Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:42, лекция
Задачи управления инновационной деятельностью заключаются не только в выработке и формировании стратегии инновационной деятельности и стратегического плана, но также в успешной организации инновационной деятельности. Система и подсистемы управления предприятием включают производственную и организационную структуру. Организационная структура – совокупность отделов/подразделений и служб предприятия, осуществляющих и координирующих функционирование системы управления, занимающихся разработкой и реализацией управленческих решений. Организационная структура определяет также уровни управления и взаимодействия в процессе осуществления деятельности предприятия.
Структуры управления инновационной деятельностью на предприятии, организационные формы реализации инновационных процессов.
Планирование и контроль инновационной деятельности на предприятии.
Коммерциализация результатов НИОКР.
Прогнозирование в инновационных процессах.
Тема: Организация управления инновационной деятельностью на предприятии и коммерциализация результатов НИОКР
Задачи управления инновационной деятельностью заключаются не только в выработке и формировании стратегии инновационной деятельности и стратегического плана, но также в успешной организации инновационной деятельности. Система и подсистемы управления предприятием включают производственную и организационную структуру. Организационная структура – совокупность отделов/подразделений и служб предприятия, осуществляющих и координирующих функционирование системы управления, занимающихся разработкой и реализацией управленческих решений. Организационная структура определяет также уровни управления и взаимодействия в процессе осуществления деятельности предприятия.
Роль организационной
структуры в эффективном
Принципы формирования организационной структуры управления инновационной деятельностью:
Однако, на организацию управления инновационной деятельностью предприятия влияют
значительной степени современные тенденции в организации инновационных процессов:
• усиление тенденции к децентрализации управления инновациями.
• региональная ориентация инновационной деятельности, выражающаяся в перемещении лабораторий НИОКР и маркетинговых центров непосредственно на потенциальные рынки сбыта. Например, компания Ericsson («Эриксон») имеет 76 научно-исследовательских центров в различных странах, Nokia – 52, Intel – 45, NTT («ЭнТиТи») – 12, NEC («Нек») – 13. Это позволяет наиболее точно определять потребности местных потребителей и реально сокращает сроки корректировки и адаптации новой продукции на новом рынке;
• развитие внутри корпорации только прикладных научных исследований и разработок.
• наиболее инновативные компании проводят реорганизацию с целью объединения отделов НИОКР и маркетинга в единые подразделения по управлению нововведениями;
• активное использование
внутрифирменных венчурных
Проблемы инновационной деятельности связаны с производственными, организационными, управленческими проблемами предприятия. При этом возрастает риск дефицита финансовых, материальных, трудовых ресурсов, а также риски по освоению новой техники и технологии, ускорения морального износа и основного капитала компании. Специфика управления нововведениями обусловлена тем, что они требуют:
• знания мировых технологических достижений, благоприятных для творческих идей;
• коллективной работы и сотрудничества многих специалистов;
• систематического принятия решений;
• глубокого знания технологии;
• понимания путей превращения технологий в полезные продукты;
• знания меняющихся запросов потребителя.
Необходимо также учитывать факторы, определяющие тип, сложность и иерархичность (количество уровней управления) оргструктур: масштаб производства и объем продаж, номенклатура выпускаемой продукции, сложность продукции, уровень специализации, уровень развития инфраструктуры региона, международная деятельность и международная интеграция компании, а также организация НИОКР и формы организации научно-исследовательских подразделений предприятия.
Типы организационных
структур для осуществления
- линейная
- функциональная
-линейно-функциональная
- проектная
- матричная
- дивизиональная (виды - продуктовая, региональная, ориентированная на потребителя)
2. Планирование и контроль инновационной деятельности на предприятии.
Планирование является одной
из функций менеджмента, стратегическое
планирование позволяет выполнять
долгосрочные цели деятельности предприятия,
в том числе инновационной
деятельности. Планирование инновационной
деятельности охватывает определение
временных, затратных и ресурсных
параметров осуществления инновационной
деятельности. При этом планирование
и обоснование затратных
Планирование осуществляется на трех уровнях. Концептуальный уровень связан с анализом проблемы, формулированием целей и задач и соответствует стратегическому планированию. Укрупненное планирование проводится на основе прогнозов и экспертных оценок или по статистическим данным. Характеризуется среднесрочным периодом планирования. Третий уровень – уточненное планирование, составление оперативных, текущих планов, осуществляемое непосредственно в процессе инновационной деятельности, в процессе работы над проектом. Уточненное планирование учитывает результаты контроля всех предыдущих этапов деятельности и может корректировать задачи планирования.
Стратегическое планирование
инноваций позволяет не только воздействовать
на окружающую среду, но и в определенной
степени управлять ею в интересах
фирмы (предприятия). Любая фирма, будучи
субъектом рыночных отношений, взаимодействует
с другими субъектами микросреды:
поставщиками, посредниками, конкурентами,
потребителями, организациями. Поставщики,
обеспечивая производителя
3. Коммерциализация результатов НИОКР.
Под коммерциализацией результатов
НИОКР (научно-технической
К коммерческим формам передачи технологий относятся также договоры на создание, дооборудование и модернизацию производственных и иных объектов; производственное и иное обучение; оказание технической помощи; поставки отдельных образцов изделий, при которых происходит раскрытие производственных (коммерческих) секретов владельца научно-технических знаний и оговариваются условия приобретения, уступки, передачи и защиты его прав.
Фундаментальные стратегии извлечения коммерческой выгоды: применение технологии в собственном производстве и возмездная передача прав на технологию. Чаще всего технологические решения сосредоточены в том или ином виде в объектах интеллектуальной собственности. В соответствии с российским законодательством интеллектуальной собственностью признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации организации, ее продукции, работ или услуг. К объектам интеллектуальной собственности относятся : произведения в области науки, литературы, искусства, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программные продукты, базы данных, микросхемы, товарные знаки, ноу-хау и т.д. Нормативная база для правовой охраны результатов творческого труда постоянно совершенствуется, в том числе расширяется перечень охраноспособных объектов. Предусмотрены три основных типа процедур оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности:
- авторско-правовое
- патентно-правовое
- режим коммерческой тайны (ноу-хау).
Для оценки потенциала объекта коммерциализации (инновации) используется технологический аудит. Стратегия извлечения дохода (коммерциализации) влияет на формирование целей технологического аудита для различных организаций. Стратегия извлечения дохода за счет технологического развития реализуется через формирование портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности. Формирование, присвоение и закрепление прав осуществляются собственником в 2-х целях:
- для получения конкурентного
преимущества на рынке при
реализации проектов
- для включения в процесс трансфера технологий путем передачи прав на использование защищенного объекта другим заинтересованным участникам рынка.
Цели технологического аудита организаций в зависимости от выбранной стратегии извлечения коммерческой выгоды будут различаться. Технологический аудит нацелен на выявление и оценку следующих параметров и обстоятельств: потребность в технологическом развитии, анализ необходимых технологий, ресурсов, возможности планируемого коммерческого результата, практическое применение технических решений, законность присвоения прав, заинтересованность бизнеса в технических решениях и т.д.
4. Прогнозирование в инновационных процессах (научно-техническое прогнозирование)
Система
управления инновационной деятельностью
предусматривает выполнение особых
расчетов, связанных с разработкой
научно-технических прогнозов.
В системе управления прогноз обеспечивает решение следующих важнейших задач:
снижение степени
определение возможных целей и приоритетных направлений разви
оценка социальных и экономических последствий ре
определение мероприятий, необходимых для обеспечения каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;
оценка ресурсов, необходимых для осуществления намеченных программ мероприятий.
Прогнозы
различаются по характеру объектов,
содержанию и периоду прогнозирования,
масштабам и степени
С учетом широты тематических рамок и уровня разработки выделяют прогнозы:
научно-технического развития страны и регионов;
развития отдельных
отраслевые научно-технические;