Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения заявленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1.Описание когнитивных параметров общей оценки и моделирование структуры концепт оценка;
2.Выявить и описать способы актуализации концепта «оценка» на материале романа “Magpie”.
3.Рассмотреть состав языковых средств, репрезентирующих данный концепт;
4.Создать типологию реализаций концепта «оценка» по результатам анализа исследованного материала, полученным с помощью предложенной методики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............2
1. Концепт как основная единица описания языка……………………………4
1.1. Различные подходы к трактовке термина 'концепт'………………………………………………………........................4
1.2. Структура концепта. Типы концептов. Методы описания концепта………………………………………………………………………….8
2. Категория оценки и аспекты ее изучения……………………………...........15
2.1. Структура понятия оценки……………………………………………...15
2.2. Классификация оценок………………………………………………….19
3. Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'……………………………...21
3.1. Выявление особенностей структуры концепта оценка на основе анализа словарных данных……………………………………………………...21
3.2 Концепт оценка в романе “Magpie”……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………............2

1. Концепт как основная единица описания языка……………………………4

1.1. Различные подходы к трактовке термина 'концепт'………………………………………………………........................4

1.2. Структура концепта. Типы концептов. Методы описания концепта………………………………………………………………………….8

2. Категория оценки  и аспекты ее изучения……………………………...........15

2.1. Структура понятия  оценки……………………………………………...15

2.2. Классификация оценок………………………………………………….19

3. Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'……………………………...21

3.1. Выявление особенностей структуры концепта оценка на основе анализа словарных данных……………………………………………………...21

3.2 Концепт оценка в романе “Magpie”……………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее курсовое исследование посвящено анализу концепта оценки в английском языке. В данной работе предпринимается попытка обозначить структуру концепта оценки на примере романа Jill Dawson 'Magpie'.

Предметом данного исследования является концепт оценка в английской литературе.

Объектом исследования в данной работе выступает роман Jill Dawson 'Magpie'.

В соответствии со спецификой избранного объекта исследования основная цель курсовой работы заключается в  структурировании и описании модели концепта оценки на примере романа Jill Dawson 'Magpie'.

Для достижения заявленной цели нами были поставлены следующие  задачи:

1.Описание когнитивных  параметров общей оценки и  моделирование структуры концепт  оценка;

2.Выявить и описать  способы актуализации концепта  «оценка» на материале романа “Magpie”.

3.Рассмотреть состав  языковых средств, репрезентирующих  данный концепт; 

4.Создать типологию  реализаций концепта «оценка»  по результатам анализа исследованного  материала, полученным с помощью  предложенной методики.

5.Охарактеризовать закономерности реализации концептуального поля «оценка» в романе Jill Dawson “Magpie”.

Актуальным в данной работе является исследованный материал, относящийся к английской литературе.

Цели и задачи исследования определили выбор методов и приемов, включающих в качестве основных: метод компонентного анализа; элементы контекстуального анализа; метод концептуального анализа, заключающийся, с одной стороны, в рассмотрении языкового выражения концептов, а с другой стороны, в реконструкции концептов и стоящих за ними фрагментов объективной действительности с помощью языковых данных.

Выбор методов и приемов  исследования предопределен характером рассматриваемого предмета и поставленными  целями. В ходе исследования применялись  следующие общенаучные методы: описательный метод, включающий приемы наблюдения и обобщения анализируемого материала; индукция и дедукция; метод моделирования.

При описании репрезентации  концепта на разных уровнях языка  применялись методы структурной  лингвистики (компонентный, оппозитивный и дистрибутивный), когнитивной и процессуальной лингвистики (концептуальный и фреймовый анализ), лингвокультурологии (сопоставительный), а также методы этимологической и словообразовательной реконструкции, анализ лексической сочетаемости, дискурс-анализ и лабораторный эксперимент; метод концептуального анализа, заключающийся, с одной стороны, в рассмотрении языкового выражения концептов, а с другой стороны, в реконструкции концептов и стоящих за ними фрагментов объективной действительности с помощью языковых данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепт как основная  единица описания языка.

 

1.1.Различные подходы  к трактовке термина «концепт»

 

В когнитивной лингвистике  уделяется особое внимание изучению природы концепта. Концепт является базовым понятием, которое необходимо раскрыть исследователю, работающему в рамках когнитивной семантики.

Сам термин «концепт»  появился в научной литературе лишь в середине XX века, хотя его употребление зафиксировано в 1928 году в статье С.А. Аскольдова  «Концепт и слово». Под концептом автор понимал «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода».

Существует множество  разнообразных трактовок термина  «концепт», что приводит к разногласиям среди исследователей.

Первоначально «концепт» воспринимался как синоним слова «понятие». В «Словарь лингвистических терминов» Марузо Ж. термину «понятие» дается синоним «концепт». Но очевидно отличие концепта от понятия. Понятие отражает лишь наиболее общие, существенные (логически конструируемые признаки предметов и явлений). В отличие от него концепт может отражать любые, не обязательно существенные признаки объекта.

Обратимся к определениям термина «концепт».

Авторы «Краткого словаря  когнитивных терминов» рассматривают  концепты как идеальные абстрактные единицы, смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления, и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей деятельности человека и процессов познания им окружающего мира в виде определенных единиц, «квантов знания». При этом отмечается, что содержание концепта включает информацию о том, что индивид знает, предполагает, думает, воображает о том или ином фрагменте мира. Концепты сводят все многообразие наблюдаемых явлений к чему-то единому, под определенные, выработанные обществом категории и классы.

По мнению В.Н. Телия, концепт  – это «все то, что мы знаем  об объекте во всей экстенсии этого знания». Он представляет собой семантическую категорию наиболее высокой степени абстракции, включающую в себя частные значения конкретизации общей семантики. Кроме того, В.Н.Телия подчеркивает, что концепту онтологически предшествует категоризация, которая создает типовой образ и формирует «прототип». 

В терминах Ю.С.Степанова  концепт - микромодель культуры, он порождает ее и порождается ею. Являясь «сгустком культуры», концепт обладает экстралингвистической, прагматической, т.е. внеязыковой информацией.

Слышкин Г.Г. определяет концепт как «условно-ментальную единицу» и выделяет в нем прежде всего примат целостного отношения к отображаемому объекту. Формирование концепта представлено им как процесс соотнесения результатов опытного познания действительности с ранее усвоенными культурно-ценностными доминантами, выраженными в религии, искусстве и т.д..

Бабушкин А.П. дает следующее определение: «Концепт - дискретная содержательная единица коллективного сознания или идеального  мира, хранимая в национальной памяти носителя языка в вербально обозначенном виде» .

Карасик В.И., характеризуя концепты как культурные первичные образования, выражающие объективное содержание слов и имеющие смысл, утверждает, что они транслируются в различные сферы бытия человека, в частности, в сферы понятийного, образного и деятельностного освоения мира.

Представители Воронежской  научной школы – З.Д.Попова, И.А.Стернин и др. рассматривают концепт как глобальную мыслительную единицу, представляющую собой «квант структурированного знания». Концепт, по их мнению, репрезентируется в языке лексемами, фразеосочетаниями, словосочетаниями, предложениями, текстами и совокупностями текстов. Рассмотрев языковые выражения концепта, мы можем получить представление о его содержании в сознании носителей языка.

Анализируя приведенные  дефиниции, приходим к выводу, что   исследователи не пришли к единому  пониманию термина «концепт».

В современной лингвистике  можно выделить три основных направления, или подхода, к пониманию концепта: лингвистическое, когнитивное, культурологическое.

Лингвистический подход представлен точкой зрения С.А.Аскольдова, Д.С.Лихачева, В.В.Колесова, В.Н.Телия на природу концепта. В частности, Д.С.Лихачев, принимая в целом определение С.А.Аскольдова, считает, что концепт существует для каждого словарного значения, и предлагает рассматривать концепт как алгебраическое выражение значения. В целом, представители данного направления понимают концепт как весь потенциал значения слова вместе с его коннотативным элементом.

Приверженцы когнитивного подхода к пониманию сущности концепта относят его к явлениям ментального характера. Так З.Д. Попова и И.А. Стернин и другие представители воронежской научной школы относят концепт к мыслительным явлениям, определяя его как глобальную мыслительную единицу, «квант структурированного знания». Выше было приведено определение концепта, данное Кубряковой Е.С., Демьянковым В.З., Панкрац Ю.Г., Лузиной Л.Г. в «Кратком словаре когнитивных терминов». Авторы словаря понимают концепт прежде всего как «оперативную содержательную единицу памяти, ментального лексикона».

Представители третьего подхода при рассмотрении концепта большое внимание уделяют культурологическому аспекту. По их мнению, вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними. Концепт трактуется ими как основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Этого взгляда придерживаются Степанов Ю.С., Слышкин Г.Г. Они убеждены, что при рассмотрении различных сторон концепта внимание должно быть обращено на важность культурной информации, которую он передает. Ю.С.Степанов пишет, что «в структуру концепта входит все то, что и делает его фактом культуры – исходная форма (этимология), сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки и т.д.». Иными словами, концепт признается Ю.С.Степановым базовой единицей культуры, ее концентратом.

Различные подходы к  трактовке термина «концепт» отражают его двустороннюю природу: как значения языкового знака (лингвистическое и культурологическое направления) и как содержательной стороны знака, представленной в ментальности (когнитивное направление). Необходимо заметить, что подобное разделение трактовок понятия «концепт» условно, все вышеприведенные точки зрения связаны между собой, а не противопоставлены друг другу. Несмотря на разнообразие существующих определений концепта, можно выделить в них общую черту: в них всегда подчеркивается актуальная для современной лингвистики идея комплексного изучения языка, сознания и культуры.

Маслова В.А. перечисляет  следующие инвариантные признаки концепта:

- это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном          представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру;

-  это основные единицы  обработки, хранения и передачи  знаний;

-  концепт имеет  подвижные границы и конкретные  функции;

-  концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает  его прагматику;

-  это основная ячейка культуры.

Концепт обладает очень  сложной многоплановой структурой. В нем можно выделить как конкретное, так и абстрактное, как рациональное, так и эмоциональное, как универсальное, так и этническое, как общенациональное, так и индивидуально-личностное. Этим и объясняется отсутствие единого определения.

 

1.2. Структура концепта. Типы концептов. Методы описания концепта

 

Для наиболее полного  осознания природы концепта необходимо построить определенную модель, которая  будет отражать его структуру. Понятие «концептуальная модель» было выведено И.П. Михальчуком, который определял его как «способ экспликации семантической структуры концепта. Моделирование концепта включает определение базовых компонентов его семантики, а также выявление совокупности устойчивых связей между ними». Построить концептуальную модель - значит выявить элементы концепта и обозначить их взаимосвязи.

Сложная структура концепта позволяет исследователям давать ему  метафорические характеристики: В.В. Колесов  рассматривает концепт как «зернышко первосмысла, из которого прорастают новые смыслы», Н.Н. Болдырев сравнивает концепт со «снежным комом», Г.В. Токарев - с «облаком», З.Д. Попова и И.А. Стернин - также с «облаком» или «плодом».

С одной стороны, структуре  концепта принадлежит «все то, что принадлежит строению понятия», с другой стороны, в структуру концепта входит «все то, что делает его фактом культуры», а именно этимология, история, современные ассоциации, оценки.

При этом понятие характеризуется  объемом (количеством объектов, входящих в данное понятие) и содержанием (совокупностью общих и существенных признаков понятия). В науке о культуре термином концепт называют содержание. Таким образом, концепт можно признать планом содержания слова. Отсюда следует, что он включает в себя «помимо предметной отнесенности всю коммуникативно-значимую информацию».

В семантический состав концепта входит вся прагматическая информация языкового знака, связанная  с его экспрессивной функцией. Еще одним компонентом семантики  концепта является «когнитивная память слова»: смысловые характеристики языкового знака, связанные с его исконным предназначением и системой духовных ценностей носителей языка.

Как упоминалось выше, концепт включает ценностный, понятийный (фактуальный) и образный элементы. Ценностный компонент - центральный, по мнению В.И. Карасика и Г.Г. Слышкина, так как концепт служит исследованию культуры, а в основе изучения культуры лежит ценностный принцип. Понятийный компонент хранится в сознании в вербальной форме, поэтому может непосредственно воспроизводиться в речи, в отличие от образного, невербального элемента, который поддается лишь описанию.

В понятийном элементе концепта Ю.С. Степанов выделяет активный слой, в который входит основной актуальный признак, известный каждому носителю культуры и значимый для него; на данном уровне концепт включается и в структуры общения, и в мыслительные процессы. Пассивные слои содержат один или несколько дополнительных признаков, актуальных для отдельных групп носителей культуры. Третьим слоем концепта является его внутренняя форма. Она неосознаваема в повседневной жизни и открывается лишь специалистам при исследовании того или иного концепта, однако во многом определяет внешнюю, знаковую форму выражения концепта. «Концепт существует здесь как основа, на которой возникли и держатся остальные слои».

Информация о работе Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'