Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения заявленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1.Описание когнитивных параметров общей оценки и моделирование структуры концепт оценка;
2.Выявить и описать способы актуализации концепта «оценка» на материале романа “Magpie”.
3.Рассмотреть состав языковых средств, репрезентирующих данный концепт;
4.Создать типологию реализаций концепта «оценка» по результатам анализа исследованного материала, полученным с помощью предложенной методики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............2
1. Концепт как основная единица описания языка……………………………4
1.1. Различные подходы к трактовке термина 'концепт'………………………………………………………........................4
1.2. Структура концепта. Типы концептов. Методы описания концепта………………………………………………………………………….8
2. Категория оценки и аспекты ее изучения……………………………...........15
2.1. Структура понятия оценки……………………………………………...15
2.2. Классификация оценок………………………………………………….19
3. Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'……………………………...21
3.1. Выявление особенностей структуры концепта оценка на основе анализа словарных данных……………………………………………………...21
3.2 Концепт оценка в романе “Magpie”……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, как пишет  Ю.С. Степанов, «концепты существуют по-разному в разных своих слоях, и в этих слоях они по-разному  реальны для людей данной культуры».

Н. Ф. Алефиренко выделяет в структуре вербализованного концепта слои, которым соответствуют семантические компоненты слова. Суперкатегориальный слой - наиболее абстрактный; он указывает на ту область концептосферы, к которой относится данный концепт (предметность, процесс, количество, признак), и индуцирует в структуре семемы обобщенную абстрактность, которая указывает на лексико-грамматический статус слова.

Категориальный слой концепта характеризуется более  узким смыслообразующим свойством. В структуре семемы он проецирует смысловую составляющую родового характера

Понятийный слой концепта состоит из совокупности предметно-логических признаков. В семантической структуре  слова такие признаки являются содержанием  первичных денотативных сем.

Этнокультурный слой концепта содержит признаки, отражающие специфическое видение мира членами одного этноязыкового сообщества. В семантической структуре слова данные признаки указывают на ценностно-смысловое содержание сем вторично-денотативного характера.

По распространенному  мнению исследователей-когнитилогов, концепты организованы по принципу «ядро (центр) - поле (периферия)»: структура концепта состоит из ядра и обширного интерпретационного поля, в котором выделяется ближайшая и дальнейшая периферии. Ядро концепта включает базовый слой и наслаивающиеся на него когнитивные слои. Под когнитивным слоем понимается совокупность когнитивных признаков, отражающих дискретную единицу концепта определенного уровня абстракции, имеющая языковые способы объективации. Когнитивный признак представляет собой минимальный структурный компонент концепта, выражающий его отдельную черту или признак. В структуре целого концепта выделяется когнитивный параметр, представляющий группу близких по содержанию когнитивных признаков.

Базовый слой концепта представлен  наглядно-чувственным образом соответствующего предмета или явления. Наслаивающиеся на базовый слой когнитивные слои отражают определенный результат познания внешнего мира, т. е. представляют собой результат когниции. Эта зона концепта формируется на основе ментальной обработки данных чувственного восприятия, а также на базе объективных, зафиксированных в языке знаний. Концептуальное ядро обычно репрезентируется именем концепта. Периферийная часть, обладающая размытыми границами и множеством сопутствующих ассоциативных связей, может быть реализована, во-первых, в результате операций с другими языковыми знаками или их сочетаниями, во-вторых - посредством использования специфических наборов грамматических средств и т.п.

Интерпретационное поле концепта (совокупность ментальных и  оценочных стереотипов, утверждений, вытекающих из интерпретации концепта сознанием народа) содержит разнообразные смысловые признаки, скрытые от прямого наблюдения и формирующиеся на основе ассоциативных, в действительности ненаблюдаемых связей, которые могут быть предопределены культурным контекстом.

Классификация концептов  осуществляется на основе различных  критериев. С.Г. Воркачев, исследующий  концепт с точки зрения этнолингвистики, говорит о понимании концепта с трех основных позиций. Во-первых, в широком смысле в число концептов включаются лексемы, значения которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют "наивную картину мира" носителей языка. Совокупность таких концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется культура нации. Определяющим в таком подходе является способ концептуализации мира в лексической семантике, основным исследовательским средством - концептуальная модель, с помощью которой выделяются базовые компоненты семантики концепта и устойчивые связи между ними. В число подобных концептов попадает любая лексическая единица, в значении которой виден способ семантического представления.

Во-вторых, в более  узком понимании к числу концептов  относят семантические образования, обладающие лингвокультурной спецификой и характеризующие носителей определенной этнокультуры. Совокупность таких концептов не обрзует конфептосферы как некого целостного и структурированного семантического пространства, а занимает в ней определенную часть - концептуальную область.

Наконец, к числу концептов С.Г. Воркачев относит семантические образования, список которых ограничен и которые являются ключевыми для понимания национального менталитета как специфического отношения к миру его носителей. В основном это метафизические концепты (душа, истина, свобода, счастье, любовь и пр.). Концепты третьего типа относительно легко "синонимизируются", то есть в концептуальной области устанавливаются семантические ассоциации между метафизическими смыслами и явлениями предметного мира, отраженными в слове, сопрягаются духовная и материальная культуры.

Концепты существуют в индивидуальном сознании языковой личности и в коллективном сознании языковой группы. Являясь единицами  как коллективного, так и индивидуального  сознания и информационной структуры, которая отражает человеческий опыт, концепты могут быть индивидуальными и коллективными, последние, в свою очередь, делятся на микрогрупповые, макрогрупповые, национальные, цивилизационные и общечеловеческие. Обе группы концептов представляют интерес для исследователей. Однако индивидуальные концепты богаче и разнообразнее, чем коллективные, так как «коллективное сознание и опыт есть не что иное, как условная производная от сознания и опыта отдельных индивидов, входящих в коллектив».

Коллективные концепты образуются путем сокращения всего уникального в личном опыте и учета совпадений. С другой стороны, коллективные концепты также представляют немалый интерес, так как именно они формируют в коллективном сознании общие знания (образы, верования, предположения, ожидания, стереотипы).

По способу выражения  и словарного представления А.П. Бабушкин выделяет лексические и  фразеологические концепты, а так  же концепты конкретных и абстрактных  имен.

Как формы репрезентации  знаний концепты существуют в виде гештальтов (неструктурированных концептов, отражающих первичное, общее восприятие объекта), схем (концептов, отражающих схематизацию знания об объекте), фреймов (структурированных концептов, имеющих богатое содержание - обязательные и факультативные элементы -, и отражающих статичное стереотипное знание об объекте), сценариев (отражающих «динамическое» знание, знание действий, которые должен совершать человек в определенной ситуации в данной культуре).

И.А. Стернин рассматривает  типы концептов на основе их структуры. Выделяются одноуровневые концепты, содержащие только чувственное ядро; многоуровневые, обладающие несколькими когнитивными слоями, которые наслаиваются на базовый слой, различаясь по степени абстракции; сегментные, в которых базовый слой окружен несколькими сегментами, равными по степени абстракции.

Так, вопрос о содержании концепта тесно связан с вопросом о типологии концептов и о  методах, с помощью которых устанавливают  содержание концепта. Существует несколько  методов изучения концептов.

Один из них - метод  определения буквального смысла или внутренней формы, который применяется при изучении третьего слоя в структуре концепта, так как именно этот слой наиболее удален в историю. Термины «буквальный смысл» и «внутренняя форма» синонимичны. А.А. Потебня определяет внутреннюю форму как «способ, каким в существующем слове представлено прежнее слово, от которого произведено данное». Данный метод заключатся в том, чтобы по пережиткам, которые сохранились в жизни общества «умозаключать о том, чем они были и как действовали в те времена, когда были полностью нужными», заключать о «духовном значении чего-либо в прошлом по материальным остаткам этого чего-то в настоящем». Буквальный смысл может присутствовать как в явлениях культуры, реализованных в словах, так и в тех явлениях культуры, которые не обозначены словесно (например, обычаи).

Второй слой в структуре  концепта, пассивный, предлагается исследовать  с помощью исторического метода, который базируется на мнении, что  «история концептов культуры строится как преемственность концептов», в связи с чем концепты необходимо изучать на основе данных, существовавших ранее и передававшихся из поколения в поколение концептов. Данный метод предполагает исследовательскую деятельность этнолога, историка и специалиста в области духовной культуры.

Социальный метод применяется  к активному слою концепта.

Концепты, существующие в сознании индивидов, можно представить  как «некое коллективное достояние  духовной жизни всего общества»  и определить с социальной стороны. Существует категория фактов, которую «составляют способы мышления, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой». Данные факты (представления и действия) называются социальными (например, обряды, обычаи). Таким образом, изучать концепты необходимо с позиции того, как они существуют в обществе.

При исследовании концептов  в условиях речевой практики эффективными оказываются экспериментальные  методы, позволяющие установить частотность  употребления того или иного концепта в речи носителя языка (например, свободный  ассоциативный метод).

Таким образом, при исследовании какого-либо определенного концепта следует обращаться к данным истории, этимологии и ассоциативным данным, которые содержатся в различных  словарях (толковых, исторических, этимологических, ассоциативных), или подобные данные можно выявить экспериментально. Кроме того, должны быть рассмотрены «деривационные связи лексемы, а также проанализирована сочетаемость этой лексемы в общеязыковом употреблении или в определенной группе текстов».Поэтому при создании модели концепта важен анализ лексем, выражающих данный концепт, то есть единиц лексического уровня языка во всей совокупности их значений. Использование методов описания концепта в их совокупности позволит наиболее полно рассмотреть элементы концепта и их взаимосвязи, а именно построить концептуальную модель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Категория оценки и аспекты  её изучения

 

2.1.Структура оценки

 

Человек существует в  системе общественных отношений. Для  адекватного восприятия действительности ему необходимо сформировать свое отношение к социальным явлениям, к человеческой деятельности, к нормам морали, красоты и окружающему миру вообще, то есть необходимо осмыслить и проанализировать соответствующие факты и явления и соотнести их с определенной системой ценностей (установить ценностные отношения). Таким образом, можно сказать, что установление ценностных отношений (оценка) является основой человеческого существования и миропонимания.

Первые попытки человека дать оценку чему-либо (на основании элементарного  критерия: нравится - не нравится) еще не сознательны и довольно примитивны. Способность к оценке — одна из важнейших функций человеческого сознания. Следовательно, с процессом формирования сознания усложняется его оценочная деятельность: увеличивается система оценок, расширяются ее критерии (хороший — плохой, красивый — некрасивый, годный — негодный, полезный — бесполезный и т.п.).

Человек соотносит внешний мир  со своим внутренним, «пропускает» его через себя, при этом он, познавая, созидает: подчиняясь действительности, он в то же время моделирует и оценивает ее.

Наукой-пионером, решившейся изучать  человека, стала философия» И вполне естественно, на наш взгляд, что категорией оценки впервые заинтересовались именно философы. Но философия как синкретичная наука объединяла несколько дисциплин (этику, эстетику, психологию, аксиологию, логику), которые, впоследствии став самостоятельными, продолжили изучение категории оценки, но уже более целенаправленно. Нас будут интересовать прежде всего лингвистические аспекты оценки, т.е. оценка как языковая категория.

Оценка, как языковая категория выполняет ряд функций: идеологическую (устанавливая ценность чего-либо, соотносит объект оценки с нормативной картиной мира); коммуникативную (сообщает информацию о предмете); экспрессивную (воздействует на слушающего) и кумулятивную (сохраняет на протяжении долгого времени систему ценностей, действующих в определенное время в данном социуме)

У оценки есть знак: либо «+» (положительная оценка, принадлежащая  так называемой плюсовой зоне), либо «-» (отрицательная оценка, принадлежащая  минусовой зоне). Полярность знака  зависит от степени отклонения от нормы: нейтральной или нулевой  зоны (это, на наш взгляд, наиболее точное определение, соответствующее математической системе координат, которую мы проецируем на категорию оценки). Таким образом, выстраивается своеобразная оценочная шкала, выражающая степени «отклонения» от нормы (точки отсчета). Условно на шкале выделяют 7 делений (7 признаков): очень плохо — довольно плохо — плохо — нормально, средне — хорошо — довольно хорошо — очень хорошо. Движение по шкале может осуществляться в обоих направлениях: и к «+», и к «-»; но необходимо отметить, что шкала представлена в нашем сознании как вертикальная прямая. Подобное пространственное расположение детерминировано особенностями человеческого мышления: оппозиция верх — низ приобретает аксиологическую коннотацию.

При всей неоднозначности  решения многих вопросов, касающихся оценки, не вызывает сомнений определение модальной рамки оценки (ряд ее обязательных и факультативных элементов): «так, при оценке всегда в той или иной форме присутствуют субъект и объект, в любом языке оценка подразумевает присутствие шкалы и стереотипов, аксиологических предикатов, интенсификаторов и т.п.».Более конкретно структура оценки выглядит следующим образом: субъект, объект, характер и основание (критерий). Эта формула, ставшая уже классической, была выведена А.А. Ивиным.

Информация о работе Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'