Лизинг в инновационной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Вместе с тем далеко не каждый предприниматель обладает информацией касательно лизинга. Это является причиной, тормозящей развитие лизинговых услуг. Рост лизингового финансирования сдерживается в основном по причине сравнительной новизны лизинга как финансового инструмента, и явления на российском рынке и, как следствие, недостаточной информированности потенциальных потребителей о лизинге и его преимуществах». Другими словами, лизинг как финансовый инструмент еще не занял должное положение в умах потребителей.
Целью данной курсовой работы является, лизинг как форма инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. В ней мы рассмотрим классификацию видов лизинга, разберем методику расчета лизинговых платежей и разберем ее на примере мясокомбината ОАО «Универсал»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЛИЗИНГА……5
ГЛАВА 2. ЛИЗИНГ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..................7
2.1. Понятие инновационной деятельности……………………………....7
2.2. Сущность лизинга в инновационной деятельности………………..14
ГЛАВА 3. ЛИЗИНГОВЫЕ РАСЧЕТЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «УНИВЕРСАЛ»……………………………………………………….......20
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия..…20
3.2. Расчет лизинговых платежей………………………………………..22
3.3. Методика расчета лизинговых платежей…………………………...26
3.4. Примеры лизинговых расчетов……………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….............................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….......................38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа(Лизинг).docx

— 125.58 Кб (Скачать файл)

Сущность инновационного предпринимательства. Необходимость формирования инновационной деятельности обусловлена:

    • усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;
    • определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;
    • необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники: повышением технического уровня производства:
    • необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
    • спецификой процесса научно-технического производства: неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов;
    • увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
    • быстрым моральным старением техники и технологии;
    • объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.

Выше было указано, что  в экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

      • инновация продукции;
      • инновация технологии;
      • социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства — инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Предпринимательство как  процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На рис. 1.1 представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки.

Таким образом, инновационную  идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок.

Для предпринимателя важно  выделить для себя информационные источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею. Такими источниками могут быть знания: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром.

Рис. 1.1. Схема основных этапов разработки товара-новинки

Конкретными источниками  инновационных идей могут выступать:

- потребители, т. е. изучение потребительского спроса;

- ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции, услуг;

- конкуренты: в некоторых случаях их деятельность, направленная на изучение потребительского спроса, может подтолкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи;

- торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

- консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности;

- непосредственно работники предприятия.

В некоторых фирмах как  источник инновационных идей наиболее активно используется именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекаются рядовые работники. Богатый опыт в этом отношении накоплен японскими фирмами, где используются специально разработанные карточки для предложений.

После формирования инновационных  идей перед фирмой встает задача отбора наиболее перспективных из них. Выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только необходимость данного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку если отсутствуют средства и необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой.

Прежде чем предпринимательской  фирме принять решение о внедрении  какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты. Во-первых, нужно выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке (если речь идет о товарной инновации). Зарубежные экономисты для подобного анализа предлагают ответить на следующие вопросы.

 

2.2 Сущность лизинга в инновационной деятельности

 

Наиболее точно отражающим сущность термина “лизинг”, на мой  взгляд, является следующее определение: лизинг – это инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование с правом последующего выкупа.

Лизинг представляет собой  средне- и долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств  теле- и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственного  назначения, а также прав интеллектуальной собственности - лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.

Существует довольно много  разновидностей лизинга, и в зависимости  от того или иного вида в сделке могут участвовать от двух до четырех (или даже более) сторон. Лизинговая сделка представляет собой совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

Предметом лизинга могут  быть любые  непотребляемые  вещи,  в  том     числе предприятия  и другие имущественные комплексы,  здания,  сооружения, оборудование,  транспортные  средства  и  другое  движимое  и  недвижимое имущество,   которое   может   использоваться   для   предпринимательской деятельности. Предметом лизинга  не  могут  быть  земельные  участки  и  другие природные объекты,  а  также  имущество,  которое  федеральными  законами запрещено для свободного обращения или  для  которого  установлен  особый порядок обращения.

 Обязательным участником  лизинговой операции является лизингодатель, в качестве которого могут выступать либо предприятия - производители объекта лизинга (например, в тех ситуациях, когда на рынке товаров складывается неблагоприятная для них конъюнктура и в результате падает платежеспособный спрос на произведенную продукцию, при наличии в то же время потребности в ней), либо самостоятельные лизинговые фирмы, для которых соответствующая деятельность является основной уставной целью и которые обычно создаются при активном финансовом участии коммерческих банков, либо сами эти банки, поскольку лизинг имеет много общего с банковскими операциями.

Другим обязательным участником сделки является лизингополучатель, т.е. предприятие любой организационно - правовой формы собственности, нуждающееся в конкретном имуществе и испытывающее финансовые проблемы, препятствующие приобретению требуемого имущества на собственные или заемные средства.

Кроме этого, в сделке обычно участвует предприятие – производитель ценностей, выступающих объектом лизинга (но не лизингодатель), а также коммерческий банк, тоже не являющийся в данном случае лизингодателем, а лишь финансирующий операции последнего, например, лизинговой компании, которая для осуществления лизинга нуждается в кредитных ресурсах.

Возможны и другие более  сложные варианты лизинга (так называемого  раздельного), который характеризуется  крупномасштабностью сделок и участием в них нескольких фирм и финансовых учреждений.

Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом.

1. Пользователь (после вступления  в лизинговые отношения лизингополучатель)  сообщает лизинговой компании, какое  оборудование ему необходимо.

2. Лизинговая компания, убедившись  в ликвидности проекта, покупает  это оборудование у фирмы-изготовителя, или другого юридического, или  физического лица, продающего имущество,  являющееся объектом лизинга.  Лизинговая компания (лизингодатель), став собственником оборудования, передает его во временное  пользование с правом дальнейшего  выкупа (определяется договором)  лизингополучателю, получая взамен  лизинговые платежи.

В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:

- Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за  счет привлеченных  или  собственных  денежных  средств  приобретает в   ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и  предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную  плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с  переходом  или  без  перехода  к  лизингополучателю  права собственности на предмет лизинга;

- Лизингополучатель - физическое  или  юридическое  лицо,  которое  в      соответствии с договором  лизинга  обязано  принять  предмет  лизинга  за определенную плату, на определенный срок и на определенных  условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

- Продавец имущества (поставщик) - физическое или юридическое  лицо,  которое  в соответствии  с  договором  купли-продажи  с  лизингодателем      продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое)   им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик)  обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю   в соответствии с условиями  договора  купли-продажи;

- Банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющее средства на приобретение предмета договора.

На рынке лизинговых услуг  можно выделить и специальные  субъекты, такие как:

      1. страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизенгодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.
      2. Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:

а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение  их средств для осуществления  совместных взаимовыгодных проектов;

б) разработку, совместно  с органами государственного управления, стратегических направлений и программы  развития лизинга в России;

в) подготовку проектов законодательных  актов;

г) участие в работе международных  ассоциативных общественных организаций.

Любой из  субъектов  лизинга  может  быть  резидентом  Российской Федерации,  нерезидентом  Российской   Федерации,   а   также   субъектом предпринимательской  деятельности  с  участием  иностранного   инвестора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством  Российской Федерации.

Изучение состояния финансового  лизинга в развитых странах позволяет  выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:

  1. транспортное (транспортные самолеты, автомобили, морские суда, железнодорожные вагоны и т. п.)
  2. оборудование связи (радиостанции, спутники, почтовое оборудование и т. п.)
  3. сельскохозяйственное оборудование
  4. строительное (краны, бетономешалки и т. п.)
  5. и многое другое.

Информация о работе Лизинг в инновационной деятельности предприятия