Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:19, контрольная работа
Создание цивилизованного рынка наукоемкой и инновационной продукции в Беларуси необходимо для сохранения и дальнейшего развития в республике научно-технического потенциала. Товаром на этом рынке будет научно-техническая продукция (научно-технические, технологические, опытно-конструкторские разработки) как результат интеллектуальной деятельности.
Мировая практика свидетельствует, что только после включения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в качестве активов, обеспеченных надежной правовой защитой, предприятие может устойчиво работать на рынке (так как конкуренты не вправе производить товары с использованием аналогичных интеллектуальных продуктов).
Дополнительным фактором
экономического развития является максимальное
использование интеллекта персонала,
что невозможно без достаточно развитого
образования. Компоненту «образование»
в целостной системе
5. Продвижение
инноваций на рынок.
В условиях современных темпов развития науки и техники инновационные приоритеты экономики страны должны объективно определяться не только по узловым направлениям преодоления технологического отставания в развитии отдельных отраслей, сфер деятельности, в производстве важнейших видов продукции, обеспечении ее качественных параметров и конкурентоспособности, но и по критериям прироста социально-экономической эффективности каждого нового воспроизводственного цикла, каждого кругооборота капитала, как определяющей предпосылки достижения долгосрочных целей сбалансированного устойчивого экономического роста нового качества на всех уровнях народного хозяйства страны.
Для реализации этого подхода к инновационным процессам, как показывает опыт развитых стран, необходимо:
• глубоко, всесторонне познать
структуру и качественные характеристики
технологических укладов
• умело интегрировать
деятельность структур, участвующих
в формировании материальных ресурсов,
денежных накоплений, имея в виду эффективное
воспроизводство
• обеспечить системное государственное воздействие (государственное регулирование) на структурно–инновационный цикл воспроизводства экономики страны, преодолевая структурные диспропорции вследствие сложившейся отсталой структуры технологических укладов.
Системный подход в современных условиях связан с формированием институционально–правового и социально-финансового регулирования интеллектуальной деятельности физических и юридических лиц в сфере науки и научного обслуживания. На основе этого возможны:
1. создание устойчивой
инновационной среды для
2. разработка действенных
регуляторов ценообразования с
учетом доли инвестируемой на
инновационное обновление
3. оптимизация управления
инновационной деятельности на
базе органического сочетания
государственного
4. конкретная поддержка
организаций инновационного
5. комплексное создание инфраструктуры инновационного процесса на всех его этапах.
В РБ проблемы управления инновационной
деятельностью предприятий на макроуровне
связаны с осуществлением структурной
перестройки экономики и
Важным выводом сказанного выше является обоснование невозможности создания эффективной системы управления инновациями и их продвижением на рынок без формирования условий, необходимых для развития инновационной деятельности. К ним следует отнести:
• сознательное разрушение технологических цепей третьего технологического уклада и реконструкции составляющих их производственных процессов в целях приспособления к потребностям новых технологических укладов, а также избирательное развитие производств четвертого технологического уклада с целью наиболее эффективного насыщения спроса в их продукции;
• приоритетное высокоизбирательное, ориентированное на накопление конкурентных преимуществ, развитие производств пятого технологического уклада (в развитых странах он вступил в фазу роста) и создание предпосылок для опережающего развития базисных технологий шестого технологического уклада, а также форсированное развитие образовательной и социальной сферы;
• обеспечение на уровне национальной экономики финансирования НИОКР не ниже порогового уровня, так как при несоблюдении данного требования происходит деградация технологической структуры, которая может носить необратимый характер. К сожалению, в ряде стран в трансформационный период наблюдается снижение расходов на НИОКР (так, например, если в США расходы на НИОКР на душу населения составляют
455 долл. в год, то в Беларуси – менее 20);
• формирование развитого
рынка научно-технической
Равновесное распространение
нововведений-процессов в
Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, т.е. способностью сохранения неизменными имеющихся количественных характеристик по отношению к преобразованиям и переменам окружающей внешней среды.
Наиболее типичными
для диффузных процессов
Одним из рыночных регуляторов
диффузных процессов является трансфер
инноваций, который законодательно
разрешает передачу права использования
новшеств и нововведений как носителей
новых ценностей (стоимостей) другим
субъектам инновационной
Лицензионное соглашение
на передачу патентных прав оформляется
договором купли-продажи по обычным
юридическим нормам и предусматривает
не только размер вознаграждения, но и
порядок осуществления
Простая лицензия ограничивает объем производства продукции, ее реализацию лицензиатом на определенной территории, запрещает продажу лицензии третьим лицам, в то время как лицензиар может осуществить ее вторичную продажу.
Исключительная лицензия дает право лицензиату монопольно распоряжаться предметом лицензии, а лицензиар утрачивает аналогичные права.
Полная лицензия, применяемая крайне редко, предусматривает передачу лицензиату всех без исключения прав на предмет лицензии, что равносильно продаже патента.
Патентно-лицензионный трансфер инноваций должен осуществляться с учетом экономических интересов страны. Если новшество или нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практике, не использовано достаточно полно в стране - патентодержателе, то продажа лицензии иностранному государству может нанести ощутимый экономический вред. Это особенно характерно для беспатентных лицензий, представляющих собой лицензионные соглашения на продажу незапатентованного изобретения, ноу-хау или другого производственно - технологического достижения. По своей сущности беспатентная лицензия аналогична продаже научно-технических разработок, которые по каким-либо причинам не были задействованы в стране, где эти достижения получены. По таким лицензиям интеллектуальная собственность практически не защищена. Следовательно, трансфер инноваций нуждается в продуманном технико-экономическом обосновании диффузных процессов, связанных с распространением новшеств и нововведений.
Среди технологических укладов принято выделять периоды их доминирования (50 лет), ядро технологического уклада, ключевой его фактор и формирующееся ядро нового технологического уклада. Например, в пятом технологическом укладе, начало которого пришлось на восьмидесятые годы двадцатого века, ядром является электронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т.д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты. В формирующееся ядро нового (шестого) технологического уклада включены биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др. Кроме того, приводятся и такие характеристики, как преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим, особенности организации инновационной активности.