Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:19, контрольная работа
Создание цивилизованного рынка наукоемкой и инновационной продукции в Беларуси необходимо для сохранения и дальнейшего развития в республике научно-технического потенциала. Товаром на этом рынке будет научно-техническая продукция (научно-технические, технологические, опытно-конструкторские разработки) как результат интеллектуальной деятельности.
Мировая практика свидетельствует, что только после включения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в качестве активов, обеспеченных надежной правовой защитой, предприятие может устойчиво работать на рынке (так как конкуренты не вправе производить товары с использованием аналогичных интеллектуальных продуктов).
Результаты интеллектуальной деятельности занимают особое место среди объектов гражданского права и традиционно подразделяются на две основные сферы прав: авторское право и промышленную собственность.
Объекты интеллектуальной собственности,
к которым относится также
научно-инновационная
Научно-инновационная продукция - товар низколиквидный. Его приобретают в связи с решением государственных научно-технических проблем или для коммерческого использования. В отличие от произведений искусства наукоемкая продукция со временем, как правило, теряет свою ценность, ее не покупают для накоплений. В сопроводительной документации научно-инновационной продукции набор рыночных факторов и потребительских свойств носит индивидуальный характер. Многое зависит от конкретных факторов, которые можно оценить по-разному, хотя есть и общие подходы к оценке научно-инновационной продукции.
Исходные принципы, на которых строятся методики оценки:
• принцип окупаемости, согласно которому стоимость объекта должна окупать сумму вложений в приобретение или разработку и производственное
• освоение объекта (в большинстве
случаев эта величина рассматривается
как минимальная стоимость
• принцип ограничения по доходу, согласно которому стоимость объекта не должна быть больше суммы возможного дохода, получаемого предприятием от продажи продукции, работ, услуг, производимых с использованием данного объекта;
• принцип денежных потоков, согласно которому при расчете стоимости объекта необходимо учитывать такие основные факторы, как фактор времени и инфляция.
В процессе оценки научно-инновационной продукции можно определять два вида стоимости - стоимость в обмене и стоимость в пользовании. Стоимость в обмене предполагает вероятную цену продажи при условии, что рынок наукоемкой продукции является открытым и конкурентным, где цены сделок напрямую зависят от складывающегося на нем уровня спроса и предложения. Во время такой сделки продавец должен получать справедливую компенсацию за те затраты, которые он понес при создании или приобретении научно-инновационной продукции, а также за будущие доходы от ее возможного использования, от которых он добровольно отказывается, передавая принадлежащие ему права на этот объект. Таким образом, величина этой стоимости определяется конкретными обстоятельствами и действием реальных социально-экономических факторов. За это ее часто называют объективной стоимостью, подчеркивая этим, что стоимость в обмене наиболее убедительна для сторон планируемой сделки. Наиболее часто встречающейся формой этой стоимости является обоснованная рыночная стоимость.
Стоимость же в пользовании
подразумевает стоимость
Методология ценообразования
научно-инновационной
Оценка стоимости научно-
Сравнительный подход используется
при оценке рыночной стоимости научно-
Затратный подход определения
цены научно-инновационной
Оценка по уровню затрат,
необходимых для создания и внедрения
научно-инновационной
Затратный подход применяется
и при оценке объектов интеллектуальной
собственности рыночным методом, в
основу которого положено определение
стоимости научно-технической
Доходный подход предполагает, что никто не вложит свой капитал на приобретение конкретной научно-инновационной продукции больше, еcли такой же доход можно получить другим способом и за такой же отрезок времени.
Доходный подход обычно используется при оценке научно-инновационной продукции, которая ориентирована на коммерческое использование. Ее практическое применение ограничено, поскольку произвести точные денежные оценки бывает трудно.
При оценке научно-инновационной продукции используются следующие методы:
• метод анализа по периоду окупаемости (оценка по количеству лет, необходимых для окупаемости первоначальных капиталовложений);
• метод на основе дисконтирования.
В основу применения доходного подхода к оценке научно-инновационной продукции должен быть положен принцип предвидения - принцип оценки, согласно которому стоимость объекта определяется текущей стоимостью дохода или выгод, ожидаемых от его использования. В свою очередь текущая величина доходности должна подсчитываться с учетом спроса и предложения на отдельные объекты интеллектуальной стоимости. Это предполагает использование в оценке принципа конкуренции, согласно которому в случаях, когда прибыль превышает доход, необходимый для возмещения текущих издержек хозяйственной деятельности, конкуренция на соответствующем рынке возрастает, что приводит к снижению размера чистых доходов.
При расчетах необходимо учитывать и такие основополагающие факторы, как фактор времени и инфляция.
Фактор времени оказывает
влияние как на доходы, получаемые
субъектом хозяйствования от использования
научно-инновационной
Если необходимо сравнить доходы, получаемые в разные периоды, т. е. доходы, предполагаемые в будущем, с доходами, получаемыми теперь, то применяется дисконтирование денежных потоков.
Дисконтированием издержек и результатов (денежных потоков) называется приведение их разновременных значений к их ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения.
Экономическим нормативом, с помощь которого осуществляется дисконтирование издержек и результатов, является норма дисконта: социальная, бюджетная и коммерческая.
«Социальная» норма дисконта
используется при расчетах показателей
социально-экономической
«Бюджетная» норма дисконта
применяется при расчетах показателей
эффективности в бюджетной
«Коммерческая» норма
дисконта предназначена для оценки
экономической эффективности
«Без рисковая коммерческая» норма дисконта, применяемая для оценки эффективности НИОКР и ОТР, назначается инвестором самостоятельно. При этом рекомендуется ориентироваться на следующие нормы дисконтирования:
0 % - НИОКР и ОТР с
социально-экологической
5% - НИОКР и ОТР, направленные
на совершенствование
10% - НИОКР и ОТР, направленные на модернизацию основных производственных фондов;
15% - НИОКР и ОТР, направленные
на создание новых видов
20% - НИОКР и ОТР, на
основе которых создаются
В качестве ставки дисконта также используют банковский депозитный процент, ставки дивидендов, выплачиваемых ведущими акционерными обществами на свой капитал, среднеотраслевые нормы рентабельности и др.
В основе ценообразования
на научно-инновационную
Представленные подходы
могут применяться как
Каждый из вышеперечисленных
методов имеет свою зону распространения,
обусловленную как его
В отечественной литературе
бытует, на наш взгляд, ошибочное
мнение, что минимальную цену на
научно-инновационную
быть меньше издержек производства, если продукция не пользуется спросом или она недостаточно квалифицированно выполнена. На цену научно-инновационной продукции оказывает влияние соответствие реальных финансово-экономических и технологических возможностей потребителей с условиями ее использования. Основными ценообразующими факторами на рынке научно-инновационной продукции являются факторы, формирующие величину дополнительной прибыли потребителя продукции.
Корректирующими факторами, определяющими отклонение фактической величины дополнительной прибыли от расчетной и долю дополнительной прибыли, причитающуюся собственнику продукции, выступают конкуренция со стороны альтернативных разработок, монополизация рынка продукции.
Реализация разрабатываемой
научно-инновационной
Если отсутствуют специальные расчеты относительно величины рисков данной НИОКР и ОТР или аналогичной разработки, размер поправок рекомендуется ориентировочно принимать (коэффициент, учитывающий риск недополучения запланированных результатов) следующим образом:
3-5% - НИОКР и ОТР, связанные
с совершенствованием
8-10% - НИОКР и ОТР, направленные
на модернизацию основных
13-15% - НИОКР и ОТР, направленные
на создание новых видов
17-20% - НИОКР и ОТР, на
основе которых создаются