Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 11:11, курсовая работа
Цель работы: теоретический анализ психологических предпосылок развития инновационных теорий обучения в современном образовании.
Задачи исследования:
1. На основании изучения психолого – педагогической литературы осуществить анализ инновационных теории обучения;
2. Раскрыть психологические предпосылки организации инновационных теории обучения;
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы инновационных теорий обучения…………………………………………………………………………
1.1. Сущность понятия инновационные теории обучения…………………
1.2. Сущность, принципы проектирования и тенденции
развития современных образовательных технологий……………………
Глава 2. Психологические предпосылки развития инновационных теорий обучения в современном образовании……………………………..
2.1 Психологические предпосылки проведения проблемного занятия…………………….....................................................................
2.2 Имитационный тренинг и дидактическая ролевая игра…………….
2.3 Методика отсроченной оценки……………………..
Заключение……………………………………..
Список использованной литературы………………………..
Особую методическую трудность представляет подготовка проблемы для группового решения, то есть, формулирование задачи для группы генерации идей. В отличие от рассмотренного выше процесса создания проблемных ситуаций, преподаватель готовит совершенно четкую формулировку проблемы в терминах «того, что дано» и «того, что требуется». Задача преподавателя — в отличие от организации им проблемного занятия — облегчается тем, что он должен включить в активную работу на первых этапах не всю группу, а тех 7—12 человек, которые специально подобраны по критерию активности, творчества и готовности решать предлагаемые задачи. Если группа генерации идей подобрана правильно, то успех полностью зависит от умения преподавателя сформулировать проблему в общеупотребительных терминах. Участники «мозговой атаки» должны совершенно -однозначно и быстро уяснить себе суть проблемы, чтобы иметь возможность давать краткие и четкие ответы. .
Подведем итоги рассмотрения методики. Во-первых, приведем наиболее удачную, на наш взгляд, формулировку правил «мозговой атаки».
1. Вопросы, относящиеся
к проблеме, нужно задавать атакой
форме, чтобы можно было
2. Абсолютно запрещена критика участников атаки и их предложений, а также иронические реплики и замечания.
3. Озарениям и фантазиям отдается предпочтение перед систематическим мышлением.
4. Поощряются комбинации
и новые применения уже
5. Все высказывания фиксируются.
6. Высказанные идеи объективируются (то есть лишаются персональной принадлежности).
7. Критика, оценка и
селекция предложений
Правила проведения «мозговой атаки».
1. Сформулировать проблему в общеупотребительных терминах.
2. Не объявлять «ложной» и
не прекращать исследование ни
одной из идей.
3. Подхватывать идею любого рода, даже, если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
4. Оказывать поддержку и
«Мозговая атака» проводится в течение 30—40 минут. В учебных условиях это время может быть сокращено. Затем идет этап «доводки» (если это необходимо), то есть, более четкого формулирования идей. Систематизацию и отбор гипотез осуществляет на завершающем этапе группа критиков. Они переформулируют идеи в научных терминах и понятиях, анализируют гипотезы с точки зрения осуществимости и оставляют те решения, которые удовлетворяют условиям и могут быть реализованы на практике. Как правило, это бывает несколько гипотез, которые ранжируются критиками в порядке предпочтения.
Если ни одна из гипотез -не выдержала критики, то «атака» повторяется. Получается своеобразное соревнование между генераторами и критиками идей. Необходимо подчеркнуть, что, хотя в работу на первых этапах подключается только одна подгруппа, но предварительный анализ проблемной ситуации и формулирование проблемы руководитель осуществляет для всей группы.. Другое дело, что преподаватель не ставит целью включить в процесс генерации идей скептически настроенных участников, а выделяет их на роль критиков. Но все члены группы должны быть информированы, должны быть в курсе дел других участников.
Заключение
Любая инновационная технология обучения предъявляет особые требования к личности преподавателя. Основной установкой психологии в этом отношении является тезис а необходимости соответствия метода и личности преподавателя. В своей крайности эта установка звучит как призыв каждому преподавателю выработать свой индивидуальный метод.
При всем вышесказанном нельзя согласиться с тем, что перед преподавателем остается выбор той или иной технологии обучения. Но сделать выбор в пользу активных методов — это не значит освоить какие-то застывшие формы и приемы, подобно тому, как это практикуется при традиционном обучении. Овладение активными методами—это от начала и до конца творческий процесс, предполагающий серьезное отношение к изучению психологии и вскрытых психологической наукой парадоксов обучения. Это готовность занять уязвимую позицию и готовность идти на риск, и стремление избавиться от стереотипов.
В заключение необходимо отметить, что так же, как при организации проблемного занятия, игровые методы эффективны только при условии усвоения преподавателем и игрового, и делового общения. Если это условие не выполняется, то в лучшем случае преподаватель получит негативную реакцию на нововведения. Необходимость защиты от примитивных форм общения и от манипуляторов будут требовать формального общения, «общения в маске» и т. д. Поэтому любые новые формы, тем более готовые сценарии занятий, будут блокироваться, разрушаться и провоцировать возвращение к традиционным формам обучения.
Список использованной литературы
Приложение
Сравнительные особенности
стратегии традиционного и
Параметры обучающей системы |
Традиционное обучение |
Инновационное обучение |
Единица управления |
Учебно-воспитательный процесс
рассматривается как |
Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация во взаимосвязи осваиваемой деятельности с многообразными формами взаимодействий между всеми участниками, изменяющимися на разных этапах усвоения содержания деятельности с целью поддержания высокого уровня мотивации и активности обучаемых; ученики выступают как субъекты учения, общения, организации, сотрудничающие с учителем |
Цели |
Усвоение предметно- |
Развитие личности и многообразных форм мышления каждого обучаемого в процессе усвоения знаний |
Ролевые позиции преподавателя и стиль руководства |
Предметно-ориентированная
позиция, преобладает функция |
Личностно-ориентированная позиция, преобладают организационная и стимулирующая функция (обучаемый как целостная личность, взаимодействующая со всеми участниками процесса обучения). Стиль демократический, поощряющий, инициатива обучаемых поддерживается |
Мотивационно-смысловые установки преподавателя |
Анонимность, закрытость личности, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых |
Открытость личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решений |
Характер организации учебно-познавательной деятельности |
Преобладают репродуктивные задания, действия по образцу, упражнения в заданных способах решения. Овладение исполнительной стороной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание. Тренировка в выполнении отдельных элементов предшествует пониманию замысла и смысла деятельности, скрывая ее системную организацию. Система заданий строится в логике извне заданных целей, не стимулируя самостоятельность целеобразования и поиск способов решения. Задания рассчитаны на дифференциацию уровней индивидуальной одаренности учеников, закрепляя индивидуальные различия в границах уже достигнутого обучаемым |
На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смыслы и мотивы выбора обучаемым тех или иных репродуктивных задач. «Погружение» в целостную систему деятельности предшествует расчлененной ориентировке и отработке отдельных элементов и операций. Формирование Смыслов и целей познавательной деятельности опережает тренировку в способах достижения результатов. Синтез предшествует анализу, облегчая осмысленность системы осваиваемых действий. Задания следуют в логике возрастающих креативностей, социальной значимости. Задания расширяют зону перспективного развития для всех обучаемых |
Формы взаимодействий |
Заданные учителем цели и планы их достижения определяют исполнительный стиль индивидуальной учебной работы обучаемых. Ведущая форма учебных взаимодействий – подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Однообразие социальных и межличностных взаимодействий. Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения, неизбежное усиление враждебности и отчужденности между педагогом и обучаемым |
Цели и задачи разрабатываются
и принимаются совместно |
Формы отношений |
Соперничество преобладает над сотрудничеством |
Многообразие, динамика становления и развития внутри- межгрупповых отношений, снижение конфликтности по мере роста уровня взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к педагогу. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью |
Контроль и оценка |
Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ригидностью и ситуативностью. Поощряется соперничество в борьбе за лучшую оценку. Мотивация осуществляется за счет «ожидания приговора» - оценки педагога. Учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного вклада в него. Преобладает оценка результата со стороны педагога, формы поощрения однообразны, страх перед наказанием плохой оценкой – ведущая эмоциональная составляющая учения |
Перобладает взаимо- и самоконтоль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется в отношении всего поведения в широких границах принимаемых личностью ценностей. Преобладает взаимо- и самооценка в группах обучаемых, устремленных к социально и личностно значимым целям и заинтересованных достижением продуктивного результата. Вводятся многообразные формы актуализации для поощрения достигнутого, усиления публичного признания достижений, создания позитивного эмоционального настроя в учебно-воспитательной ситуации и самочувствия победителя |
Мотивационно-смысловые позиции обучаемых |
Отчуждение от учебных ценностей и задач, отвращение к учению, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от собственно учебно-познавательных. Внутренний психологический отход от ситуации учения |
Усиление, ампликация смыслов учения посредством сотворчества и сотрудничества. Обогащение мотивов учения, познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, интеллектуального сотрудничества, продуктивных взаимодействий, самоактуализации, утверждение достоинства личности |