Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:35, контрольная работа
Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Введение
1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
1.2 Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
2. Характеристика инновационных технологий в образовательных учреждениях
2.1 Современные инновационные технологии в образовании
2.2 Инновационные образовательные технологии в образовательных учреждениях РК
Заключение
Список использованной литературы
Перемены в обществе, инновационные
изменения в образовании
-Психолого-педагогическая служба;
-Работает клуб творчески работающих учителей “Поиск”;
-Вводятся новые формы уроков;
-Учителя, ученики участвуют
в научно-практических
Внеклассная и внеурочная работа направлена на развитие творческой личности. Учителя, являясь деловыми партнерами, не подавляют личность, а дают возможность ученику познать себя, свое “Я”, убеждают ребенка в своих огромных возможностях. Воспитание в гимназии строится на убеждении, что каждый гимназист уникален и неповторим, он талантлив, способен. Он может проявить себя во всем. Дети создали организацию самоуправления “Шугила”. Организацию возглавляет Президент со своим министерством. Организация имеет свой флаг, гимн. Каждое министерство проводит мероприятия, является и сценаристом, и режиссером, и конкурсной комиссией, а педагоги - их помощники и союзники.
Первый Темиртауский Классический Лицей, г. Темиртау[14, 6].
В 1992 году при учебно-информационном центре “Зерде” Темиртауской городской администрации был открыт воскресный экономический лицей для старшеклассников как экспериментальная площадка для создания нетрадиционной школы. В марте 1993 года воскресный лицей стал членом Международной ассоциации “Лицей” с правом защиты своей научной темы. Позднее он был преобразован в Первый Темиртауский Классический Лицей.
В воскресном лицее прошли
апробацию программы
В 1993-1994 учебном году учебно-методическая база лицея, четыре десятых и два одиннадцатых класса размещались в здании завода ВТУЗа и занятия шли по системе “Лицей-ВУЗ”. Дисциплины ВУЗовского цикла велись преподавателями института, что позволило выпускникам лицея не только сдать экзамены в различные ВУЗы, но и успешно адаптироваться в ВУЗовской системе обучения.
Задачи личностного, социального,
эмоционального развития учащихся, решаемые
коллективом педагогов в
Заложились традиции лицея, получили завершенность эмблема, Герб, Гимн, Конституция лицея, был избран орган самоуправления - Сенат. Впервые сборная лицея участвовала в Международной олимпиаде школьников в Москве. Из 150 участников лицеисты вошли в призовую десятку.
В 1994 году лицей начал работу по полной организационной структуре.
0 отделение - воскресный лицей для детей 5 - 6 лет
I отделение - подготовительное (1 - 4 классы)
II отделение - основная школа (5 - 9 классы)
III отделение - старшая школа (10-11 классы)
IV отделение - послелицейский период адаптации.
Одновременно с зарождением и становлением лицея, проект его развития был представлен в Фонде “Сорос-Казахстан” для участия в конкурсе проектов инновационных учебных заведений республики и получил Грант в сумме 5000 долларов США.
В коллективе лицея работает 72 человека и получают образование 512 лицеиста. За десять лет работы 325 лицеиста получили полное лицейское образование.
Ведущие цели Лицея:
Возрождение духовного образа жизни, восстановление естественной связи ребенка с природой, расширение миропонимания, содействие способностям и желаниям лицеистов решать возможные личные и социальные проблемы.
Решаемые задачи:
1. Организация процесса
выявления и осознания
2. Создание условий для
удовлетворения потребностей
3. Формирование в лицее на уровне взаимоотношений “учитель - ученик”, “ученик - ученик”, “учитель - учитель”, “учитель - родитель - ученик” специфического эмоционального поля взаимоотношений.
4. Обеспечение преемственности
в осуществлении комплексной
программы психолого-
5. Изучение, апробация, разработка
и внедрение форм и методов,
обеспечивающих инновационные
Формирование личности происходит
благодаря природным силам
Определясь в выборе принципов, лицей продолжает опираться на идею приоритетов американского психолога-гуманиста Роджерса:
-жизнь важнее теории;
-личность важнее проблем;
-настоящее важнее прошлого и будущего;
-понимание и сопереживание важнее совета и интерпретации;
-личностная зрелость и интуиция важнее инструкций и методик;
-мудрость ребенка важнее знаний, умений, навыков взрослого.
Поэтому основополагающими принципами в лицее являются:
1. Принцип ценности личности и ее уникальности.
Он заключается в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимости, индивидуальности, способностей детей и, соответственно, в утверждении необходимости построения образовательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности. Не личность подгоняется под одну из существующих в обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность. Этот принцип в конечном итоге задает максимально индивидуализированный учебно-воспитательный процесс, который реализуется в гибких учебных планах и программах.
2. Принцип приоритета
Процесс личностного развития
ребенка рассматривается как
ведущее звено образовательного
процесса. Обучение выступает лишь
как средство развития личности, а
не как самостоятельная цель (в
традиционной системе обучения и
воспитания приоритет, хотим мы этого
или не хотим, отдается процессу приобретения
ребенком знаний, умений и навыков,
по которым в конечном итоге и
оценивается эффективность
3. Принцип ориентации на зону ближайшего развития (Л. С. Выготский).
Принцип включает в себя как дифференциацию обучения в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступный для него “уровень трудности” в освоении фрагментов содержания образования, так и построение совместно с каждым учащимся индивидуальных зон его личностного развития.
4. Принцип эмоционально-ценностной ориентации образовательного процесса.
Принцип предполагает единство чувства, мысли и поведения в педагогическом процессе. Это обеспечивается как поддержанием особой системы межличностных отношений, так и специальным построением учебных планов и программ.
Следование этим принципам лежит в основе управления детьми (воспитательной системы) и способствует созданию особого “духа” лицея, эмоционально-комфортной среды.
Деятельность Лицея отражена в пакете локальных документов, разработанных директором с участием педколлектива, родительской общественности и лицеистов. Это:
1. Устав Лицея;
2. Концепции развития Лицея и цикловых методических комиссий;
3. Программа опытно-экспериментальной работы с приложением индивидуальных комплексных программ профессионального роста и научно-методической деятельности педагогов;
4. Программа деятельности психологической службы;
5. Программа работы с одаренными детьми;
6. Программа управления детьми (воспитательной работы);
7. Учебный
план и его психолого-
8. Комплексный план научно-методической работы;
9. Положения: “О создании социо-культурного пространства”, “О методических комиссиях”, “О кабинете”, “О классном руководителе”, “О конкурсе “Учитель года”, “Об оплате труда”, “Об информационно-методическом центре”, “О журналистском корпусе”, “Единые требования организации образовательного пространства”.
Учебно-материальная база Лицея:
- учебных кабинетов - 32, в том числе: лингафонный - 1; информатики и вычислительной техники - 2 (на 30 рабочих мест, оснащенных ЭВМ последнего поколения);
- спортивный зал - 1;
- тренажерный зал - 1;
- библиотека - 1 (с книжным фондом в количестве 46915 экземпляров и ежегодной подпиской более 70 периодических изданий РК и России);
- информационно-методический центр - 1;
Приемная, бухгалтерия, библиотека, психологическая служба, учительская комната, ИМЦ, учебная часть - оснащены компьютерами, соединенными в единую локальную информационную сеть, и обеспечены оргтехникой;
Столовая - на 190 посадочных мест, оснащена современным кухонным оборудованием;
Спортивная площадка - с комплексным оборудованием для занятий в летне-осеннее и зимнее время.
Содержание и специфика управления развитием Лицея:
Задача педагогического менеджмента состоит в непрерывном, закономерном развитии системы деятельности, обеспечивающей реализацию коллективной цели. В управленческо-педагогической деятельности Лицея можно выделить три взаимосвязанных фазы: исследование развивающего пространства, организация коллективной деятельности в проблемной ситуации и рефлексия деятельности коллектива в целом и каждого человека в отдельности.
На первой фазе изучаются способности системы “коллектив - человек”, варианты ее функционирования и возможности возникновения основных противоречий в новой проблемной ситуации.
На второй создаются условия для коллективного понимания, изучения и решения проблемы.
В заключительной фазе выявляется экономическая ценность каждого члена коллектива в зависимости от его потребностей-способностей, в зависимости от его реального вклада в развитие коллектива в каждый конкретный момент коллективной деятельности. Поэтому экономическая ценность является величиной динамической и может мотивировать человека к потребности в максимальном развитии своих способностей.
Управленческая функция в лицее возлагается не только на формальных руководителей (директора и его заместителей), но и на всех членов педагогического и родительского коллективов, а также лицеистов. Человек - саморазвивающаяся система, именно поэтому каждый член коллектива одновременно является и самоуправителем.
Управление-самоуправление является единым процессом, который приводит к развитию человека, а следовательно и всего коллектива в целом.
Роль и позиция администрации по отношению к учителю похожа на роль и позицию учителя по отношению к ученику. Позиция администрации - организация процесса саморазвития самих учителей, создание условий для особой культуры диалога педагогов между собой, с администрацией, родителями лицеистов, их творческого поиска, самостоятельной выработки стратегии развития образования и воспитания в Лицее.
Программа управления детьми (воспитательной работы)
Ведущая идея:
Создание среды в соответствии с принципами недирективной педагогики (по К. Роджерсу).
Цели программы:
-Планомерное создание условий для формирования личности, которая приобретала бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойной человека.
-Предоставлять возможность каждой личности производить индивидуальный выбор образа жизни, научить ее производить этот выбор и находить способы его реализации.
-Управление детьми в контексте современных культурных достижений в системе, помогающей самоопределению и самореализации лицеистов в окружающем мире.
Задачи программы:
-Через творческое осмысление практики развития лицея к созданию среды, развивающей интеллект, нормативную, эмоциональную, экспрессивную составляющие личности лицеиста.
-Создание условий для возникновения и развития процессов самоопределения и самоконтроля детей и взрослых лицея.
-Обеспечение преемственности в осуществлении комплексной программы психолого-педагогического обеспечения лицеистов и педагогов.
Информация о работе Инновационные образовательные технологии