Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее рассмотрение этапов разработки и внедрения инноваций на российском рынке. Реализация этой цели подразумевает решение следующих основных задач:
Проведение анализа литературы по данной тематике;
Исследование теоретических аспектов инновационного менеджмента, в частности таких понятий как «нововведение», «новизна», «новый продукт» и т.д.;
Изучение жизненного цикла инноваций;
Исследование особенностей инновационной деятельности на примере компании «Motorola»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и внедрения инноваций……..5-31
Сущность, виды и свойства инноваций……………………………….5-16
Этапы процесса разработки нового товара………………………….16-23
Жизненный цикл инновации…………………………………………23-31
Глава 2. Особенности инновационной деятельности компании «Motorola»…………………………………………………………………….32-42
Краткая история компании «Motorola»……………………………...32-36
Основные этапы разработки и внедрения новых услуг на примере компании «Motorola»………………………………………………….36-42
Заключение…………………………………………………………………...43-44
Список использованной литературы ……………………………………….45-46

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Теоретические аспекты  разработки и внедрения инноваций……..5-31

    1. Сущность, виды и свойства инноваций……………………………….5-16
    2. Этапы процесса разработки нового товара………………………….16-23
    3. Жизненный цикл инновации…………………………………………23-31

Глава 2. Особенности инновационной деятельности компании «Motorola»…………………………………………………………………….32-42

    1. Краткая история компании «Motorola»……………………………...32-36
    2. Основные этапы разработки и внедрения новых услуг на примере компании «Motorola»………………………………………………….36-42

Заключение…………………………………………………………………...43-44

Список использованной литературы ……………………………………….45-46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях инновационная деятельность в той  или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Таким образом, вопросы, управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы. 1

Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают. Эти темпы иногда характеризуют с помощью понятия продолжительности жизни определенного продукта, которая до 19 века измерялась веками, в 19 веке и в первой половине 20 века – десятилетиями, во второй половине 20 века – годами, а в последнее время – месяцами.2

Современные инновационные  процессы достаточно сложны. Организация  и финансирование инновационных  проектов, управление их формированием, подготовкой и экспертизой занимают центральное место в процессе выбора наилучшего варианта инновационного решения. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений, - инновационные менеджеры. Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, а также наличие рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры. Они могут действовать в различных организационных структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки.3

Целью данной курсовой работы является всестороннее рассмотрение этапов разработки и внедрения инноваций на российском рынке.

Реализация этой цели подразумевает решение следующих  основных задач:

  • Проведение анализа литературы по данной тематике;
  • Исследование теоретических аспектов инновационного менеджмента, в частности таких понятий как «нововведение», «новизна», «новый продукт» и т.д.;
  • Изучение жизненного цикла инноваций;
  • Исследование особенностей инновационной деятельности на примере компании «Motorola»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты разработки и внедрения инноваций

1.1. Сущность, виды и свойства инноваций

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в  реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблема нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований (НТП). Термин инновация стал активно использоваться в переходной экономике России совсем недавно.

Под инновацией подразумевается объект, внедрённый в производство в результате проведённого научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 г. в итальянском городе Фраскати), инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.4

В словаре «Научно-технический  прогресс» инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.

Создатели инноваций (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и  экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определённой области.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как  промежуточный результат научно-производственного  цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат.

Свойства инноваций:

1) инновации должны  обладать новизной;

2) инновации должны  удовлетворять рыночному спросу;

3) инновации должны  приносить прибыль производителю. 

На практике понятия «новшество», «нововведение», «инновация», «изобретение», «открытие» нередко отождествляются, хотя между ними есть различия:

- открытие – результат получения ранее неизвестных данных или  наблюдения ранее неизвестного явления природы;

- изобретение – новые приборы, механизмы, инструменты, другие     приспособления, созданные человеком;

- новшество - это новый  порядок, новый метод, изобретение; 

- нововведение - означает, что новшество используется;

- инновация - это нововведение  с момента принятия к распространению.5

Анализ различных определений  инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1) использование новой  техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа);

2) внедрение продукции  с новыми свойствами;

3) использование нового  сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых  рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.6

Системный, комплексный  характер инновационной деятельности отражается в сложности и многогранности понятия инновации. Оно включает в себя широкий спектр нововведений с разной степенью новизны воплощенного в них знания, применяемых в различных отраслях и сферах деятельности, реализуемых на различных рынках, и т.д.

То, что инновации могут  существенно различаться между  собой по множеству параметров, часто приводит к противоречиям в выводах различных теорий инновационного менеджмента. Другими словами, закономерности, характерные для одних видов инноваций, могут не проявляться или иметь даже противоположный характер для других видов.

Поэтому в основе управления инновациями должна лежать типология инноваций, их классификация по различным существенным основаниям, критериям, параметрам.

Типология инноваций важна не только для развития непротиворечивой теории инновационного менеджмента, но и для практики управления инновациями. Менеджеры инноваций в своей деятельности должны исходить из представлений о том, что разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей.

В качестве основных критериев, по которым выделяются типы инноваций, необходимо отметить степень новизны, радикальности инновации; характер практической деятельности, в которой используется инновация; технологические параметры инновации.

По степени  новизны, радикальности инновации можно выделить такие основные типы инноваций, как базисные и улучшающие. По характеру практической деятельности, в которой используется инновация, основными типами инноваций являются производственные и управленческие инновации. По основным технологическим параметрам инноваций выделяются такие их

типы, как продуктовые  и процессные.

Базисные и  улучшающие инновации

Существует несколько  способов выделения типов инноваций по степени их радикальности, новизны. Некоторые исследователи в качестве основных типов инноваций по этому основанию выделяют такие типы, как вариация и реориентация. При этом инновации первого типа представляют собой модификацию существующих продуктов и технологий, а второго — их радикальные изменения.

Однако постепенно в качестве общепризнанного утверждается выделение таких двух типов инноваций в зависимости от степени их новизны, как базисные и улучшающие.

Базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) — это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Улучшающая инновация (используется еще название приростная инновация) — это нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.

В ряде работ  по инновационному менеджменту показано, что на реализацию базисных инноваций существенное стимулирующее влияние оказывает создание союзов, объединений организаций, организационных сетей. Взаимосвязанные усилия многих организаций по осуществлению базисных инноваций приводят к активизации инновационной деятельности, способствуют разработке и распространению принципиально новых продуктов и технологий. Объединение нескольких организаций позволяет распределить их усилия таким образом, чтобы разные организации развивали различные компоненты или подсистемы базисных инноваций.

При этом создание союзов и сетей организаций приводит к совершенствованию не только внешней, но и внутренней структуры инновационной деятельности в организации при развитии базисных инноваций, поскольку все организации принимают участие в процессе выработки решений и их реализации в ходе инновационной деятельности.

На реализацию улучшающих инноваций объединения различных  организаций оказывают существенно  меньшее влияние, чем на развитие базисных. Для создания и распространения улучшающих инноваций важное значение имеет организационная специфика, особенности инновационной деятельности в той или иной организации, поскольку улучшающие инновации более автономны и менее комплексны, чем базисные.

Динамика базисных и улучшающих инноваций в организации существенно зависит от места, которое занимает данная организация в структуре отрасли, и ее роли в ней. Японским исследователем К. Кусуноки на примере производства коммуникационного оборудования было обнаружено, что отраслевые технологические лидеры или крупные организации в своей деятельности акцентируются на улучшающих инновациях, в то время как небольшие организации или отраслевые аутсайдеры часто стремятся создавать радикально новые продукты и технологии, т.е. осуществлять радикальные инновации. На динамику базисных (радикальных) и улучшающих (приростных) инноваций существенное влияние оказывает и этап отраслевого жизненного цикла. Как известно, отрасли бывают молодые (например, электронная промышленность, индустрия программного обеспечения, кабельная промышленность и др.) и старые (например, легкая, угольная, лесная промышленность и др.). То, на каком этапе жизненного цикла находится отрасль, влияет на соотношение радикальных и приростных инноваций.

В молодых отраслях, т.е. на ранних стадиях отраслевого жизненного цикла, превалируют базисные (радикальные) инновации. На поздних стадиях, т.е. в старых отраслях, подавляющее большинство составляют улучшающие (приростные) инновации. Динамика базисных и улучшающих инноваций является предметом активных исследований в области инновационного менеджмента. 7

Производственные  и управленческие инновации

По характеру практической деятельности, посредством которой реализуется инновация, в зависимости от того, относится эта деятельность к сфере производства или к сфере управления, выделяются два типа инноваций — производственные и управленческие.

Производственные инновации воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. они представляют собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации — это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

Информация о работе Инновационный менеджмент