Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель курсовой работы является определение инновационной стратегии развития предприятия ОАО «Горизонт».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- представить теоретические основы инновации и обеспечения конкурентоспособности предприятия.
- провести анализ инновационной стратегии и конкурентных преимуществ предприятия ОАО «Горизонт».
- внести предложения по разработке инновационной стратегии предприятия ОАО «Горизонт».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…..5
1 ИННОВАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСБСНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ…...………………………..……………………………...……...7
1.1 Сущность инновации……...…………………………………………………..7
1.2 Инновации и конкурентоспособные преимущества предприятия…………8
13 Основные стратегии формирования конкурентных преимуществ
продукции и предприятия ……………………………………………………….10
14 Технико-экономическое обоснование инновационной стратегии
развития предприятия…………………………………………………………….14
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНОЙ
ПОЗИЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..………………..……16
2.1 Характеристика ОАО «Управляющая компания холдинга
«Горизонт»»……………………………………………………………………16
2.2 Анализ рынка и рынка и рыночной позиции предприятия…….………….19
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции и конкурентных
возможностей предприятия. Результаты анализа…………………………..25
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННОЙ
СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………...….………………….30
3.1 Предложения по формированию конкурентных преимуществ
и укреплению рыночной позиции предприятия…………………………….30
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений……………......33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………………45
Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:
1. Зарождение. Этот переломный
момент характеризуется
2. Рождение. Здесь перелом
состоит в том, что реально
появляется новая система,
3. Утверждение. Переломом
является возникновение
4. Стабилизация. Перелом
во вступлении системы в такой
период, когда она исчерпывает
свой потенциал дальнейшего
5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале "увядания" системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла "апогей" своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.
6. Падение. Во многих
случаях отмечается снижение
большинства значимых
7. Исход. Этот переломный
момент характеризуется
8. Деструктуризация. Перелом
выражается в остановке всех
процессов жизнедеятельности
Инновационные стратегии могут ориентироваться на диверсификацию продуктов, услуг, рынка [4, c. 65].
По содержанию: инновационные стратегии, ядрами которых могут быть: технологии, управленческие модели, информационные процессы, социальные изменения.
Формирование инновационной
стратегии организации
Процесс выбора наиболее рациональной
инновационной стратегии в
Первая цель предполагает совершенствование самих продуктов и технологий их производства, освоение новых изделий и процессов, что позволяет, как минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять рыночные позиции организации в случае изменения состояния сферы бизнеса [5, c. 99].
Вторая цель основывается
на необходимости рационализации производственных,
обслуживающих, управленческих процессов
на базе совершенствования
Третья цель требует наличия
научно-технического задела, обеспечивающего
высокий уровень
Центральное место в повышении
конкурентоспособности
Существует три стратегии создания конкурентных преимуществ. Первая стратегия - это лидерство в цене. При данной стратегии центром внимания фирмы при разработке и производстве продукта являются издержки. Основными источниками создания ценовых преимуществ являются:
Проводя в жизнь ценовую стратегию создания конкурентных преимуществ у продукта, фирма не должна забывать, что ее продукт в то же время должен соответствовать определенному уровню дифференциации. Только в этом случае ценовое лидерство может принести существенный эффект. Если же качество продукта Ценового лидера существенно ниже качества аналогичных продуктов, то для создания ценового конкурентного преимущества может потребоваться столь сильное снижение цены, что оно может привести к отрицательным последствиям для фирмы. Тем не менее, следует иметь в виду, что стратегия лидерства в цене и стратегия дифференциации не должны смешиваться и уж тем более не следует пытаться реализовывать их одновременно [6, c. 75].
Дифференциация является второй стратегией создания конкурентных преимуществ. При данной стратегии фирма старается придать продукту что-то отличительное, необычное, что может нравиться покупателю и за что покупатель готов платить. Стратегия дифференциации направлена на то, чтобы сделать продукт не таким, каким его делают конкуренты. Чтобы добиться этого, фирме приходится выходить за пределы функциональных свойств продукта.
Фирмы совсем не обязательно используют дифференциацию для получения надбавки к цене. Дифференциация может способствовать расширению объема продаж за счет увеличения количества реализованных продуктов либо же за счет стабилизации потребления вне зависимости от колебаний спроса на рынке.
В случае реализации стратегии создания конкурентных преимуществ посредством дифференциации очень важной является концентрация внимания на потребительские приоритеты и интересы покупателя. Ранее говорилось, что стратегия дифференциации предполагает создание продукта по-своему уникального, отличного от продуктов конкурентов. Но важно помнить, что для появления конкурентного преимущества необходимо, чтобы необычность продукта, его новизна или уникальность имели ценность для покупателя. Поэтому стратегия дифференциации предполагает в качестве исходной точки изучение интересов потребителя. Для этого необходимо:
После этого, исходя из возможностей создания продукта соответствующей степени дифференциации и соответствующей цены (цена должна позволять покупателю приобрести дифференцированный продукт), фирма может приступить к разработке и производству этого продукта.
Третьей стратегией, которую фирма может использовать для создания в своем продукте конкурентных преимуществ, является концентрация внимания на интересы конкретных потребителей. В этом случае фирма создает свой продукт специально для конкретных покупателей. Концентрированное создание продукта связано с тем, что либо удовлетворяется какая-то необычная потребность определенной группы людей (в этом случае продукт фирмы очень специализирован), либо же создается специфическая система доступа к продукту (система продажи и доставки продукта). Проводя стратегию концентрированного создания конкурентных преимуществ, фирма может пользоваться одновременно как ценовым привлечением покупателей, так и дифференциацией [8, c. 111].
Как видно, все три стратегии создания конкурентных преимуществ имеют существенные отличительные особенности, позволяющие сделать вывод о том, что фирма должна для себя достаточно четко определять то, какую стратегию она собирается реализовывать, и ни в коем случае не смешивать эти стратегии. В то же время следует отметить, что есть определенная связь между этими стратегиями, и это также должны учитывать фирмы при создании конкурентных преимуществ.
1.4 Технико-экономическое
обоснование инновационной
Капитальные вложения представляют собой затраты денежных средств на восстановление и расширение основных средств производства, что способствует увеличению выпуска продукции, росту производительности труда, снижению себестоимости продукции.
К основным критериальным показателям эффективности инвестиций относятся:
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) показывает весь эффект от реализации проекта, приведенный во времени к началу расчетного периода.
Индекс доходности (рентабельности) инвестиций (ИД) показывает, во сколько раз увеличиваются вложенные собственные средства за расчетный период в сравнении с нормативным увеличением на уровне базовой ставки.
Внутренняя норма доходности ВНД определяет максимальную ставку, при которой капиталовложения не убыточны.
Динамический срок окупаемости Tо соответствует времени, за которое инвестор возвратит израсходованные средства и получит нормативный доход на уровне принятой ставки.
2АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ
СТРАТЕГИЙ И КОНКУРЕНТНОЙ
2.1 Характеристика ОАО «Управляющая компания холдинга «Горизонт»
Холдинг "Горизонт", головное
предприятие ОАО «Управляющая компания
холдинга «Горизонт» (Открытое акционерное
общество «Управляющая компания холдинга
«Горизонт», (белор. ААТ «Кiруючая кампанiя
холдынга «Гарызонт») — минское
предприятие, крупнейший в Беларуси
и один из крупнейших в странах
СНГ производитель
Холдинг «Горизонт» сегодня
состоит из трех основных бизнес- направлений
– бытовая техника и
Основным бизнес-направлением
холдинга «Горизонт» является бытовая
техника и электроника. В портфель
данного бизнес-направления
Управляющая компания осуществляет только принятие стратегических решений. Ключевой целью является максимизация прибыли и достижение стабильного роста бизнеса.
Холдинг «Горизонт» непрерывно занимается расширением и развитием своих ключевых активов.
Основные виды деятельности:
- производство аппаратуры для приема, записи и воспроизведения звука и изображения;
- производство бытовых
электрических машин и
Основной сферой деятельности ОАО "Горизонт" является производство и продажа бытовой техники и электроники, в рамках которой реализуются и используются следующие процессы и технологии: разработка электронных изделий, литьевое производство пластмассовых деталей, инструментальное производство, производство электронных шасси, SMD-монтаж, покраска пластмассовых и металлических деталей, сборка бытовой техники и электроники, сервисное обслуживание, транспортная и складская логистика.
Миссия холдинга «Горизонт» – посредством производства конкурентоспособных продуктов бытовой техники и электроники обеспечивать интересы общества, государства, акционеров, менеджеров и сотрудников.