Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:49, курсовая работа
Предметом данного исследования выступают коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения, реализующие функцию одобрения.
Объектом настоящего исследования выступает выражение одобрения как вербальная составляющая коммуникативных стратегий и тактик.
Цель работы состоит в том, что чтобы изучить и описать лексические средства реализации тактики и стратегии одобрения в кооперативных диалогах художественного дискурса.
Материалом данного исследования послужили текстовые примеры, собранные на материале романа Cecelia Ahern «P.S I Love You».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты и выводы, полученные в ходе исследования, расширят научные представления о функционально-прагматических основаниях речевого взаимодействия.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коммуникативные стратегии и тактики общения в художественном дискурсе на примере диалогической речи…………………………………………5
1.1. Понятие коммуникативной стратегии и тактики……………………………..5
1.2. Классификация коммуникативных тактик и стратегий……………………..12
1.3. Художественный дискурс……………………………………………………..16
1.3.1. Понятие дискурса и художественного дискурса…………………………..16
1.3.2. Характерные особенности художественного дискурса. Диалог. Диалогичность……………………………………………………………………...17
Глава 2. Лексические способы выражения коммуникативное стратегии и тактики одобрения в кооперативных диалогах художественного дискурса…...21
Заключение…………………………………………………………………………35
Библиография………………………………………………………………………37
Список источников текстовых примеров…………
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный институт
имени Н.Г.Чернышевского»
Факультет иностранных языков и лингводидактики
кафедра английского языка
и методики его преподавания
Специальность 050303-Иностранный язык
с дополнительной специальностью Иностранный язык
Курсовая работа
на тему: «Лексические способы выражения коммуникативной стратегии одобрения на материале произведений англоязычной художественной литературы»
Студентки 411 группы
Наумовой Екатерины Васильевны
Научный руководитель
ассистент каф. англ.яз.
и методики его преподавания
О.С. Ананьчева
Саратов 2011
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Коммуникативные стратегии и тактики общения в художественном дискурсе на примере диалогической речи…………………………………………5
1.1. Понятие коммуникативной стратегии и тактики……………………………..5
1.2. Классификация коммуникативных тактик и стратегий……………………..12
1.3. Художественный
дискурс……………………………………………………..
1.3.1. Понятие дискурса и художественного дискурса…………………………..16
1.3.2. Характерные
особенности художественного дискурса.
Диалог. Диалогичность……………………………………………
Глава 2. Лексические способы выражения коммуникативное стратегии и тактики одобрения в кооперативных диалогах художественного дискурса…...21
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Список источников текстовых примеров………………………………………...39
Введение
Данная работа посвящена изучению коммуникативных тактик и стратегий, имеющих функцию одобрения.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в процессе общения участники коммуникации выбирают стратегии речевого поведения, основываясь на желании добиться того или иного результата, воздействовать на собеседника определенным образом. Выражения одобрения, будучи эмоционально-оценочными по своей природе, являются мощным средством воздействия на собеседника, позволяют вербальными средствами добиться желаемого результата.
В данной работе выражения с функцией одобрения рассматриваются как определенные речевые акты, которые по своим интенциональным основаниям напрямую коррелируют с определенными стратегиями и тактиками речевого поведения.
Речевые акты имеют свою историю изучения в лингвистической науке (работы О.С Иссерс, И.Г Дьячковой, В.В Леонтьева, И.В Бессоновой, И.Ю Мосоловой, Е.В Ярошевич).
Исследованию стратегий и тактик речевого поведения также посвящено много работ таких ученых, как Ю.А Ермакова, О.С Иссерс, Л.А Киселева, Л.П Крысина и др.
Важность результатов данного исследования очевидна, так как вопросы, связанные с выявлением определенных стратегий и тактик речевого поведения, основывающихся на высказываниях одобрения, остаются недостаточно разработанными.
Предметом данного исследования выступают коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения, реализующие функцию одобрения.
Объектом настоящего исследования выступает выражение одобрения как вербальная составляющая коммуникативных стратегий и тактик.
Цель работы состоит в том, что чтобы изучить и описать лексические средства реализации тактики и стратегии одобрения в кооперативных диалогах художественного дискурса.
Материалом данного исследования послужили текстовые примеры, собранные на материале романа Cecelia Ahern «P.S I Love You».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты и выводы, полученные в ходе исследования, расширят научные представления о функционально-прагматических основаниях речевого взаимодействия.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования собранного нами материала и результатов исследования в преподавании курсов по практике речевого общения, в курсах стилистики и изучения дискурса.
Методологической основой в ходе
исследования послужили работы ученых
в области стратегий речевого поведения
О.С Иссерс (1999),
Глава 1. Коммуникативные стратегии и тактики общения в художественном дискурсе на примере диалогической речи
1.1. Понятие коммуникативной стратегии и тактики
В рамках данной работы нас будут интересовать коммуникативные стратегии и тактики общения. Мы рассмотрим основные лексические способы реализации определенной коммуникативной стратегии общения в диалогической речи.
Во Введении мы упоминали работы многих ученых, но в нашей курсовой мы хотели бы взять за основу высказывания и точки зрения таких ученых, как Вохрышева, Тарасов, Иссерс, Касенкова, Ван Дейк, Третьякова, Клюев, Сковородников и Борисова.
Осознанное достижение цели в процессе коммуникации невозможно без планирования деятельности – без стратегии и тактики. Для того чтобы общение можно было назвать успешным, коммуникантам следует прибегать к определенным коммуникативным стратегиям, которые реализуются тактиками речи, исходя из ситуации общения и той коммуникативной тональности, которая должна быть реализована в рамках процесса общения. Важным для постижения сути коммуникативной стратегии является то, что стратегия несет на себе отпечаток личности человека, приобретает индивидуальную окраску. Стратегия является вектором проявления языковой личности в диалогическом дискурсе [Вохрышева 2003: 17].
Обычно стратегия рассматривается как искусство руководства, основанное на правильных прогнозах относительно цели, а тактика - как приемы, способы достижения этой цели. В основе лексического значения слова стратегия лежит идея планирования действий, связанных с социальной конфронтацией, противоборством. В психологической интерпретации этого понятия также сохраняется идея прогноза ситуации и поведения коммуникантов [Вохрышева 2006: 46].
В общем смысле стратегия включает в себя планирование построения процесса речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникантов, а также реализацию плана, т.е. линию беседы [Тарасов 1977: 48].
Чтобы планировать какие-либо речевые действия, коммуниканты должны обладать определенной когнитивной информацией: иметь представление о предстоящей ситуации общения, об адресате, обладать элементарным опытом анализа речевых действий и т.п. Другими словами, прогноз предстоящей вербальной коммуникации строится на основе представлений о речевом акте, коммуникативном взаимодействии (с учетом мотивов и целей говорящего и слушающего, их вербальных и невербальных действий) и всей ситуации в целом [Иссерс 2002: 95].
Стратегия способствует планированию речевого поведения, т.к. ориентирована на общий замысел конечной цели общения. Это общий план речевых действий для достижения поставленных коммуникативных целей. Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора. Мельчайшая единица исследования – диалоговый шаг, под которым принято понимать фрагмент диалога, характеризующийся смысловой исчерпанностью. Выбор стратегии предопределен в первую очередь социальным опытом индивида, сложившимся у него стилем взаимодействия, а также целью и ситуацией общения.
Стратегия связана с поисками общего языка и выработкой основ диалогического сотрудничества. Речевые стратегии соединяют элементы игры и ритуального речевого поведения (традиционные реплики, паузы, поговорки и « дежурные» топики, например, о погоде, о природе).
Следует отметить, что планирование речевого поведения - это не просто построение языковых высказываний, а часть процесса взаимодействия, в котором слушающий не всегда пассивно воспринимает текст-сообщение говорящего, а активно интерпретирует его речевые действия, реализуя собственную стратегическую линию. В конфликтных ситуациях общения стратегия не всегда включает планирование действий коммуниканта. Мы имеем в виду случайные или непреднамеренные конфликтные ситуации, в которых действия адресата не имеют умышленного характера, либо адресат не знает о возможных последствиях своих действий.
В прагмалингвистике понятие стратегии понимается как общий план ведения диалога, схема речевых действий. Суть применения некоторой стратегии со стороны А заключается в организации своих речевых воздействий на Б в ходе цикла или фазы общения таким образом, чтобы их результатом было изменение значений релевантных параметров Б в нужном для А направлении [Сухих 1986: 71-77]. Стратегия, или план поведения, детерминируемая намерением и целью, является определяющим фактором в осуществлении выбора тех способов и средств, которые позволяют достичь цели, насколько это возможно, в соответствии со знаниями (опытом), желаниями и установкой субъекта, стоящими за планом действий [Киселева 1978: 19]. Таким образом, речевая стратегия, в данном функциональном аспекте, представляет собой схему определенных действий в рамках коммуникативного процесса, определяющую выбор языковых средств и способов выражения некоторого содержания, непосредственно связанного с достижением цели.
С точки зрения когнитивной лингвистики стратегия - это план комплексного речевого воздействия, направленное на изменение модели мира партнера, на трансформацию его концептуального сознания. Когнитивный аспект подробно анализируется в работе [Кинч 1988: 153-154], где рассматриваются способы обработки сложной информации в памяти, когнитивные ходы в мышлении. Особый интерес представляют диалоговые стратегии (по классификации Т.А. ван Дейка) – специфические способы речевого поведения, осуществляемые под контролем «глобального намерения».
О.С. Иссерс и В.С. Третьякова рассматривают коммуникативную стратегию как план речевого и невербального поведения, способствующий достижению цели коммуникации и посредством которого контролируется оптимальное решение коммуникативных задач говорящего в условиях недостатка информации о действиях партнера, т.е. основными составляющими речевой стратегии также считается прогнозирование и контроль над осуществлением плана, а коммуникативные тактики рассматриваются как практические способы достижения плана, выбираемые или комбинированные в зависимости от коммуникативной стратегии [Иссерс 2006: 51].
Е.В.Клюев определяет коммуникативную стратегию как совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели. [Клюев 2002: 18].
Коммуникативная цель - это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт; эта цель заключается в том, чтобы адресат понял смысл сообщения и цели говорящего.
Коммуникативные стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора. Мельчайшая единица исследования — диалоговый «шаг» — фрагмент диалога, характеризующийся смысловой исчерпанностью. Число таких «шагов» в диалоге может быть различным в зависимости от темы, отношений между участниками общения и от всех прагматических факторов. Как правило, стратегию определяет макроинтенция одного (или всех) участника диалога, обусловленная социальными и психологическими ситуациями. Стратегия связана с поисками общего языка и выработкой основ диалогического сотрудничества: это выбор тональности общения, выбор языкового способа представления реального положения дел. Выработка стратегии осуществляется всегда под влиянием требований стилистической нормы.
Коммуникативная тактика рассматривается Клюевым как совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия [Клюев 2002: 18-19]. Так, стратегия соотнесена с коммуникативными целями, а тактика – с практическими целями общения.
Также А.П. Сковородников, опираясь на другие определении коммуникативной стратегии, определяет интересующее нас понятие следующим образом: « речевая или коммуникативная стратегия ( тактика)- это конкретный речевой ход (шаг, этап) в процессе осуществления речевой стратегии, речевая стратегия в свою очередь – это общий план или «Вектор» речевого поведения, выражающийся в выборе системы, продуманных говорящим поэтапных речевых действий; линия речевого поведения, принятая на основе осознании коммуникативной ситуации в целом и направленная на достижения конечной коммуникативной цели (целей) в процессе речевого общения, каждая речевая (коммуникативная стратегия) характеризуется определенным набором речевых тактик» [Сковородников 1997: 10-12].
И.Н. Борисова считает, что коммуникативная стратегия есть результат организации речевого поведения говорящего в соответствии с прагматической целеустановкой. В широком смысле коммуникативная стратегия понимается как общее намерение, задача в глобальном масштабе, сверхзадача речи ,диктуемая практической целью продуцента. [Борисова 1996: 21-23].
И.Н.Борисова
также отмечает, что понятие коммуникативной
стратегии задается соотношением «действительность-текст-