Акцентные модификации многосложных слов (на материале английского языка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе анализируются различные подходы и концепции, отражающие основные понятия и проблемы языковой нормы и ее вариативности, освещаются общетеоретические проблемы произносительной нормы и факторы, обусловливающие ее вариативность, сущность понятий «ударения» и «акцентного варианта» в отечественной и зарубежной фонологии. Особое внимание уделяется правилам о положении ударения в английских словах, предлагаемым отечественными и зарубежными лингвистами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…………3
I Теоретические аспекты ударения..………………………………………………5
1.1 Сущность ударения…………………...…………………………………..…….5
1.2 Акцентные типы английских многосложных слов………………..……...…11
II Вариативность как объективное свойство языка…………………………...…16
2.1 Понятие вариативности………………………………...……………………..16
2.2 Спонтанная речь как разновидность разговорной речи……………………..19
III Результаты аудиторного анализа акцентной структуры английских многосложных слов.…………………………………………………………………..22
3.1Причины акцентологической нестабильности…………………………….….22
Приложение…………………………....................................................................25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Вариативность акцентной нормы многосложных слов английского язык.docx

— 55.29 Кб (Скачать файл)

В акцентной структуре английского слова как такового, константным оказывается компонент напряженности непосредственно артикулирующих органов речи, а долгота является вариативным компонентом. Как уже упоминалось выше, напряженность артикулирующих органов повышает отчетливость, определенность качества звуков: в противопоставлении ударного слога безударным этот качественный компонент словесного ударения присутствует всегда, что находит свое отражение в осциллографических и спектрографических записях.

Расстановка ударения и его степень определяются в английских словах несколькими разнородными факторами

Во-первых, место ударения и, в известной мере, его степень определяется семантическим фактором, который проявляется весьма отчётливо в тенденции выделять ударением корневую морфему, префикс с ясным собственным значением (обычно продуктивный), равноважные в смысловом отношении основы сложных слов, а также слоги сложносокращенных слов инициального типа, например: reading, re-read, good-natured. Как известно, в древнеанглийском языке в словах без префиксов ударение падало на корневой, т.е. на первый, слог. В словах с префиксами ударением выделялся либо корень (преимущественно в глаголах и в отглагольных именах, например forʒytan, forʒytol), либо префикс (в именах и отымённых глаголах, например åndswaru, åndswarian). Таким образом, традиционное английское словесное ударение не было полностью фиксированным, механически действующим в силу количественного преобладания слов с ударением на первом слоге: место ударения достаточно последовательно регулировалось сложным семантико-морфологическим принципом. Этот принцип определяет ударность начала английских слов: ударение падает либо на первый, либо на второй слог, или же на тот и другой. В произносительных словарях современного английского языка приводится всего несколько слов, в которых ударение падает на третий слог от начала, например: inasmuch, forasmuch. В некоторых случаях семантико-морфологический используется как словообразовательное средство, например в противопоставлении существительного important.

Во-вторых, место и отчасти степень ударения определяются ритмическим фактором – тенденцией чередовать ударные и неударные слоги, распределять ударение через относительно равные промежутки времени, например: B.B.C. /┴ ─ ┴ /, justifiable /┬ ─ ┴ ─ ─/ (сравните /┴ ─ ─ ─ ─/), municipality /─ ┬ ─ ┴ ─ ─/ (сравните /┬ ─ ─ ┴ ─ ─/). В последних двух примерах последний безударный слог несколько сильнее предпоследнего, чем подчёркивается правильность чередования ударения через один слог. В-третьих, расстановка и отчасти степень ударения определяются местом ударения в заимствованных словах. В них часто сохраняется место ударения, присущее оригиналу (прототипу), характерное для языка, из которого заимствуется данное слово (посредством устного общения или через соответствующее обучение), например: storiette /┬ ─ ┴/, sonorous /─ ┴ ─/ (sǒnōrus); сравните английский вариант /┴ ─ ─/, stagnate /─ ┴/ (латинск. stagnāre); сравните английский вариант /┴ ─/. Этот принцип ударения может быть назван прототипическим. Взаимодействие всех этих факторов, подчас противоречивое, создаёт в английском языке большое разнообразие акцентных типов слов. Акцентные типы слов являются особыми структурными единицами фонетической системы языка. В совокупности английской лексики существует одиннадцать акцентных типов, различающихся по количеству и степеням ударения, по последовательному распределению главных и второстепенных ударений. [4,180]

1.2  Акцентные  типы английских многосложных  слов

Акцентный тип /┴/, т.е. с одним ударением в слове, оформляет как простые, так и сложные слова, например: after, government; gaspipe, mother-in-law. Этот тип широко распространён в тех сложных словах, которые состоят из двух слогов; для слов, состоящих из большего количества слогов, более характерны акцентные типы /┴┴/ и /┴┬/. Тип /┴/ представлен весьма большим количеством простых и сложных слов. В простых словах ударение падает либо на корень, например в legislative, либо на префикс (обычно с отчётливым собственным значением), например в subgroup. Ударение на суффиксе в этом акцентном типе, например в grotesque, - редкое явление. В сложных словах ударением выделяется обычно первый компонент, например gaspipe; в некоторых случаях ударение падает на второй компонент, например в mankind.

Акцентный тип /┴┴/, т.е. с двумя равносильными ударениями, оформляет, во-первых, сложные слова, например: week-end, goodhumour, highspirited, radioactive; во-вторых, простые слова, например: trustee, adversely, illegally, impracticable; в-третьих, сложносокращённые слова инициального типа, например: M.P. (Member of Parliament), B.A. (Bachelor of Arts). Подавляющее большинство простых слов с двумя равносильными ударениями – слова с префиксами, имеющее отчётливое собственное значение. В сложных и сложносокращённых словах ударение падает на компоненты, в простых – на префикс и корень, редко на корень, редко на корень и суффикс: trustee. Акцентный тип /┴┴/ представлен весьма большим количеством сложных слов с префиксами, имеющими отчётливое собственное значение.

Акцентные типы /┴┴┴/ и /┴┴┴┴/, т.е. с тремя и четырьмя равносильными ударениями, встречаются только в сложносокращённых словах инициального типа, например: G.P.O. (General Post Office), U.S.S.R. (The Union of Soviet Socialist Republics). В количественном отношении сложносокращённые слова занимают в английской национальной лексике незначительное место.

Акцентный тип /┴┬/, т.е. с первым главным и вторым второстепенным ударениями, оформляет как сложные, так и простые слова. Последние все имеют префиксы с отчётливым собственным значением, например: hair-dresser, pack-animal, powder-magazine; substructure, subvariety. Ударение в сложных словах падает на компоненты, в простых – на префикс и корень.

Акцентный тип /┬┴/, т.е. с первым второстепенным и вторым главным ударением, оформляют весьма большое количество простых и незначительное количество сложных слов, например: magazine, legislation, hospitality, unaccountably; whereunto, heliocentrically, onomatopoeia. Сложные слова, обнаруживающие этот акцентный тип, резко отличаются от исконно английских характером своих компонентов, греческих и латинских по происхождению: они оформлены как простые многосложные слова. В сущности, в большинстве случаев они являются лишь этимологически сложными словами. Ударение в сложных словах падает на компоненты, а в простых – на префикс и корень, например: unaccountably, intercessor, на корень и суффикс, например в legislation, на префикс и суффикс, например в configuration, disorganization.

Акцентный тип /┴┬┴/, т.е. с двумя главными ударениями, между которыми находится второстепенное ударение, встречается в небольшом количестве простых слов. Почти все они с префиксами, имеющими отчётливое собственное значение. Сложные слова, оформленные этим типом, представляют собою единичные случаи. Примеры: misrepresent, demobilization, individualization, oleomargarine. Для большинства слов этот акцентный тип является результатом префиксального словообразования: соединения ударного префикса со словом, оформленным акцентным типом /┬┴/.

Акцентный тип /┬┬┴/, т.е. с двумя второстепенными ударениями, за которыми следует главное ударение, встречается в весьма ограниченном количестве слов. Примеры: superannuation, superficiality, autobiographically, individualization. В большинстве своём это простые слова с префиксами. Ударение падает на префикс, корень и суффикс.

Акцентный тип /┴┴┬/, т.е. с двумя главными ударениями, за которыми следует второстепенное ударение, встречается в единичных сложных словах с префиксами, имеющими отчётливое собственное значение, например: unseaworthy, unseaworthiness. Ударение падает на префикс и компоненты сложного слова. Таким образом, этот акцентный тип является результатом префиксального словообразования: соединения ударного префикса со сложным словом, оформленным акцентным типом /┬┴/.         

Акцентный тип /┴┬┬/, т.е. с главным ударением, за которым следует два второстепенных ударения, представлен единичными простыми и сложными словами. Сложные слова состоят из трёх компонентов, каждый из которых получает своё ударение. В простых словах ударение падает на префиксы и корень. Примеры: sodawater-bottle, uncircumcision. 

Акцентный тип /┬┴┬/, т.е. с двумя второстепенными ударениями, между которыми находится главное ударение, встречается в единичных сложных словах, составленных из трёх компонентов, например: gingerbeer-bottle. Ударение падает на каждый компонент. [5,239]                                   

Большая или меньшая распространённость перечисленных акцентных типов (от многих тысяч до десятков или единиц) не может ставить под сомнение реальность их существования в фонетической системе языка как особых структурных единиц. Абстрагированные от всей обозримой совокупности английской лексики, они столь же реальны, их перечень является столь же определённым, как и фонемный состав языка, т.е. перечень фонем. Приведённая здесь характеристика акцентных типов показывает определённые связи их с морфологическим типом и строением слов, взаимодействие разнородных принципов английской акцентуации. Каждый данный акцентный тип стабилен для фонетической системы современного английского языка, но образующие его артикуляторные компоненты ударности вариативны: вариативно в произнесении соотношение собственно артикуляторной и фонационной напряжённости, долготы и высоты, привнесённой в фонетическую структуру слова из фонетической системы предложения [6,19].                                                                                             

Как уже говорилось выше, акцентные отношения в слове реализуются через определённое соотношение слогов слова по компонентам ударения. Это соотношение в пределах каждого акцентного типа образует различные акцентно-слоговые или акцентно-ритмические структуры слов. В английском языке существуют слова, содержащие от одного до восьми слогов. Реализация акцентных типов по слоговым структурам слов создаёт более ста акцентно-ритмических структур.                                                                 

В акцентно-ритмических структурах, так же как и в акцентных типах, константной чертой является выделенность ударных слогов (главное ударение и второстепенное). Вариативной чертой является соотношение компонентов (артикуляторных средств) ударения. Однако в противоположность акцентным типам, в которых выражено основное и константное противопоставление ударности и безударности, в акцентно-ритмических структурах проявляется определённая вариативность в степени выделенности (или невыделенности) безударных слогов, что вполне уловимо на слух как дополнительное явление в ритмической организации слова. Так, дополнительной выделенностью безударных слогов обычно отмечены слоги, содержащие несколько фонем, слоги с долгими дифтонгами, а также некоторые конечные безударные слоги, как бы завершающие ритмическое чередование ударных и безударных слогов в слове. Например, в identifiable /─ ┴ ─ ─ ─/ четвёртый и последний слог несколько более выделены, чем третий и пятый. В impossibility /─ ┬ ─ ┴ ─ ─/ последний безударный слог несколько выделеннее, чем предпоследний.

Множество слов, в особенности многосложных, содержащие четыре слога и больше, имеет варианты в своих акцентно-ритмических структурах:

1)  по количеству ударений  в данном слове, например: good-humoured /─ ┴ ─/ и /┴ ┴ ─/; incomprehensibility /─ ┬ ─ ─ ─ ┴ ─ ─/ и /┴ ┬ ─ ─ ─ ┴ ─ ─/; unjustifiableness /─ ┴ ─ ─ ─ ─  ─/, /┴ ┴ ─ ─ ─ ─ ─/ и /┴ ┬ ─ ┴ ─ ─ ─/; U.S.S.R. /┴ ┴ ┴ ┴/ и /┴ ─ ─ ┴/; различие в количестве ударений  соответственно изменяет принадлежность  акцентно-ритмической структуры  к тому или иному акцентному  типу;

2)  по месту ударения: ударение падает на первый  или второй слог от начала, например: hospitable /┴ ─ ─ ─/ и /─  ┴ ─ ─/; disputable /┴ ─ ─ ─/ и /─ ┴ ─ ─/; municipality /┬ ─  ─ ┴ ─ ─/ и /─ ┬ ─ ┴  ─ ─/; в данном случае меняется  акцентно-ритмическая структура  слова в пределах одного и  того же акцентного типа;

3)  по степени ударения  определённого слога (главное или  второстепенное ударение), например: electro-magnetism /─ ┴ ─ ┴ ─ ─  ─/ и /─ ┴ ─ ┬ ─ ─ ─/; individualization /┬ ─ ┬ ─ ─ ┴  ─/ и /┴ ─ ┬ ─ ─ ┴ ─/; различие в степени ударности  соответственно изменяет принадлежность  акцентно-ритмической структуры  слова к определенному акцентному  типу.

Многие многосложные слова имеют вариантные акцентно-ритмические структуры, различающиеся и по количеству, и по месту, и по степени ударения, например: inexplicable /─ ┴ ─ ─ ─/, /┴ ┴ ─ ─ ─/, /┬ ─ ┴ ─ ─/ и /┴ ─ ┴ ─ ─/; indemonstrable /─ ┴ ─ ─ ─/, /┴ ┴ ─ ─ ─/, /┬ ─ ┴ ─ ─/ и /┴ ─ ┴ ─ ─/; indisputableness /┬ ─ ┴ ─ ─ ─/, /┴ ─ ┴ ─ ─ ─/ и /─ ┴ ─ ─ ─ ─/.

Варианты в акцентно-ритмической структуре слов, как и само разнообразие акцентно-ритмических структур, обусловлено разнородностью и известной противоречивостью принципов (факторов) английского словесного ударения и разнообразием в количестве слогов различных слов: чем больше количество слогов в слове, тем вероятнее наличие у данного слова вариантов в его акцентно-ритмической структуре. Ритмический фактор словесного ударения наиболее тесно связан с объёмом слоговой структуры слова. [7,225]

II Вариативность как объективное свойство языка

2.1 Понятие вариативности

Константность и вариативность являются существеннейшими свойствами структуры языка, обусловленными самой его природой и назначением: без них язык не мог бы существовать и развиваться. Константность и вариативность проявляются во всех аспектах («уровнях») языка и их единицах соответственно специфике каждого аспекта. Анализ взаимодействия этих противоречивых свойств структуры языка в синхронном и диахроническом планах является важной задачей как общего, так и частного языкознания, включающего детальное изучение отдельно взятых языков и их аспектов [8,35].

Установлено что, словесное ударение реализуется в акцентной структуре слова и непосредственно связанно с вариативностью её характеристик в речевом потоке.

Вариативность – это объективное условие языковой эволюции, так как язык как динамическая система находится в постоянном движении. Она придаёт языку необходимую гибкость [9,83].

Непременной основой вариативности является некоторый инвариант, сохраняющий тождество самому себе в серии видоизменений объекта. Вариативность в широком смысле представляет всякую изменчивость, модификацию. В узком смысле вариативность определяется как “характеристика способа существования и функционирования единиц языка в синхронии” .

Универсальный характер вариативности проявляется в языке и в речи, так как общее существует в системе языка и через язык проявляется в речи своими вариантами. В потоке речи в результате ритмико-слоговых отношений многие характеристики слова и его составляющие ослабляются на одних участках и усиливаются на других. В результате неустойчивого акцентного равновесия формируются новые акцентно-ритмические организации слова.

Информация о работе Акцентные модификации многосложных слов (на материале английского языка)