Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:35, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ по созданию новшества для применения в современной российской организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность новшества и инновации;
- рассмотреть процесс создания новшества:
- охарактеризовать этапы создания новшества;
- проанализировать процесс создания новшества на примере ООО «Кафе Лавита», кофейня «Justo».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ…………………………………………….……………5
1.1. Теории инновационного развития………………………………5
1.2. Источники инновационных идей………………………………..8
1.3. Новшество, нововведение и их классификация………………...9
2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ……………………..…15
2.1. Структура инновационного процесса………………………….15
2.2. Инновационный потенциал и инновационные стратегии фирмы……………………………………………...………………….16
2.3. Этапы создания новшеств……………………………………....22
3. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «КАФЕ ЛАВИТА», КОФЕЙНЯ «JUSTO»……………………....27
3.1. Характеристика ООО «Кафе Лавита», кофейня «Джусто»….27
3.2. SWOT-анализ деятельности ООО «Кафе Лавита», кофейня «Джусто». Выводы. Обоснование необходимости новшества……30
3.3. Процесс создания новшества «кавказская шаверма»…………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……….…45
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Центросоюза Российской Федерации
«Российский университет кооперации»
Мурманский филиал
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Инновационный менеджмент»
на тему
«Процесс создания новшеств»
Студентки 5 курса, группа МП 5-08
Мурманск 2013
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА
СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ…………………………………………….…………
1.1. Теории инновационного развития………………………………5
1.2. Источники инновационных идей………………………………..8
1.3. Новшество, нововведение и их классификация………………...9
2. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ……………
2.1. Структура инновационного процесса………………………….15
2.2. Инновационный потенциал и инновационные
стратегии фирмы……………………………………………...……………
2.3. Этапы создания новшеств……………………………………....22
3. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «КАФЕ ЛАВИТА», КОФЕЙНЯ «JUSTO»……………………....27
3.1. Характеристика ООО «Кафе Лавита», кофейня «Джусто»….27
3.2. SWOT-анализ деятельности ООО «Кафе Лавита», кофейня «Джусто». Выводы. Обоснование необходимости новшества……30
3.3. Процесс создания новшества «кавказская шаверма»…………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……….…45
ВВЕДЕНИЕ.
Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования.
Однако, понятие «инновация» не идентично понятию «новшество». Новшество – конкретный результат разработки научной идеи, имеющий форму образца новой техники, материала для производства новой продукции. Может быть представлено в виде научной, технической или иной документации, то есть в виде информации.
Актуальность темы связана с тем, что в современных условиях к одному из побудительных мотивов для создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. инновации связаны с рынком. Жёсткая конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных преимуществ.
Целью работы является изучение теоретических основ по созданию новшества для применения в современной российской организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность новшества и инновации;
- рассмотреть процесс создания новшества:
- охарактеризовать этапы создания новшества;
- проанализировать процесс создания новшества на примере ООО «Кафе Лавита», кофейня «Justo».
Объект исследования – коммерческое предприятие, кофейня «Justo». Предмет исследования – процесс создания новшеств. Методы исследования – анализ, обобщение, сравнение.
В работе использована специальная литература – труды российских и зарубежных учёных.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ НОВШЕСТВ.
1.1. Теории инновационного развития.
В основе инноватики (науки об инновациях) лежит волновая теория русского экономиста Н. Д. Кондратьева. Он выявил наличие длинных коңюнктурных волн в развитии общества и тем самым определил развитие экономики как процесс неравномерный и цикличный.
В соответствии с волновой теорией любая экономическая система характеризуется чередованием периодов подъема и спада в своем развитии (цикл волн, выявленных Кондратьевым, длится около 50 лет, это так называемые длинные волны).
На базе своих исследований Кондратьев сделал ряд выводов.
1. Перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходят значительные преобразования в социально- экономических процесса, которые выражаются в появлении значимых научных открытий, технических изобретений, изменений в сфере производства и обмена.
2. Периоды подъема
циклов коңюнктурных волн
3. Понижательные
волны данных циклов связаны
с длительной депрессией
Впервые термин “инновация” появился в научных исследованиях культурологов еще в 19 веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Только в начале 20 века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 году австрийский экономист Шумпетер Й. в работе “Теория экономического развития” выделил две стороны хозяйственной жизни:
· статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства - участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);
· динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).
Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.
Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:
· изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
· изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
· изменения вследствие использования нового сырья;
· изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
· изменения вследствие появления новых рынков сбыта.
В 30-х годах 20 века Шумпетер Й. впервые использовал понятия “инновация”, подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Современные инновационные теории объясняют чередование циклов деловой активности сменой технологических укладов в общественном производстве. Под термином «уклад» следует понимать установившийся порядок организации какой-либо системы. Для технологического уклада характерно наличие единого технического уровня производительных сил и общего научного потенциала. Жизненный цикл технологического уклада составляет примерно 100 лет и включает несколько фаз:
1. Зарождение нового технологического уклада, базирующегося на современных научных открытиях.
2. Монополия удерживается
некоторое время (до 20 лет), в течение
которого фирмы-монополисты
3. Доминирование. Характерен скачок в развитии, которому способствует ускоренный приток капитала в новый технологический уклад. Продолжительность анной фазы около 50 лет, она связана со структурной перестройкой экономики, обновлением технологических процессов в общественном производстве.
4. Угасание. Доминирование
нового уклада в экономике
приводит к постепенному
1.2. Источники инновационных идей.
Дракер П. выделяет семь источников
инновационных идей:
- неожиданное событие для организации
или отрасли – неожиданный успех, неожиданная
неудача, неожиданное внешнее событие;
- не конгруэнтность – несоответствие
между реальностью (какая она есть на самом
деле) и нашими представлениями о ней (какой
она должна быть);
- нововведения, основанные на потребности
процесса;
- внезапные изменения в структуре отрасли
или рынка;
- демографические изменения; - изменения
в восприятиях, настроениях и ценностных
установках;
- новые знания (как научные,
так и ненаучные).
По мнению Дракера П., систематический
инновационный процесс состоит в целенаправленном
и организованном поиске изменений и в
систематическом анализе этих изменений
как источника социальных и экономических
нововведений. Первые 4 источника инновационных
идей (области изменений) он относит к
внутренним, так как они находятся в рамках
организации, в пределах отрасли промышленности
или сферы услуг (такие источники доступны
для работающих в данной организации или
в данной отрасли). Последние три источники
относятся к внешним, так как они имеют
свое происхождение вне данной организации
или отрасли. Однако между всеми источниками
нет четких границ, и они могут взаимно
пересекаться. При выборе инновационной
идеи и принятии решения о внедрении какой-либо
инновации, необходимо выяснить некоторые
моменты:
- если речь идет о товарной инновации - имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке;
- если речь идет о любом инновационном проекте - получение реальной прибыли (прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию) и оценка реального риска (связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации). Таким образом, для того, чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную сверхприбыль от инновационной деятельности, организации необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям:
- необходимо четко представлять
объем спроса потенциальных потребителей
на новшество, его экономически выраженные
преимущества перед уже существующими
способами удовлетворения данной потребности;
- необходимо выявить ресурсные ограничения,
которые возникают при создании, производстве
и сбыте нововведения, т.е. важно правильно
составить всесторонний прогноз экономического
потенциала новшества;
- для успешного развития инновационной
организации обязательным условием является
соответствие персонала организации определенным
требованиям;
- при ограниченности материально-финансовых
ресурсов и рыночной неопределенности
значительную роль в успехе инновационных
организаций играет качество организации
и управления.
В связи с вышеизложенным, именно малые инновационные организации наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.
1.3. Новшество, нововведение и их классификация.
Нововведения – это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (НИИ, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные компании, венчурные фонды), внедренческих фирм. Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не являются.
Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты:
Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы.
Нововведение считается новшество, реализованное на практике. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность. Нововведения связаны с рисками.
Субъекты инновационной деятельности
Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор.
Новатор – участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшества на их основе.
Инноватор – участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.
Инвестор – участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.