Методика обучения письму и письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – изучить методику обучения письму и письменной речи на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. Объект исследования – письмо и письменная речь как вид речевой деятельности. Предмет исследования – методика обучения письму.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1 Письмо как вид речевой деятельности 1.2 Содержание обучения письму 1.3 Обучение письму на различных этапах изучения немецкого языка II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2.1 Изучить опыт работы учителя по обучению письменной речи на уроках немецкого языка ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Последним, как, впрочем, и всем
другим упражнениям, можно придать игровой,
творческий характер [25].
Работа над техникой письма
предполагает развитие навыков каллиграфии,
графики, орфографии. Графические навыки
связаны с овладением учащимися совокупностью
основных графических свойств изучаемого
языка (буквами, буквосочетаниями, диакритическими
значками). В основе орфографических навыков
лежит система способов написания слов,
принятая в конкретном языке. Трудности,
связанные с овладением названными навыками,
объясняются тем, что в большинстве случаев
алфавиты не совпадают. Сказки о буквах
и возникновении алфавита на родном языке,
а также специальные сказки, направленные
на семантизацию буквосочетаний немецкого
языка призваны развивать у обучаемых
лингвистическое отношение к слову, умение
дифференцировать языковые графические
элементы, наблюдательность и внимание.
При обучении письму на иностранном
языке следует учитывать, что:
Чем раньше (но обязательно с
учётом психофизиологических особенностей)
и чаще ребёнок приобщится к письму, тем
грамотнее, увереннее он будет писать;
Регулярные записи мыслей, чувств,
переживаний, наблюдений помогут устранить
монотонность и языковой барьер;
Каждый тип порождаемого учащимися
письменного текста имеет свои структурные
особенности [22].
Долгое время обучению письму
в общеобразовательной школе придавалось
второстепенное значение. В настоящее
время представленные в Программе умения
письменной речи свидетельствуют о её
сложности как вида деятельности, следовательно,
необходимости уделять в процессе обучения
этому аспекту более пристальное внимание
[20].
С первых уроков обучения письму
много времени отводится формированию
умения списывать слово с доски, учебника,
специально изготовленных карточек, при
этом важно научить младших школьников
списывать слово целиком, а не по буквам
или слогам. Для этого проводится следующая
работа:
Учащиеся получают задание запомнить
то или иное слово в течение некоторого
времени, стараются его сфотографировать
глазами, затем по сигналу учителя воспроизводят
слово, изображая его или в воздухе, или
на листке бумаги;
После запоминания определенного
слова 2–3 ученика одновременно записывают
его на доске – мини-конкурс на лучшее
написание слова (в данном случае учитывается
не только орфография, но и каллиграфия);
Парная работа учеников: слово
пишется в тетради или на листочке поочередно,
записи проверяются совместно (если в
паре нет сильного учащегося, учитель
помогает в проверке) [20].
Разумеется, время запоминания
слова варьируется в зависимости от сложности
слова и степени обученности учащихся.
Во втором классе использую следующие
упражнения:
Найти среди данных букв пары
заглавных и прописных, записать их;
Расположить данные буквы в алфавитном
порядке (даются выученные
уже буквы, необязательно весь алфавит);
Найти данную букву (буквосочетание)
в следующих словах, выпиши
слова с ней (ним);
Написать прописными буквами
данные печатные слова (предложения);
Найти транскрипцию для указанных
слов;
Списать слова, подчеркнуть синим
букву b, а зеленым букву с;
Вставить пропущенные буквы
(буквосочетания);
Поставить нужный артикль к существительному.
От работы над словом надо постепенно
переходить к работе над небольшими предложениями,
одновременно с этим необходимо закрепить
в сознании детей структуру французской
фразы. Постепенно делается переход к
написанию слов под диктовку: сначала
с предварительной зрительной опорой,
потом без нее. Первые диктанты носят буквенный
характер, затем проводятся словарные
диктанты, позднее – это 2–3 предложения,
связанные или не связанные общим содержанием.
В третьем классе кроме обычных диктантов
(5–8 предложений) добавляются самодиктанты
(до пяти предложений) [22].
Таким образом, диктант выступает
не только в качестве контроля, но и как
способ обучения орфографии. Работа над
орфографией с каждым классом усложняется.
Умение выражать свои мысли
в письменной форме осуществляется на
базе упражнений репродуктивного характера
(написание текста с опорой на образец),
репродуктивно-продуктивного (построение
собственного письменного высказывания
с использованием вербальных и вербально-изобразительных
опор), продуктивного характера (без непосредственной
опоры на вербальные элементы). Переход
к свободному письму можно облегчить,
используя шаблоны-карточки с неполными
предложениями.
Можно выделить следующие особенности
в обучении письму:
Произносительный навык формируется
быстрее и отличается большей прочностью;
Младшие школьники осознаннее
начинают читать, процесс автоматизации
навыка проходит успешнее, правила чтения
запоминаются легче и быстрее, их можно
использовать как страховку от ошибок;
Школьники пишут осознаннее
и с удовольствием, т.к. технический навык
письма развивается не только на уроках,
но и дома.
Чтение подкрепляется письмом,
что важно для межкультурной коммуникации [21].
Обучение письму на среднем
этапе. Средний этап обучения письму включает
как неспециальные упражнения, так и специальные,
причем в 5–7-м классах преобладают специальные,
а в 8–9-м – неспециальные.
Неспециальные упражнения,
то есть все письменные лексические, грамматические
и лексико-грамматические упражнения,
данные в учебниках, развивают и укрепляют
орфографические умения учеников. Это,
прежде всего написание слов, обозначающих
предметы школьного обихода, а также несложная
бытовая лексика, названия игрушек, животных
и т.д [8].
К специальным упражнениям
данного этапа обучения можно отнести
следующие: 5–6-й классы:
Выбрать из списка слова, соответствующие
предметным картинкам, записать их под
тем номером, что и картинка;
Используя картинки, подставить
в слова под ними недостающие буквы;
Записать слова (5–7) по памяти;
Составить предложения (2–3) по
образцу;
Объединить два предложения
в одно;
Расширить (сократи) предложения
по образцу;
7–9-й классы:
Составить план текста и записать
его;
Выписать из текста предложения
(с какой-либо определенной целью: грамматической,
лексической);
Сократить (расширить) текст;
Составить серию вопросов к тексту;
Описать картинку, комиксы;
Передать диалог в форме связного
рассказа;
Трансформировать прямую речь в косвенную
Сюда же следует отнести диктанты
(слуховой, зрительный, самодиктант, контрольный),
а также изложение и сочинение [8].
В 5-м и 6-м классах используется
большое количество неспециальных упражнений,
представленных, в достаточном количестве
в учебниках. Необходимо стараться находить
на уроке время сделать 1–2 предложения
(письменно) из упражнения, которое дается
детям в качестве домашнего задания. Из
письменных классных работ чаще других
пишутся словарные диктанты, а из творческих
– письма немецким детям с определенной
тематикой (или по выбору учеников). Письменные
словарные работы по отдельным параграфам
проводятся после фронтального и индивидуального
опросов учащихся по изученной в данном
уроке лексике, после устной и письменной
проработки сложной лексики. Работа может
проводиться в виде словарного диктанта,
переводного, записи слов на определенные
буквы, всех слов (если их не больше 10–12
– по памяти, и т.д.) [22].
В 7-м классе к перечисленным
выше видам работы по обучению навыкам
письма добавляется изложение. Работа
над изложением усложняется постепенно,
а также варьируется из урока в урок.
В 8-м классе начинают преобладать
неспециальные письменные упражнения,
поскольку программа предполагает очень
большое количество лексического и грамматического
материала. Основную массу письменных
упражнений учащиеся выполняют дома, но
учитель разъясняет сложности и закономерности
их выполнения. Если позволяет время на
уроке, можно предложить ученикам выполнить
письменно 1–2 предложения [22].
Лучше всего, если один из сильных
учеников сделает это задание на доске,
тогда преподаватель будет иметь возможность
еще раз наглядно объяснить грамматическое
или лексическое явление, а также проконтролировать
сформированность навыка письма этого
явления. В 8-м и 9-м классах используются
следующие упражнения (кроме привычных
уже с 5–7-го класса):
Записать под диктовку предложения
с грамматическим (лексическим и т.д.) явлением;
Озаглавить абзацы текста;
Составить тезисы к каждой смысловой
части текста;
Переписать абзац, исключая из него второстепенные слова и предложения;
Выписать из текста 7–10 наиболее
значимых с точки зрения содержания предложений;
Составить план пересказа;
Написать письмо воображаемому
адресату о…;
Извлечь из текста информацию о… для письменного сообщения [3].
Обучение письму на старшем
этапе. Осуществляется в двух направлениях:
с одной стороны, это овладение жанрами
письменной речи, которые используются
в реальном общении: бытовые и деловые
письма, аннотации, рефераты, конспекты;
с другой стороны, это сочинения и изложения,
которые способствуют совершенствованию
как письменной, так и устной речи, расширению
и обогащению языкового запаса [2].
Содержание письменного речевого
произведения определяется его деятельностной
целью и задачами, такими, как эмоциональное
взаимодействие, эмоциональное воздействие,
обращение за помощью, управление деятельностью,
запрос информации, передача информации,
выполнение делопроизводительных формальностей,
сохранение информации, письменное выражение
творческого потенциала человека [5].
Мыслительное содержание определяет
форму письменного произведения. К формам
письменных речевых произведений, которые
могут быть включены в содержание обучения,
относятся:
Поздравительные открытки;
Объявления-информации (о поиске
работы, о приеме на работу, о
событиях спортивной и культурной жизни);
Приглашения;
Личные письма;
Деловые письма;
Автобиографические сведения;
Рецепты (кулинарные, как известные,
так и собственные);
Диктанты;
Конспекты (краткое изложение
содержания прочитанного);
Изложение (прочитанного, услышанного);
Сочинения (интерпретация темы
или проблемы) [6].
Цель старшего этапа – обучение
действиям, обеспечивающим использование
письма в коммуникативных целях, который
реализуется упражнениями речевого характера,
– сформировать действия, обеспечивающие
выражение мыслей в письменной форме.
Главная особенность упражнений этого
типа состоит в переключении произвольного
внимания учащихся с формальной на смысловую
сторону высказывания. Этому способствует
определенный уровень автоматизации действий
с языковым материалом [3].
Для формирования действий
по аналогии полезны такие упражнения,
как составление письма или описание по
образцу, и другие. Умению развернуть высказывание
в логической последовательности способствуют
упражнения на преобразования (трансформацию)
текста. Так, например, ученикам предлагается
текст, деформированный в плане его логического
высказывания. Ученикам надо преобразовать
этот текст, логически последовательно
изложив его содержание.