Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:41, курсовая работа

Краткое описание

Процесс формирования целей составляет одну их важнейших процедур инновационного менеджмента. Он является составной частью и исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере. Основной целью инновационного менеджмента является обеспечение долговременного функционирования предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
Определение цели управления инновацией.
Выбор стратегии менеджмента инновации.
Определение приемов управления инновацией.
Разработка программы управления инновацией.
Организация работ по выполнению программы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, функции, структура и роль инновационного состояния организации
Сущность инновационного климата и инновационного потенциала организации
Функции формирования структур систем управления
Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации
Глава 2. Индикаторы инновационного состояния организации
2.1 Показатели инновационной деятельности организации
2.2 Система сбалансированных показателей в организации
Глава 3. Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ин_состояние.docx

— 56.58 Кб (Скачать файл)

Инновационный потенциал.

Инновационный потенциал - это  интегральная оценка состояния элементов  инновационной системы (активной части  производственно-хозяйственной системы - ПХС).

Инновационный потенциал  организации также является мерой ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мерой готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социо - культурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время это «мера готовности» предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.

Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию.

Развитие инновационного потенциала организации как целостной  системы может осуществляться только через развитие компонентов ее внутренней среды. Необходим анализ внутренней среды организации.

Внутренняя среда  организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную  систему. Элементы сгруппированы в  следующие блоки:

1) продуктовый (проектный)  блок - направления деятельности  организации и их результаты  в виде продуктов и услуг  (проекты и программы);

2) функциональный  блок (блок производственных функций  и деловых процессов) - оператор  преобразования ресурсов и управления  в продукты и услуги в процессе  трудовой деятельности сотрудников  организации на всех стадиях  жизненного цикла изделий, включающих  НИОКР, производство, реализацию, потребление; 

3) ресурсный блок - комплекс материально-технических,  трудовых, информационных и финансовых  ресурсов предприятия; 

4) организационный  блок - организационная структура,  технология процессов по всем  функциям и проектам, организационная  культура;

5) блок управления - общее руководство организации,  система управления и стиль  управления.

Подходы к оценке инновационного потенциала.

Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс (Р) - функция (Ф) - проект (П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:

1) частная оценка  готовности организации к реализации  одного нового проекта; 

2) интегральная  оценка текущего состояния организации  относительно всех или группы  уже реализуемых проектов.

Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды  и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.

Детальный подход. Детальный анализ внутренней среды  и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обоснования инновации  и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе  внутренней среды такова:

1) дается описание  системной нормативной модели  состояния инновационного потенциала  организации (его внутренней среды), то есть четко устанавливаются  те качественные и количественные  требования к состоянию потенциала  по всем блокам, компонентам блоков  и параметрам, которые обеспечивают достижение уже данной инновационной цели и ее подцелей (по дереву цели);

2) устанавливается  фактическое состояние инновационного  потенциала по всем блокам, компонентам  и параметрам;

3) анализируется  рассогласование нормативных и  фактических значений параметров  потенциала организации; выделяются  сильные (с запасом или точно  соответствующие нормативной модели) и слабые (много или мало несоответствующие  нормативной модели) | стороны потенциала; j

4) составляется  примерный перечень работ по  инновационному преобразованию  организации (усилению слабых  сторон).

Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить  системный анализ, отсутствие или  недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике  состояния организации по ограниченному  и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Обязательные условия  качественного проведения диагностического анализа:

1) должны использоваться  знания системной модели и  в целом системного анализа  исследуемого объекта; 

2) необходимо знать  взаимосвязь диагностических параметров  с другими важными параметрами  системы с тем, чтобы по состоянию  какого-либо одного диагностического  параметра оценить состояние  либо всей системы, либо существенной  ее части; 

3) информация о  значениях отобранных диагностических  параметров должна быть достоверной,  так как при ограничении параметров  возрастает риск потерь из-за  неточно определенного диагноза  состояния системы.

 

1.2 Функции формирования структур систем управления

 

Функции организации и планирования инновационной деятельности имеют целевую направленность на создание конкурентоспособной продукции, развитие сферы услуг.

Инновационный менеджмент выполняет  определенные функции, которые определяют формирование структуры системы  управления.

Различают два  типа функций:

1) функции субъекта управления;

2) функции объекта управления.

К первым относятся:

1) прогнозирование;

2) планирование;

3) организация;

4) регулирование;

5) координация;

6) стимулирование;

7) контроль.

К функциям объекта управления относятся:

1) рисковое вложение капитала;

2) организация инновационного  процесса;

3) организация продвижения  инноваций на рынке и ее  диффузии.

Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в хозяйственном процессе. Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду.

Функция прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования являются прогнозы, т.е. предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность технико-экономических показателей, заложенных в создании инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключающих возможностей. В этом процессе исключительно важное значение имеет правильность определения наметившихся тенденций научно-технического прогресса и тенденций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые исследования.

Управление инновациями  на основе их предвидения требует  выработки у менеджера определенного  чутья рыночного механизма и  интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Функция управления – планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.

Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций и т.п.

Функция регулирования (от лат. regulate – подчинение определенному закону, порядку) в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров.

Функция координации (от лат. со – с, вместе + ordinatio – расположенные в порядке) означает согласованность работ всех звеньев системы управления. Координация «работает» на обеспечение единства отношений субъекта и объекта управления.

Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. Посредством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль предполагает анализ технико-экономических результатов. Анализ также является частью планирования. Следовательно, контроль в инновационном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций.

Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как называлось выше, выполняет  функции рискового вложения капитала, организации инновационного процесса и организации продвижения инноваций  на рынке и ее диффузии.

Содержание этих функций  объекта управления заключается  в следующем.

Функция рискового  вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт (операцию) всегда связано с неопределенностью. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.

Содержанием функции организации  инновационного процесса является рациональная организация деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций. Действие этой функции затрагивает весь инновационный  процесс.

Функция продвижения и  диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по продвижению  и распространению новых продуктов (операций): рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п.

 

1.3 Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации

 

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся:

  • инициация инновации;
  • маркетинг инновации;
  • выпуск (производство) инновации;
  • реализация инновации;
  • продвижение инновации;
  • оценка экономической эффективности инновации;
  • диффузия (распространение) инновации.

Контроль перехода от одной  операции инновационного процесса к  другой является действенным инструментом управления процессом внедрения  инновации. Успешность внедрения инновации  в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения  по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в  первую очередь от согласованности  смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих  соответствующие операции.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Информация о работе Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях