Инновационные теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретический анализ психологических предпосылок развития инновационных теорий обучения в современном образовании.
Задачи исследования:
1. На основании изучения психолого – педагогической литературы осуществить анализ инновационных теории обучения;
2. Раскрыть психологические предпосылки организации инновационных теории обучения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы инновационных теорий обучения…………………………………………………………………………
1.1. Сущность понятия инновационные теории обучения…………………
1.2. Сущность, принципы проектирования и тенденции
развития современных образовательных технологий……………………
Глава 2. Психологические предпосылки развития инновационных теорий обучения в современном образовании……………………………..
2.1 Психологические предпосылки проведения проблемного занятия…………………….....................................................................
2.2 Имитационный тренинг и дидактическая ролевая игра…………….
2.3 Методика отсроченной оценки……………………..
Заключение……………………………………..
Список использованной литературы………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

21 инновационные теории.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)


Содержание 

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы инновационных теорий обучения…………………………………………………………………………

1.1. Сущность понятия инновационные теории обучения…………………

1.2. Сущность, принципы проектирования и тенденции

развития современных образовательных  технологий……………………

Глава 2. Психологические  предпосылки развития инновационных  теорий обучения в современном образовании……………………………..

2.1 Психологические предпосылки проведения проблемного занятия…………………….....................................................................

2.2  Имитационный тренинг  и дидактическая ролевая игра…………….

2.3  Методика отсроченной оценки……………………..

Заключение……………………………………..

Список использованной литературы………………………..

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инновационные теории зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило введение программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

Инновационные теории в  своей основе отличаются от традиционной по ряду таких параметров как цели, формы взаимодействия, мотивационно-ценностным установкам и тд. Например, в традиционном обучении учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей учителя и учебно-познавательной ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов педагога, в инновационном обучении единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация во взаимосвязи осваиваемой деятельности с многообразными формами взаимодействий между всеми участниками, изменяющимися на разных этапах усвоения содержания деятельности с целью поддержания высокого уровня мотивации и активности обучаемых; ученики выступают как субъекты учения, общения, организации, сотрудничающие с учителем.

Наблюдаемая в настоящее  время инерция традиционной педагогики очень велика и ориентирует преимущественно на стимуляцию побуждающих мотивов, на мотивацию достижения: получить высокие баллы, успешно сдать сессию и т.д. Вот почему выявление психолого-педагогических характеристик, способствующих появлению познавательной мотивации с последующей ее трансформацией в мотивацию профессиональную, представляет собой одно из стратегических направлений развития педагогики высшей школы и инновационных технологий обучения.

Цель работы: теоретический анализ психологических предпосылок развития инновационных теорий обучения в современном образовании.

Объект исследования: инновационные теории обучения.

Предмет исследования: психологические предпосылки организации инновационных теорий обучения.

Задачи исследования:

  1. На основании изучения психолого – педагогической литературы осуществить  анализ инновационных теории обучения;
  2. Раскрыть  психологические предпосылки организации инновационных теории обучения;
  3. Сделать выводы по исследуемой проблеме.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав .заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты проблемы инновационных  теорий обучения

    1. Сущность понятия инновационные теории обучения

 

Развитие инновационных  теорий обучения обусловлено в первую очередь  изменениями, происходящими в системе  образования. Основные тенденции развития современного образования таковы:

  1. Демократизация образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

3.Фундаментализация образования.  Это противоречивая тенденция  расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант.

4.Индивидуализация обучения  и индивидуализация труда обучающегося. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.

5.Гуманитаризация и  гуманизация образования направлена  на преодоление узкотехнократического  мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин, расширения культурного кругозора обучающихся, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т.п.

6.Компьютеризация образования. Компьютеры используются не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т.п.

9.Растут требования  к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики  и психологии в подготовке  и повышении квалификации педагогических кадров.

Это и ряд других тенденций  по разному выражены в разных странах в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования. В настоящее время выделяются традиционные теории обучения и инновационные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.

Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio – восприятие) форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности.

К ним относятся хорошо известные: лекция, семинар, практические занятия, лабораторные занятия. Их результатом выступают «знания – описания» и навыки применять эти знания в типичных ситуациях.

Инновационное обучение (от лат. aktivus – деятельный), форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения – не просто знания, не умения и навыки решать профессиональные задачи, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности, т. к. задачи, обстоятельства и ситуации деятельности могут меняться.

Одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний – это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения представляют возможность и обеспечивают проявление большей активности обучаемых, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатляется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

1.2. Сущность, принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий

 

Инновационные теории зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило введение программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности. Формирование новых технологий должно осуществляться в следующей последовательности:

• определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

• определение эффективности  с помощью прикладных исследований;

• анализ потребностей и  спроса среди обучающих и обучающихся;

• разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

• тиражирование и  распространение программных средств.

Выпадение каких-то элементов  цепочки в процессе разработки порождает  трудности, возникающие при внедрении  технологий.

Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Процесс гуманизации высшего инженерного образования реализуется через:

• интеграцию профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующую развитию личностных качеств;

• переход к блочному построению учебных планов с большим  выбором элективных курсов, рейтинговой  системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной  углубленной профессиональной специализации;

• внедрение в учебный  процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по индивидуальным программам.

Указанные выше тенденции  становятся реальностью благодаря  разработке и внедрению современных образовательных технологий. Термин "образовательные технологии" более емкий, чем "технологии обучения", ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Современная технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:

• при сохранении коллективных форм обучения предоставить студенту возможность персонализации обучения по оптимальной программе, учитывающей  в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения вплоть до получения им второй специальности;

• способствовать оптимизации  обучения через внедрение инновационных  методов в широкую педагогическую практику;

• обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивация, актуализация цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);

• выступать средством  реализации рефлексии, побуждающей  студента к самостоятельному формированию системы знаний;

• не противоречить принципам  и закономерностям педагогики.     Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Разработка этих технологий должна вестись в соответствии со следующими принципами, которые непосредственно связаны с указанными выше системными требованиями:

• принцип целостности  технологии, представляющей дидактическую  систему;

• принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных педагогических целей;

• принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают  непосредственное влияние на механизмы  самоорганизации и саморегуляции соответствующих педагогических систем;

• принцип адаптации  процесса обучения к личности студента и его познавательным способностям;

• принцип потенциальной  избыточности учебной информации, создающий  оптимальные условия для формирования обобщенных знаний.

Наиболее полно эти  принципы могут быть реализованы  в учебном процессе благодаря  разработке и применению открытых систем интенсивного обучения, дающих студенту возможность выбора подходящей ему  технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий, включающих:

• всесторонний учет характеристик  педагогической среды, в которой  будет проходить процесс обучения. Содержательные характеристики педагогической среды определяются знаниями, умениями и навыками; познавательным и культурным потенциалами; формами и методами организации обучения и самостоятельной работы студентов;

• соблюдение принципа адаптации  процесса обучения к личности студента. Этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами;

• ускорение индивидуального  освоения студентами общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию "логического конструкта" дисциплины, в котором даны базовые знания в свернутом виде.

Алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины включает следующие процедуры:

1) представление содержания в виде системы отдельных элементов;

2) проектирование матрицы  взаимосвязей элементов содержания  для выделения базисных знаний;

3) моделирование базисных  знаний в символической, графической  или иной форме;

4) преобразование модели базисных знаний с целью выделения наиболее общих понятий и системных связей между ними;

5) формирование общих  структур познавательной деятельности, характерных для данной области  научного знания;

Информация о работе Инновационные теории