Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:11, курсовая работа
Цель работы: теоретический анализ психологических предпосылок развития инновационных теорий обучения в современном образовании.
Задачи исследования:
1. На основании изучения психолого – педагогической литературы осуществить анализ инновационных теории обучения;
2. Раскрыть психологические предпосылки организации инновационных теории обучения;
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы инновационных теорий обучения…………………………………………………………………………
1.1. Сущность понятия инновационные теории обучения…………………
1.2. Сущность, принципы проектирования и тенденции
развития современных образовательных технологий……………………
Глава 2. Психологические предпосылки развития инновационных теорий обучения в современном образовании……………………………..
2.1 Психологические предпосылки проведения проблемного занятия…………………….....................................................................
2.2 Имитационный тренинг и дидактическая ролевая игра…………….
2.3 Методика отсроченной оценки……………………..
Заключение……………………………………..
Список использованной литературы………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
проблемы инновационных теорий обучения…………………………………………………………
1.1. Сущность понятия инновационные теории обучения…………………
1.2. Сущность, принципы проектирования и тенденции
развития современных
Глава 2. Психологические
предпосылки развития инновационных
теорий обучения в современном образовании……………
2.1 Психологические предпосылки проведения
проблемного занятия……………………...............
2.2 Имитационный тренинг
и дидактическая ролевая игра……
2.3 Методика отсроченной оценки………
Заключение……………………………………..
Список использованной литературы………………………..
Приложения
Введение
Инновационные теории зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило введение программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
Инновационные теории в своей основе отличаются от традиционной по ряду таких параметров как цели, формы взаимодействия, мотивационно-ценностным установкам и тд. Например, в традиционном обучении учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей учителя и учебно-познавательной ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов педагога, в инновационном обучении единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация во взаимосвязи осваиваемой деятельности с многообразными формами взаимодействий между всеми участниками, изменяющимися на разных этапах усвоения содержания деятельности с целью поддержания высокого уровня мотивации и активности обучаемых; ученики выступают как субъекты учения, общения, организации, сотрудничающие с учителем.
Наблюдаемая в настоящее время инерция традиционной педагогики очень велика и ориентирует преимущественно на стимуляцию побуждающих мотивов, на мотивацию достижения: получить высокие баллы, успешно сдать сессию и т.д. Вот почему выявление психолого-педагогических характеристик, способствующих появлению познавательной мотивации с последующей ее трансформацией в мотивацию профессиональную, представляет собой одно из стратегических направлений развития педагогики высшей школы и инновационных технологий обучения.
Цель работы: теоретический анализ психологических предпосылок развития инновационных теорий обучения в современном образовании.
Объект исследования: инновационные теории обучения.
Предмет исследования: психологические предпосылки организации инновационных теорий обучения.
Задачи исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав .заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы инновационных теорий обучения
Развитие инновационных теорий обучения обусловлено в первую очередь изменениями, происходящими в системе образования. Основные тенденции развития современного образования таковы:
3.Фундаментализация
4.Индивидуализация обучения и индивидуализация труда обучающегося. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.
5.Гуманитаризация и
гуманизация образования
6.Компьютеризация образования. Компьютеры используются не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т.п.
9.Растут требования
к профессионализму
Это и ряд других тенденций по разному выражены в разных странах в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования. В настоящее время выделяются традиционные теории обучения и инновационные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.
Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio – восприятие) форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности.
К ним относятся хорошо известные: лекция, семинар, практические занятия, лабораторные занятия. Их результатом выступают «знания – описания» и навыки применять эти знания в типичных ситуациях.
Инновационное обучение (от лат. aktivus – деятельный), форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – не просто знания, не умения и навыки решать профессиональные задачи, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности, т. к. задачи, обстоятельства и ситуации деятельности могут меняться.
Одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний – это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения представляют возможность и обеспечивают проявление большей активности обучаемых, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатляется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.
1.2. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий
Инновационные теории зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило введение программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности. Формирование новых технологий должно осуществляться в следующей последовательности:
• определение возможностей
с помощью фундаментальных
• определение эффективности с помощью прикладных исследований;
• анализ потребностей и спроса среди обучающих и обучающихся;
• разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;
• тиражирование и
распространение программных
Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разработки порождает трудности, возникающие при внедрении технологий.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Процесс гуманизации высшего инженерного образования реализуется через:
• интеграцию профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующую развитию личностных качеств;
• переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации;
• внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по индивидуальным программам.
Указанные выше тенденции становятся реальностью благодаря разработке и внедрению современных образовательных технологий. Термин "образовательные технологии" более емкий, чем "технологии обучения", ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Современная технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:
• при сохранении коллективных форм обучения предоставить студенту возможность персонализации обучения по оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения вплоть до получения им второй специальности;
• способствовать оптимизации
обучения через внедрение инновационных
методов в широкую
• обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивация, актуализация цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);
• выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы знаний;
• не противоречить принципам и закономерностям педагогики. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Разработка этих технологий должна вестись в соответствии со следующими принципами, которые непосредственно связаны с указанными выше системными требованиями:
• принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;
• принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных педагогических целей;
• принцип нелинейности
педагогических структур и приоритетности
тех факторов, которые оказывают
непосредственное влияние на механизмы
самоорганизации и саморегуляци
• принцип адаптации процесса обучения к личности студента и его познавательным способностям;
• принцип потенциальной
избыточности учебной информации, создающий
оптимальные условия для
Наиболее полно эти принципы могут быть реализованы в учебном процессе благодаря разработке и применению открытых систем интенсивного обучения, дающих студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий, включающих:
• всесторонний учет характеристик
педагогической среды, в которой
будет проходить процесс
• соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента. Этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами;
• ускорение индивидуального освоения студентами общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию "логического конструкта" дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде.
Алгоритм проектирования
обобщенного логического
1) представление содержания в виде системы отдельных элементов;
2) проектирование матрицы
взаимосвязей элементов
3) моделирование базисных
знаний в символической,
4) преобразование модели базисных знаний с целью выделения наиболее общих понятий и системных связей между ними;
5) формирование общих
структур познавательной