Финансирование инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью работы является рассмотрение финансирования инновации.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
характеристика теоретических аспектов финансирования инновационной деятельности;
изучение форм и источников финансирования инновационной деятельности;
рассмотрение венчурного финансирования в России и за рубежом;
состояние инновационной деятельности в Свердловской области
инновационная деятельность на примере создание интернет магазина ТК «АССОРТИМЕНТ +»

Содержание

Введение
3
1. Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности

5
1.1 Понятие, сущность и функции инноваций
5
1.2 Формы и источники финансирования инновационной деятельности
14
1.3 Методологические проблемы финансового обеспечения инновационной деятельности

26
2. Организация финансирования инновационной деятельности
41
2.1 Венчурное финансирование в России и за рубежом
42
2.2 Финансовое обеспечение инновационной деятельности российских предприятий
57
3. Инновационная деятельность в Свердловской области
71
3.1. Инновационная инфраструктура
71
3.2. Основные направления развития инновационной деятельности в Свердловской области
81
4.Финансирование инновационной деятельности на примере создание интернет-магазина ТК «Ассортимент+»

84
4.1 Краткая аннотация проекта
84
4.2 Кадровое обеспечение
90
4.3 Прогноз дохода проекта
98
Заключение
101
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансирование инновационной детятельности.docx

— 157.03 Кб (Скачать файл)

В целях гарантирования надежности участия частных инвесторов в  инвестициях с 1995 г. размещение централизованных инвестиционных ресурсов по крупным  и вновь начинаемым объектам осуществляется исключительно на конкурсной основе, предусматривающей обязательность привлечения частного капитала к  реализации государственной инвестиционной программы. Формирование портфеля государственных  инвестиционных заказов на реализацию инновационных проектов обычно осуществляется посредством проведения среди потенциальных  инноваторов открытых конкурсов и аукционов в соответствии с постановлением правительства РФ от 22.06.94 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».

Указ Президента РФ от 17.09.94 г. № 1928 «О частных инвестициях в  Российской Федерации» предусматривает  порядок государственной поддержки  частных инвесторов, выбираемых на конкурсной основе вместо распределения  государственных капитальных вложений. Для этого при Минэкономики РФ созданы комиссия по инвестиционным конкурсам, рабочая группа и экспертный совет для выбора наиболее эффективных  инвестиционных проектов. При выборе приоритетов инвестирования средств государственного бюджета в различные сферы экономики следует на первое место выделять производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса. Созданию благоприятной экономической среды для приоритетных для инвестирования объектов инновационной деятельности будет способствовать одновременное с инвестированием установление конкретных процентных ставок льготных кредитов. Правила отбора предусматривают, что в бизнес-плане значительное место занимают маркетинговые исследования. На их основе выявляются платежеспособные потребители продукции претендента, причем срок окупаемости капитальных вложений должен не превышать два года.

Реализация государственно-коммерческого  финансирования инновационных процессов  предусматривает сертификацию проектов и предоставление инвесторам государственных  гарантий. Благодаря сертификации проекта  выявляются его качество и размер государственной поддержки. Сертификация проектов значительно повышает к  ним доверие со стороны зарубежных и отечественных инвесторов, участвующих  в конкурсах и аукционах, позволяющих  вызвать конкуренцию капиталов, приводящую к снижению ставки процента коммерческого кредита и повышению  эффективности инвестиций.

Предоставление частным  инвесторам государственных гарантий основывается на обязательствах государства  по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию инвестиционного проекта. Фонд государственных гарантий проектов и залоговой системы должен аккумулировать денежные средства, выделяемые из государственного бюджета и вносимые отечественными и иностранными коммерческими структурами.

Для обеспечения надежности возврата финансовых вложений следует  использовать систему независимой  экспертизы и процедуру страхования  инновационных проектов. Кроме Фонда  государственных гарантий, необходимо сформировать эффективную систему  страхования инновационных проектов. Этой цели способствовало бы условие  выведения определенной суммы страховых  взносов и премий из облагаемой налогом  прибыли предприятия, участвующих  в реализации инновационного проекта.

Схема смешанного финансирования предусматривает ежегодное выделение  средств федерального бюджета для  конкурсного финансирования инвестиционных проектов, подготовленных коммерческими  структурами, и предусматривающих  долю государственного участия не более 20%. Однако и подобная ограниченная государственная поддержка не получает реализацию в условиях, когда государственные  инвестиции из федерального бюджета  финансируются не более чем на 30%. Это дестабилизирует рынок  инвестиций и не способствует расширению доверия со стороны частных инвесторов и государству, стремящемуся к решению  тактических задач в ущерб  стратегическим интересам, связанным  с эффективным вложением капитала в производство.

Общеотраслевые, межотраслевые  и региональные научно-технические  и инновационные проекты и  программы, а также мероприятия  по освоению новых видов промышленной продукции могут финансироваться  также за счет внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддержки  инноваций. Такие фонды могут  создаваться в министерствах, в  крупных городах и регионах, а  также в концернах, холдингах, ФПГ [32, с.47].

Так, Российский фонд технологического развития (РФТР) образован в 1992 г. как  внебюджетный фонд Министерства науки  и технологий РФ для решения задач  сохранения и развития научно-технического потенциала России. К 2000 г. фонд профинансировал  более 400 научно-технических и инновационных  проектов в различных отраслях народного  хозяйства. С 2000 г. фонд проводит конкурсы, ориентированные на внедрение новых  технологий на конкретных российских предприятиях реального сектора  экономики. Инициаторами конкурса выступают  сами предприятия, предоставившие в  фонд заказы на разработку новых технологий. Помимо заказов, предприятия предоставляют  техническое задание, сведения о  своей финансово-хозяйственной деятельности за последнее время и письменное обязательство о выкупе результатов  НИОКР у разработчика в случае их соответствия данному техническому заданию.

На основании отобранных комиссией заказов проводится второй этап конкурса – среди организаций  разработчиков новых технологий. РФТР проводит комплексную экспертизу и конкурсный отбор предоставленных  разработчиками проектов, обеспечивает финансирование НИОКР, выполняемых  победителями конкурса, на возвратной основе. Разработчик НИОКР выступает  заемщиком РФТР, а предприятие  – инициатор конкурса оплачивает разработку на конечном этапе после  оценки конкурсной комиссией соответствия е результатов техническому заданию. Участие в конкурсе позволяет  предприятиям провести технические  нововведения, не вкладывая на длительный срок собственные средства в их разработку и не принимая на себя риски, связанные  с осуществлением НИОКР.

В условиях острого дефицита внутренних источников финансирования инновационной деятельности особую актуальность имеет формирование привлекательных  условий для ввоза в Россию наукоемких технологий. В этой связи  в рамках государственного финансирования инноваций необходимо законодательно закрепить дифференцированный режим  уплаты таможенных пошлин вплоть до их полной отмены при ввозе прогрессивных видов техники и технологий. При этом дифференциация импортных пошлин должна сочетаться с использованием протекционистских мер защиты отечественной наукоемкой промышленности.

Наша страна в XX веке ценой  огромных жертв и неимоверных  усилий нескольких поколений людей  создала такую инфраструктуру в  рамках военно-промышленного комплекса. Практически все лучшие научные, конструкторские, производственные силы страны были сосредоточены в ВПК  и обслуживающих его научных  и учебных институтах. Огромные финансовые и материальные ресурсы были стянуты  для обеспечения их инновационной  деятельности. В результате к середине 80-х годов в стране был создан один из лучших в мире инновационных  механизмов в области производства новейших видов вооружений. Это позволило  России решить главную, остро вставшую перед ней еще в XIX веке задачу - создать военную мощь, которая  надежно защитит от внешних угроз  ее огромные людские, территориальные  и природные ресурсы.

В наступающем веке Россия должна будет, не снижая эффективности  своего военного потенциала, реформировать  экономику так, чтобы поднять  ее на уровень развитых стран. Экономическое  могущество стран большой  семерки основывается на непрерывном воспроизводстве широчайшего спектра инновационных товаров и услуг. Без создания такого же эффективного механизма по выпуску новых потребительских товаров Россия не сможет решить стоящую перед ней задачу.

Научно-технический потенциал  страны, ставший основой российского  ВПК, понес в последние годы некоторые  потери, но они не так значительны, как кажутся на первый взгляд. Имевшая  место в последнее десятилетие  эмиграция российских квалифицированных  научно-технических кадров не могла, по нашему мнению, сильно затронуть  инновационный потенциал страны. Сейчас, когда потребности России в производстве конкурентоспособных потребительских товаров еще более актуальны, чем модернизация вооружений, проблема заключается в другом. Необходимо создать условия, при которых часть исследователей и изобретателей, прежде всего тех, кто занимался в ВПК продукцией двойного назначения, сможет постепенно перейти в гражданскую сферу деятельности.

Одним из главных условий  для этого перехода является вопрос материально-технического обеспечения. Основными источниками для финансирования инновационного процесса могут быть государственные, корпоративные или  частные средства. Финансовые ресурсы  для построения инновационного механизма  ВПК на протяжении всего XX века в  России оставались исключительно государственными. Добыты они были сначала с помощью  экспроприации частных капиталов (прежде всего у крестьянства), а  затем путем целенаправленного  перераспределения монополизированных государством ресурсов страны в пользу ВПК.

Может ли быть создан новый  инновационный механизм в России аналогичным способом? Нет. По причине  того, что результатами его работы должны стать не средства вооружения, а потребительские товары,. Это  обязывает государство обеспечить, во-первых, наличие денег у потребителей внутри страны, во-вторых, позитивный имидж  России в глазах будущих потребителей наших товаров в других странах  мира, и, в - третьих, свободный поток  людей, идей, товаров, ресурсов и т.д. как в страну, так и из нее. Причем два последних условия, которые  необходимо соблюдать, являются определяющими  для всех внутри и внешнеполитических действий нынешних и будущих российских властей на протяжении всего следующего века.

Но в рыночной экономике  финансированием инновационного процесса должны прежде всего заниматься сами компании - производители. К сожалению, у российских производителей потребительских товаров и услуг инвестиционные возможности в подавляющем большинстве случаев отсутствуют. Хотя некоторые из них смогли бы уже сейчас взять банковские кредиты для внедрения в производство перспективных разработок, но финансировать НИОКР самостоятельно они пока не в состоянии. Парадокс заключается в том, что наши производители потребительских товаров должны сначала наладить выпуск конкурентоспособных товаров, и только потом они смогут полученные средства частично использовать для финансирования своей инновационной деятельности.     Таким образом, для финансового обеспечения разработки новых конкурентоспособных потребительских товаров и услуг на данном этапе развития России остается практически единственный путь - создать условия для привлечения на эти цели частного российского капитала [33, с.38].

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В CВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Инновационная инфраструктура

Сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциала, опережающего роста производства наукоемкой продукции являются приоритетными  направлениями государственной  политики Свердловской области. Одним  из важнейших звеньев этой политики является инновационная деятельность.

Несмотря на рост промышленного  производства роль инноваций в реальном секторе экономики незначительна. Однако в последнее время намечается тенденция на определенное улучшение  этих показателей.

Таблица2.1

Число предприятий  в Свердловской области, 
приобретавших новые технологии

 

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2015 год прогноз

ВСЕГО по области

18

20

42

45

47

50

300

Лицензии на использование  изобретений

5

5

4

5

6

7

50

Результаты исследований и разработок

7

6

20

19

15

18

80

Ноу-хау, соглашения на передачу технологий

1

1

3

5

4

4

30

Покупка оборудования

12

10

18

20

19

21

50%

Целенаправленный прием  квалифицированных специалистов

2

1

5

6

4

7

80%

Вклад объектов пром-собственности в уставной фонд

1

-

2

4

10

14

-

Соглашения на передачу программных  средств

-

3

11

10

12

24

200


В дореформенный период внедрением разработок в основном занимались непосредственно  научные коллективы отраслевых институтов и, в малой степени, работники  академических институтов. В период реформ, в академических институтах и во многих технических  вузах по инициативе ученых на базе исследовательских лабораторий и кафедр были созданы научно-производственные коллективы и малые фирмы, ориентированные на выпуск мелкосерийной продукции, находящей сбыт на рынке.

Информация о работе Финансирование инновационной деятельности