Маркетинговые инновации в сфере АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:43, реферат

Краткое описание

Чтобы успеть за быстроменяющимися потребностями рынка и максимально использовать открывающиеся во внешней среде возможности, предприятиям требуется постоянная работа над новыми продуктами, технологиями, отношениями с окружающим миром. Ключом к решению этих задач является инновационная маркетинговая деятельность, которая в современных условиях становится ядром корпоративных конкурентных стратегий. Изменения во внешней среде постоянно создают почву для инноваций, поскольку появляются все новые возможности удовлетворения уже существующих нужд и потребностей.

Содержание

Введение………………………………………………...……………………………3
1.1. Инновация, маркетинг и инновационная деятельность…………………..…..4
1.2. Классификация типов инноваций в АПК……………………………………...8
1.3. Инновационные риски ……………………………………………………..…11
Заключение……………………………………………………………………….....14
Список использованной литературы…………………………………………...…15

Вложенные файлы: 1 файл

опа.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Все инновации  в аграрной сфере имеют такие  общеотраслевые особенности, которые  прямо отражаются на причинах возникновения  инновационных рисков и возможностях управления ими. Эти особенности порождены биологической природой сельскохозяйственного производства, его зависимостью от природно-климатических и погодных факторов. Технологии в любой отрасли сельского хозяйства строятся на использовании биологических факторов: процессов почвообразования, развития растений и применении продуктивных свойств животных. Климатические и погодные факторы оказывают самое непосредственное влияние на рост и развитие растений, возможности своевременного проведения технологических операций. Хранение, транспортировка, переработка сельскохозяйственной продукции также сопряжены с биологическими процессами, направлены на сохранение ценных свойств продукции в течение возможно более длительного периода. Все это придает вероятностный характер получению желаемых результатов как в текущем производстве, так и при осуществлении инновационных проектов.

При неблагоприятных  условиях инновационный проект реализуется  с меньшим, чем ожидалось, экономическим  эффектом. Сказанное в равной мере относится ко всем типам инноваций. Но кроме объективных источников рисков существуют специфические факторы рисков для отдельных типов инноваций.

Риски в области  селекционно-генетических инноваций  возникают как неизбежное следствие  объективно существующей неполноты знаний генетиков и селекционеров о законах развития растительных и животных организмов, о влиянии на них неблагоприятных условий внешней среды, о процессах клеточного и молекулярного уровня. Поэтому всегда есть риск после многих лет исследования получить результат, не отвечающий потребностям практики.

Риски, связанные  с вероятностным характером конечных результатов селекционной работы, порождаются  длительным периодом формирования инновационного потенциала. Его началом являются многолетние фундаментальные разработки, которые в случае их успеха переходят на стадию прикладных селекционных разработок по выведению новых сортов и гибридов. Их средняя продолжительность составляет 5-8 лет. Наконец, районирование новых сортов и семеноводство, позволяющее получить критическую массу семян для практических нужд, также требует нескольких лет. Таким образом, инновационные циклы нередко измеряются десятилетиями. Это само по себе уже становится источником инновационного риска, т.к. в течение столь длительного периода исходные научные знания и гипотезы, методы исследования, научное оборудование могут устареть.

Специфический источник риска в этом сегменте аграрных инноваций возникает в период кризиса, который порождает финансовый голод научных учреждений. В кризисные для России 90-е годы уровень бюджетных ассигнований даже утвержденных государственных программ для РАСХН не превышал 30% потребности. За 1992-1997 гг. численность исследовательских кадров в системе РАСХН сократилась с 30 до 14 тысяч человек. Особенно значительным был отток квалифицированных молодых кадров, что явно усилило вероятность возникновения рисковых ситуаций в селекционно-генетической сфере деятельности.

Риски в производственно-технологических  инновациях порождают: удорожание оборудования и материалов, связанных с освоением новых технологий; недостаточное качество инвестиционных проектов; неблагоприятное изменение рыночной конъюнктуры для вновь осваиваемой продукции; ухудшение в процессе реализации проекта условий его финансирования и другие подобные факты.

В кризисные 90-е  годы подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий России не могли осуществлять инновационные проекты, прежде всего, по финансовым причинам. Отсутствие собственных  источников финансирования, большие  размеры просроченной кредиторской задолженности и непосильные банковские проценты при кредитовании стали жесткими барьерами на пути любых инноваций в предприятия АПК. Положение несколько изменилось в последние два года. Тем не менее, названные выше источники возникновения рисковых ситуаций для реализации инновационных проектов пока сохраняются.

В сфере организационно-управленческих инноваций существуют следующие  источники рисков: недостаток (неполнота  или отсутствие) необходимой законодательной  базы, неразвитость рыночной инфраструктуры, в частности, информационных систем; инфляция; общая экономическая нестабильность. С другой стороны, в период реализации инновационных проектов часто проявляются и внутренние факторы: слабая подготовленность специалистов и особенно менеджеров в хозяйстве, недостаточная мотивация работников для освоения ими нововведений и другие. По экспертным оценкам в современной России внутренние факторы формируют 1/3 инновационных рисков, а внешние - 2/3. В стабильных рыночных системах это соотношение противоположное.

 

Заключение

 

Таким образом  маркетинговые инновации в АПК - это новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т.д.

Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственную  практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых методов профилактики и лечения животных и птицы, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абрамов И.И. Стратегия инновационного развития сельскохозяйственного предприятия. – М.: Экономика, 2009.

2. Абросимов  А.В. Инновационное развитие АПК.  – М.: Наука, 2008.

3. Вильямс В.Р.  Травопольная система земледелия: Собр. соч. – М.: Сельхозгиз, 1951. – Т. 7.

4. Основы инновационного  менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э.  Миндели. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М. : Экономика, 2004.

5. Пригожин А.И.  Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). – М.: Политиздат, 1989.

6. Степаненко  Д.М. Классификация инноваций  и ее стандартизация // Инновации.  – 2004. – № 7.

7. Тимирязев  К.А. Земледелие и физиология  растений // Избранные лекции и  речи. – М.: Сельхозгиз, 1957.

 


Информация о работе Маркетинговые инновации в сфере АПК