительной долей добавленной  стоимости.

 

Минерально-сырьевой сектор экономики страны имеет основные предпосылки для межгосударственной кластеризации, поскольку данный сектор представляет интерес для стран  ближнего и дальнего зарубежья. В  процессах модернизации и в условиях интеграции республики в мирохозяйственную  систему особое место отводится  горно-металлургическому комплексу  как приоритетному и базовому комплексу национальной экономики, обладающему значительным экспортным потенциалом.

 

Объемы добычи минерально-сырьевых ресурсов характеризуются тенденцией стабильного роста. При этом отметим  следующее;

 

1) данная тенденция практически  не зависит от колебаний внешнего  и внутреннего спроса;

 

2) поскольку наша страна  не имеет влияния на изменение  ситуации на мировом рынке  сырья, справедливо предположить, что связь между объемами добычи  ресурсов и ценами на них  в наших условиях в целом  не коррелируема. Тем не менее,  конъюнктура на мировом рынке  сырья отражается на изменении  доли экспорта конкретной продукции.  В частности, это относится  к добыче и экспорту железных, марганцевых, полиметаллических руд, проката черных металлов и др. Объем добычи сырья по данному комплексу составляет около 50% от общего объема добываемого сырья в стране. Существующий потенциал минерально-сырьевой базы является основным фактором для развития в республике цветной и черной металлургии, нефтехимии.

 

В горно-металлургическом комплексе, прежде всего, ставится вопрос не только о добыче и первичных процессах  обогащения и передела. В частности, в золоторудной подотрасли диверсификация предусматривает добычу и производство золота, производство сплавов, то есть законченный цикл: от руды до готовых  ювелирных изделий. При этом предполагается сотрудничество с производителями  российских алмазов, а также иностранными специалистами по изготовлению ювелирных  изделий. Таким образом, региональный кластер трансформируется в трансграничный. В республике возможно эффективное  развитие кластеров: нефтехимического (АО «Разведка Добыча «Казмунайгаз»), кластеры по информационным технологиям (технопарки) и др.

 

Что касается сектора туризма, следует отметить, единая технологическая  цепочка, заключающаяся в реализации туристского продукта (путевка, транспортные, страховые услуги и др.), в данной сфере предполагает объединение, координацию  усилий, по обеспечению предоставления потребителю полного спектра  рекреационных услуг. В частности, в буферной зоне Аксу-Жабаглинского  природного заповедника в настоящее  время имеются все предпосылки  для организации экологического и экстремального туризма: гостевые дома на основе местных сообществ, услуги гида-экскурсовода, организация охоты, фотоохоты, альпинизма и т.д.

 

В целом кластер объединяет сеть поставщиков, производителей, потребителей, инфраструктуры, НИИ, ВУЗов, взаимодействующих  и объединенных единой целью и  процессом создания добавленной  стоимости. Сущность, структуру кластеров  можно представить в виде следующей  модели.

 

При этом собственно экономическое  развитие представляется как объективный  результат совместных усилий государства, бизнеса, а также научно-исследовательских  институтов и образовательного сектора. Для обеспечения долгосрочного  экономического роста необходимо усиление внутренних связей между указанными юридическими лицами. Если рассматривать  кластер как своеобразную экономическую  систему, то он формирует совокупность отраслевых и внутриотраслевых взаимосвязей. Главная цель кластера состоит в  постоянном росте эффективности  факторов производства.

 

Кластеризация обусловливает  значительные возможности для интеграции республики в мирохозяйственное  сообщество. Поскольку речь идет не только об обмене ресурсами, технологиями и «ноу-хау», но также и о создании:

 

1) устойчивых субконтрактинговых  схем в конечном итоге;

 

2) формирование трансграничных  кластеров.

 

Однако для этого необходимы:

 

1) благоприятный инвестиционный  климат в стране;

 

2) создание совершенной  конкуренции;

 

3) создание единого информационного  пространства.

 

Два последних фактора  формируют успешный деловой климат в стране для организации международного сотрудничества. Конкурентоспособность  экономики обусловливается определенным кругом факторов и особенностей: экономических (на макро- и микроуровне), социальных, экологических, исторических, этнических, культурных и т.д. Для нашей республики формирование кластеров, в частности, в горно-металлургическом секторе  и туризме на наш взгляд, должно осуществляться по классической схеме.

 

Согласно теории кластеров, конкурентоспособные на мировом  рынке фирмы определенной отрасли  должны концентрироваться в одном  регионе.

 

При этом роль государственного регулирования усиливается, поскольку  создание кластеров обусловливает  участие многих юридических лиц, действия которых должны быть взаимоувязаны  и согласованны. Действия и поведение  субъектов бизнеса в развитой рыночной экономике регулируются

 

конкуренцией. В странах  с развивающейся рыночной экономикой данное регулирование возлагается  на государство.

 

Инновации затрагивают при  этом конкурентоспособные фирмы, поставщиков, потребителей, посредников, конкурентов. Все эти субъекты содействуют  друг другу и стимулируют рост взаимной конкурентоспособности.

 

Однако формирование кластеров  зависит и от уровня развития экономики  страны. В странах с развитой экономикой кластеры имеют четкое проявление. В развивающихся странах большинство  предприятий имеют «местное базирование  или представляют иностранные дочерние подразделения. Экспортные отрасли  проявляют тенденции к существенному  потреблению ресурсов и затрат труда». Для фирм в развивающихся странах  характерна вертикальная интеграция. Кроме производства собственной  продукции, им зачастую приходится производить  и необходимые энергоресурсы  и т. д. Таким образом, кластерный подход исследования микро- и мезоэкономических  процессов становится базовым аналитическим  инструментом управления всех уровней. Для формирования промышленной политики наряду с построением национальной инновационной системы учет кластерной основы конкурентоспособных производств  имеет важное значение.

 

В качестве индикаторов международной  конкурентоспособности выпускаемой  продукции отраслей, включенных в  кластеры, приняты:

 

1) превышение доли продукции  отрасли на мировом рынке над  суммарной долей страны в общей  мировой торговле;

 

2) превышение отраслевого  экспорта над импортом.

 

Причем, потенциальная конкурентоспособность  имела место при превышении следующих  мировых показателей:

 

1) темпов роста объемов  продаж;

 

2) прибыли и инвестиций;

 

3) уровня производительности  труда в отрасли.

 

Развитие кластеров обусловливает  учет следующих факторов:

 

а) сбалансированность развития основных и сопутствующих производств  и специализированного сервиса;

 

б) высокий уровень внутренней конкуренции;

 

в) научно-исследовательский  и инновационный потенциал;

 

г) интенсивное внутри кластерное взаимодействие в рамках совместных проектов и функционирования межотраслевых  организаций.

 

Кластеры представляются основным фактором развития региональной экономики. Устойчивые кластеры, к которым  относится металлургический комплекс, характеризуют позитивную динамику формирования элементов кластера и  внутрикластерного взаимодействия.

 

Для формирования успешной государственной  экономической политики наибольший интерес представляют устойчивые и  потенциальные кластеры. Для Казахстана как страны с недостаточным уровнем  открытости экономики отмечается значительная зависимость от мировых тенденций  развития. Современная политическая и экономическая ситуация на мировом  уровне зависит от потенциала сырьевого  экспорта стран. Данная тенденция сохранится на среднесрочную перспективу. Если рассматривать различные периоды  развития национальной экономики (кратко-, средне- и долгосрочный периоды), то, на наш взгляд, наиболее благоприятным  представляется среднесрочный период развития. Это обусловлено с ростом спроса на сырьевые ресурсы. И в этом случае для республики приемлемо  использование модели развития Норвегии, Канады, Австралии и др. стран. Сущность опыта этих стран сводится к известной  модели использования денежных средств  от экспорта стратегических ресурсов, а именно на развитие:

Информация о работе Инновационнлое развитие РК и инновации