Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения заявленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1.Описание когнитивных параметров общей оценки и моделирование структуры концепт оценка;
2.Выявить и описать способы актуализации концепта «оценка» на материале романа “Magpie”.
3.Рассмотреть состав языковых средств, репрезентирующих данный концепт;
4.Создать типологию реализаций концепта «оценка» по результатам анализа исследованного материала, полученным с помощью предложенной методики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............2
1. Концепт как основная единица описания языка……………………………4
1.1. Различные подходы к трактовке термина 'концепт'………………………………………………………........................4
1.2. Структура концепта. Типы концептов. Методы описания концепта………………………………………………………………………….8
2. Категория оценки и аспекты ее изучения……………………………...........15
2.1. Структура понятия оценки……………………………………………...15
2.2. Классификация оценок………………………………………………….19
3. Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'……………………………...21
3.1. Выявление особенностей структуры концепта оценка на основе анализа словарных данных……………………………………………………...21
3.2 Концепт оценка в романе “Magpie”……………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

По-видимому, определяющий структурный элемент модальной рамки - это субъект оценки. Он запускает в действие оценочный механизм, осуществляет акт оценки и, наконец, выносит «вердикт». Причем конечный результат (оценка) во многом зависит от индивидуальной системы ценностей, которой руководствуется субъект.

Процесс оценивания, осуществляющийся за считанные секунды, являет собой  довольно сложный алгоритм. Первый этап - восприятие объекта органами чувств; на втором этапе происходит сканирование образа и соотнесение  его с некоей нормой (точкой отсчета) с последующими выводами; третий этап — формирование суждения об объекте; четвертый этап - присвоение оценки. Таким образом, оценочная деятельность сознания представляет собой довольно сложный процесс и присуща только человеку как наиболее разумному живому существу. Причем человеку с адекватным психологическим и умственным развитием (вряд ли мы можем назвать полноценным субъектом оценки ребенка или психически больного человека).

Результатом оценивания становится присвоение объекту положительной или отрицательной оценки. Таким образом, оценочные предикаты закреплены либо за зоной «+», либо за зоной «-» и располагаются на оценочной шкале в зависимости от интенсивности проявления признака. Оценочный компонент слова в нейтральной зоне тоже нейтрален, ив таком случае знак оценки зависит от контекста: ср. нормальный: Он нормальный мужик: настоящий, надежный, русский — очевиден сдвиг предиката к положительной зоне за счет конкретизации семантики; «3» - это нормальная отметка для разных посредственностей - имплицитное проявление отрицательной коннотации.

Эмотивно-оценочное отношение  зависит от особенностей мышления носителей  языка. В данном случае актуализируется  психологическое наполнение эмоциональности. По наблюдению А. Вежбицкой: «...русские точно так же эмоциональны и склонны к крайностям при выражении морального восторга, как и при выражении морального осуждения» и далее: «Русская же речь отдает предпочтение гиперболам для выражения любых оценок, как положительных, так и отрицательных, и, в частности, моральных. Такая любовь к категорическим моральным суждениям, конечно же, является отголоском моральной и эмоциональной ориентации русской души».

Мы в нашей работе не акцентируем особое внимание на проблемах разграничения категорий  эмоциональности, экспрессивности и оценочности, поэтому дальнейшее обращение к первым двум категориям будет иметь чисто иллюстративный характер применительно к конкретным примерам.

 

2.2. Классификации оценок.

 

Оценка, в зависимости  от целей исследования, может быть классифицирована по разным критериям:

1) по способу отражения  оцениваемого объекта (рациональная / логическая и эмоциональная  / сенсорная);

2) по аксиологическому  характеру (положительная / отрицательная);

3) в зависимости от  эталона (абсолютные: ориентированы на какую-либо абстрактную норму качеств; компаративные (сравнительные));

4) по наличию или  отсутствию дескриптивного смысла  в оценочном понятии (конкретные / абстрактные);

5) по роли в структуре  высказывания (общие и частные).

Важность и значимость оценки в жизни человека понимали еще античные ученые, поэтому именно они и начали изучать этот вопрос. Считается, что первой классификацией оценок, в основе которой лежит противопоставление трех разновидностей добра (благо, счастье, удовольствие) трем разновидностям зла (худо, неудача, страдание), была классификация Аристотеля. Кроме того, Аристотель затронул проблемы, которые в дальнейшем активно обсуждались и развивались: специфика оценочного значения и роль в оценке природы человека. Последней проблеме немало внимания было уделено в трудах Т. Гоббса (XVII в.), которому принадлежат следующие слова: «Каков бы ни был объект какого-либо человеческого видения или желания - это именно то, что человек называет для себя добром, объект своей ненависти или обращения — злом, а объект своего пренебрежения — дребеденью и пустяком. Ибо слова добро, зло и пустяк всегда употребляются в относительном смысле в зависимости от того, кто их использует, так как ничто не бывает таковым просто и абсолютно <...>, а устанавливается или каждым отдельным человеком в отношении своей личности <...> или лицом, представляющим государство, или арбитром, или судьей...». Гоббс предлагает свою классификацию, которая, как и у Аристотеля, сводится к трем видам добра, но на основе других суждений: добро в обещании, добро в действии, добро как средство. Этим трем видам добра противопоставлены соответствующие виды зла.

Говоря о современном  этапе изучения оценки, можно сделать  следующие выводы:

1) оценка, как правило,  связана с установлением ценностного отношения между субъектом и объектом;

2) компонентами оценки  являются субъект, объект, основание  и характер оценки;

3) оценка в узком  понимании связана с признаком  «хорошо / плохо»; в широком понимании  оценка - суждение познающего субъекта  о чем-либо, исходящее из сравнения объекта оценки с общепринятым образцом.

 

 

 

 

 

 

 

3. Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'.

 

3.1 Выявление особенностей структуры концепта оценка на основе анализа словарных данных.

 

Нами были проанализированы самые употребительные слова, выражающие оценку:

Valuation, estimation, appreciation, appraisal, assessment, evaluation, judgment, gauging, rating,  assay, analysis, opinion, etc.

Концептуальный анализ имени “оценка” связан с выявлением нескольких уровней семантики, образующих ассоциативные контуры вокруг денотатно-сигнификативного центра - ядра концепта. Выявим ядро концепта оценка.          Рассмотрим дефиниции слова “оценка”, данные в толковых словарях:

1. the act of estimation the value or worth; as the just valuation of property.

2. determined or estimated value or price.

3. estimation of the worth, merit, etc. of anything; as, his valuation of our work was not high.

4. the act of estimating.

5. calculation; computation; an opinion or judgment of the the worth, extent, or quantity of anything; as an estimation of distance, an estimation of moral qualities.

6. esteem; regard; favorable opinion; respect.

7. conjecture, supposition, surmise.

8. an appreciating; accurate; estimate; recognition of good points.

9. grateful recognition, as of benefits.

10. sensitive awareness, discriminating perception or enjoyment, as of art .

11. a rise in value or price; opposed to depreciation.

12. an appraising or being appraised.

13. an appraised value or price; estimate.

14. an assessing; specifically a valuation of property for the purpose of taxation.

15. a method or schedule of assessing.

16. an amount assessed.

17. in the United States, (a) payment asked on a stock subscription, usually at stated intervals; (b)

a levy for political purposes, called a political assessment.

18. an evaluating or being evaluated.

19. valuation.

Анализ толкований показывает, что отражённый в словарной статье денотатно-сигнификативный центр  концепта оценка включает такие компоненты как:

оценка собственности,

оценка качества

оценка моральных качеств.

суждение или мнение

уважение;

отношение;

догадка, гипотеза, предположение.

понимание,

восприятие.

оцениваемая ценность или  цена

оценка имущества

Представляется важным также рассмотреть этимологию ключевой лексемы, выражающей концепт оценка, и проследить ее соответствие в других индоевропейских языках на основании этимологического словаря.

1. estimation - "action of appraising; manner of judging; opinion," from O.Fr. estimacion, from L. aestimationem (nom. aestimatio) "a valuation," from pp. stem of aestimare "to value" (see esteem). Meaning "appreciation" is from 1520s. That of "process of forming an approximate notion" is from c.1400

2. appraisal - 1817, "act of appraising," in the figurative sense, originally a term of literary criticism, from appraise. Literal sense, "setting of a price," is by 1863, Amer.Eng.

3. valuation - 1520s, from O.Fr. valuacion, noun of action from valuer.

4. appreciation - c.1600, from Fr. appréciation, noun of action from apprécier (14c.), from L. appretiare "action of estimating quality" (see appreciate). Generally with a sense of "high estimation" from c.1650. Meaning "expression of (favorable) estimation" is from 1858; sense of "rise in value" is from c.1790.

5. assessment - 1540s, "value of property for tax purposes," from assess + -ment. Meaning "determination or adjustment of tax rate" is from 1540s; general sense of "estimation" is recorded from 1620s.

6. evaluation - 1755, from Fr. évaluation, from évaluer "to find the value of," from é- "out" (see ex-) + valuer

7. judgment - early 13c., "a pronunciation of an opinion, criticism," from O.Fr. jugement (11c.), from jugier (see judge). Meaning "any authoritative decision" is from early 14c. (the Doomsday sense, "trial of moral beings by God," is mid-14c.); meaning "the forming of an opinion" is from late 14c. Sense of "discernment" is first recorded 1530s.

8. gauging - mid-15c., from Anglo-Fr. gauge (mid-14c.), from O.N.Fr. gauger, from gauge "gauging rod," perhaps from Frank. *galgo "rod, pole for measuring" (cf. O.N. gelgja "pole, perch," O.H.G. galgo, English gallows). Related: Gauged; gauging.

9. rating - action of verb "to rate" 1530s, from rate (n.). Ratings of TV programs, originally radio programs, began 1930 in U.S. under system set up by U.S. pollster and market researcher Archibald M. Crossley (1896-1985), and were called Crossley ratings or Crossleys until ratings began to be preferred c.1947.

10. assay (v.) - early 14c., from Anglo-Fr. assaier, from assai (n.), from O.Fr. essai "trial".

11. analysis - 1580s, "resolution of anything complex into simple elements" (opposite of synthesis), from M.L. analysis, from Gk. analysis "a breaking up," from analyein "unloose, release, set free," from ana "up, throughout" + lysis "a loosening," from lyein "to unfasten" (see lose). Psychological sense is from 1890. Phrase in the final (or last) analysis (1844), translates Fr. en derniere analyse.

12. opinion - c.1300, from O.Fr. opinion (12c.), from L. opinionem (nom. opinio) "opinion, conjecture, what one thinks," from stem of opinari "think, judge, suppose, opine," from PIE *op- "to choose."

Данная информация позволяет  выявить еще несколько концептуальных характеристик концепта оценка –  измерение, испытывать, анализировать, догадка, предположение, суждение, критика, формирование мнения, повышение ценности, отношение с почтением.

Разобранные нами слова  являются дереватами от следующих слов:

- estimate

- appraise

- appreciate

- assess

- evaluate

- judge

- gauge 

- analyse

- opine

Рассмотрение деривационного поля и сочетаемости ключевой лексемы в устойчивых словосочетаниях позволило отметить актуальность данного концепта в сознании носителей языка.

На основе анализа  деривационного поля выводятся такой  концептуальный компонент, как «оценивать,воспринимать». Важно отметить, что указанный компонент содержит потенциальные коннотативные смыслы, которые составляют модальная рамка, идеологическая установка, эмоциональная составляющая. Так, например, оценивание может быть рассмотрено как позитивно (подлинное восприятие: модальная рамка одобрения, восхищения, желательности и т.д.), так и негативно (отрицательная оценка: модальная рамка неодобрения, неприязни, страха и т.п.).

Мы рассмотрели следующие  устойчивые выражения, пословицы и  фразеологизмы:

- in my estimation по моему́ - мне́нию

- to hold in estimation - уважа́ть

- to rise {to fall} in the estimation of the public - возвыситься {упасть} в глазах общественности

- to take smb. at his own valuation - некритически относиться к кому-л.; верить на слово кому-л.

- in the last analysis - в конечном счёте, в конце концов

- appreciation of friendship {of kindness} - признательность за дружбу {за доброту}

- what is your assessment of this state of affairs? - как вы смотрите на такое положение вещей?

- to have no settled opinions - не име́ть определённых взгля́дов;

- opinions differ - вку́сах не спо́рят;

На основе этих выражений  можно сделать вывод, что оценка используется в разговорном обиходе  людей и имеет как отрицательное  так и положительное значение. Фразеологические единицы входят  в периферийную зону концепта, так как они имеют низкую частотность употребления, и для них характерны яркие стилистические и оценочные компоненты.

Таким образом, концепт  оценка - сложное, многоплановое образование. C точки зрения полевой организации, в нем четко выделяется ядерная и периферийная зоны. Ядро концепта оценка составляют следующие концептуальные характеристики:

оценка качества

оценка моральных качеств.

суждение 

уважение;

отношение;

догадка, гипотеза, предположение.

понимание,

восприятие.

В качестве периферийных характеристик можно отметить:

- мнение;

- взгляды;

- прикидка;

- вкус.

На основании вышеизложенного  в структуре концепта оценка можно  выявить 3 когнитивных слоя:

1. Когнитивный слой  «почтение и уважение», включающий такие характеристики, как:

- внимание;

- значимость, ценность;

- почетание.

2. Когнитивный слой  «мнение»:

- суждение;

- взгляд;

- отношение;

- понимание;

- восприятие.

3. Когнитивный слой  «приблизительная оценка»:

- прикидка;

- приблизительный подсчет;

- оценка качества;

- догадка

- расчет.

 

3.2 Концепт оценка в романе “Magpie”.

 

Набор концептуальных характеристик  не ограничивается лишь теми из них, которые  выявляются на основе анализа данных, зафиксированных словарями. Представляется важным рассмотрение индивидуальных представлений Jill Dawson, что позволяет выявить скрытые периферийные характеристики концепта оценка, проанализировав примеры из произведения «Magpie»:

1. Matthew's sobs are dying to a shudder, he is mollified a little, and allows himself to be led back to the classroom, hand tight in Lily's.

2. 'Let me,' Lily insists, gathering herself with some effort, turning to Matthew and taking the torch from him, carefully closing the door behind them, shuffling until they and the bags are fully inside.

3. Brenda told Lily from as soon as Lily could remember that she is her most precious darling child, that Brenda lost two babies before Lily came along, and although this confused Lily, wondering for a long time where Brenda lost them, she got the message, the very strong message, that it was her solemn duty to take care of herself so that Brenda didn't lose any more.

4. The woman pauses, and so does the helicopter, hovering like an expectant wasp, before she and the child disappear into the entrance of the flats and the helicopter climbs, a little unsteadily, makes a poorly executed turn (now a drunken wasp) and sets off in the direction of Bank: radio reports are coming in of someone with an Irish accent asking for directions in a Bedford van.

5.  Lily's heart is not sleepy, beating ferociously hard inside her ribcage, her hands in the pockets of her denim jacket tight as balled-up paper, her right hand clutching two brand new, sharp-edged keys.

6. The lift arrives at the ground floor with a whirr and a bump, a literal sound, the lift in a Hitchcock film. Lily and Matthew step hesitantly inside, Lily shuffling the cases in front of her.

7. Lily takes a noisy breath, pulls the key from inside her pocket.

8. 'Here we are,' she says again, but this time her voice is high-pitched, Matthew raises his eyes, attuned to nuances in his mother's tone.

9. He stands close beside Lily, tugging at the collar on his coat, as she struggles with the key, bursting into the flat with a dramatic oh when the door gives way after much jiggling and fussing.

10. Lily's brio nearly deserts her, threatens to tip right over into something else entirely.

11. 'Let me,' Lily insists, gathering herself with some effort, turning to Matthew and taking the torch from him, carefully closing the door behind them, shuffling until they and the bags are fully inside.

Информация о работе Концепт оценка в романе Jill Dawson 'Magpie'