Методология и организация разработки инновационных стратегий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение и реализация имеющихся прогрессивных инновационных проектов на уровне предприятий осуществляется не достаточно активно. В связи с этим возникает необходимость теоретического и практического обоснования применения инновационных стратегий развития предприятий в целях повышения уровня их конкурентоспособности.
В настоящее время недостаточно полно обоснованы и методические
подходы к разработке инновационной стратегии развития предприятий разной отраслевой принадлежности.
Целью данной курсовой работы является – исследование методологии и организации разработки инновационной стратегии, и анализ практического применения инновационных стратегий на примере организации.

Содержание

Введение
1. Понятие инновационной стратегии. Ее классификация, виды и значение.
1.1. Понятие и значение инновационной стратегии
1.2. Классификация стратегий. Виды инновационных стратегий
2. Методология и разработка инновационных стратегий.
2.1. Этапы разработки инновационной стратегии
2.2. Методология инновационных стратегий
2.3. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации
3. Значение организации инновационной стратегии. Инновационные стратегии на предприятии ИП «Джинсовка».
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая инновацоинный менеджмент.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

     Следовательно, в процессе проектирования инновационной  стратегии можно выделить такие  направления:

    • идентификация имеющего место (реального) стратегического положения предприятия;
    • реализация конкурентных преимуществ этого положения; достижение успеха и превосходства над конкурентами;
    • параллельный поиск и постепенная реализация нового, обладающего большим конкурентным потенциалом, стратегического положения;
    • одновременное управление в рамках обоих (реального и потенциального) стратегических положений;
    • постепенное смещение к потенциальному положению по мере тщательной проработки и постепенного отказа от "старого".

     Следует отметить, что в управлении процессом  движения к новому стратегическому  положению, важно соблюдение двух условий: обоснованное решение о начале процесса изменений и гармоническое сосуществование "старого" и нового стратегических положений. После окончательной трансформации стратегического положения цикл проектирования инновационной стратегии повторяется.

     Требования  к успешной инновационной стратегии  заключаются в следующем: она  должна содержать ясные директивы  и временные ориентиры, быть гибкой, поддерживаться организационным дизайном и коррелировать с общей корпоративной стратегией. Залогом успешности инновационной стратегии является её постоянное совершенствование.

     Инновационная деятельность предприятий показывает, что имеются ограничители её успешности. Наиболее существенные из них:

  инерция успеха;

  отсутствие  уверенности в правильности выбранного направления изменений;

  неопределённость, присущая новому (потенциальному) стратегическому  положению;

  организационные сложности, возникающие при реализации стратегии.

     Для преодоления указанных препятствий  предприятия могут прибегнуть к  методам, используемым предприятиями - стратегическими новаторами.

     Стратегическое  положение, к которому стремится  предприятие, характеризуется достаточно большой степенью неопределённости. Это касается и шансов на успех той или иной инновации, и потенциальной значимости отдельных основных компетенций. Инструментом преодоления этой неопределённости является "рыночное" экспериментирование, цель которого - установить дееспособность и степень успешности альтернативных инновационных стратегий. Формирование портфеля товаров и услуг должно помочь предприятию выбрать ту инновационную стратегию, которая снизит риск инновационной деятельности, станет источником долговременной успешности.

     Проведенное исследование предпосылок, условий  разработки инновационной стратегии, факторов её успешности позволяет сделать  следующие выводы:

     Высокий темп и масштабность перемен, происходящих во всех сферах общественной жизни, обуславливают  необходимость переосмысления экономических стратегий. Организационные изменения, готовность компании к преобразованиям становятся сегодня фактором корпоративной жизнеспособности и конкурентоспособности.

     Организационные и технологические инновации  являются одновременно причиной и следствием постоянного усовершенствования компании. Требуется кардинальное изменение общеорганизационной стратегии путём включения в неё инновационной составляющей.

     Динамичный  инновационный процесс инициируется руководством, приверженным принципам лидерства, и поддерживается организационной культурой, которая способствует вовлечению в этот процесс всех сотрудников компании и стимулирует их творческую активность.

     Для выбора адекватной инновационной стратегии  компании необходимо непрерывно осуществлять мониторинг и диагностику степени соответствия ресурсного и интеллектуального потенциала компании постоянно меняющимся потребностям рынка.

     Особенно  актуален поиск адекватных методов  и инструментов адаптации стратегической инновации к требованиям стратегии развития предприятия, основанной на принципах эффективности и устойчивости.

 
 
 
 
 
      1. Методология инновационных стратегий

     Существующий  методический аппарат выявления  мировых и отечественных тенденций  развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:

  1. Метод структурно-морфологического анализа 
    Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию НТПл на подотраслевом уровне.
  2. Метод определения характеристик публикационной активности 
    Его специфика связана с тем что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТПл на отраслевом уровне.
  3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патиентов-аналогов. Его сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патиентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.
  4. Метод терминологического и лексического анализа 
    Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы).
  5. Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. Факторы и условия эффективности  инновационной стратегии развития организации
 

  Формирование  инновационной стратегии организации  предусматривает выбор и обоснование  направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных  проектов, сроков их выполнения и условий  передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

     Процесс выбора наиболее рациональной инновационной  стратегии в конкретных хозяйственных условиях всегда основывается на результатах оценки всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различных типов. Однако на практике реализация этого положения вызывает определенные сложности. Главная из них состоит в том, что инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента охватывает все аспекты работы организации и является составной частью любой функциональной или производственной подсистемы. Например, в число основных целей организации входят:

•  выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки

•  повышение эффективности использования научно-производственного потенциала

•  активная внешнеэкономическая деятельность

•  обеспечение экологической безопасности производства и устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности и т.д.

     Первая  цель предполагает совершенствование  самих продуктов и технологий их производства, освоение новых изделий  и процессов, что позволяет, как  минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять рыночные позиции организации в случае изменения состояния сферы бизнеса.

     Вторая  цель основывается на необходимости  рационализации производственных, обслуживающих, управленческих процессов на базе совершенствования  функциональных и производственных структур, повышения эффективности использования кадровых, информационных, финансовых, материальных ресурсов, обновления производственно-технической и инженерной базы.

     Третья  цель требует наличия научно-технического задела, обеспечивающего высокий уровень конкурентоспособности изделий на мировом рынке и соответственно широкий потребительский спрос.

     Цели  экологического характера реализуются  в результате разработки и применения безотходных технологий, видов продукции, экологически безопасных и для производителя, необходимых природозащитных сооружений и т.д.

     Указанные аспекты основной деятельности организации  в той или иной степени проявляются  в рамках инновационного процесса. Поэтому их можно рассматривать  в качестве своеобразных объектов менеджмента при разработке инновационной стратегии.

     В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход. Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:

•  совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии

•  создание, освоение и использование новых продуктов и процессов

•  повышение качественного уровня технико-технологической базы производства

•  повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы

•  увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала

•  совершенствование организации и управления инновационной деятельностью

•  рационализация ресурсной базы

•  обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности

•  достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.

     Основные  положения инновационной стратегии  отражаются в соответствующей целевой  программе. В ней традиционно  выделяются цели, задачи и этапы  реализации на перспективу, взаимоувязанные  по срокам, ресурсам и исполнителям.

     Предпосылками успешности инновационной стратегии служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления. Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:

    • весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений
    • гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений
    • процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления
    • методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.

     Сущность  указанных факторов заключается в следующем. Любые организации вовсе не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

     Поэтому для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Значение организации инновационной стратегии.  Инновационные стратегии на предприятии ИП «Джинсовка».

 

  На  данном этапе происходит непосредственное осуществление стратегических действий, принятие управленческих решений, которые  сопровождаются тщательным контролем и необходимыми корректировками.

  Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для управления. Это вызвано  уровнем неопределенности результатов  по срокам, затратам, качеству и эффективности, повышенными инвестиционными рисками. Необходимо искать рисковых инвесторов, требуется гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов.

  Реализация  любой инновационной стратегии  связана с необходимостью перестройки  организации или ее реструктуризацией  в сочетании с текущими производственными процессами. Инновационные изменения необходимо сочетать с жизненными циклами изделий, технологий, организации. Управление потоками стратегических инновационных изменений требует применения принципов логистики.

  При выборе и реализации инновационных стратегий возникают противоречия в различных группах руководства и между отдельными руководителями. Поэтому надо обеспечить согласование интересов стратегического, научно-технического, маркетингового, финансового и производственного менеджмента.

Информация о работе Методология и организация разработки инновационных стратегий