Мультимедийные технологии в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования – разработка научно-методических рекомендаций по проведению уроков иностранного языка с исользованием мультимедийных технологий.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Выявить основные направления использования мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Разработать методические рекомендации по планированию урока иностранного языка, как компонента информационной образовательной среды школы.
Разработать структуру и содержание урока с использованием мультимедийных технологий.

Содержание

Введение 4
Глава I. Теоретические основы использования мультимедийных средств в обучении 7
1.1. Обзор мультимедийных технологий 7
1.2. Мультимедийные технологии в обучении 8
Глава II. Возможности средств мультимедиа при обучении иностранному языку 13
2.1. Основные идеи использования мультимедийных технологий в обучении иностранному языку 18
2.2. Пример урока иностранного языка с использованием средств мультимедиа 25
Заключение 30
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_мультимедийные технологии.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Недостатки существующих сейчас электронных учебников:

  • Отсутствие реального учёта возрастных особенностей заявленного круга обучающихся.
  • Отсутствие «привязки» к конкретному лексическому и грамматическому материалу программы, по которой занимается обучаемый.
  • Проработка в каждом из учебников всего 1–2 лексических тем и отсутствие серии учебников, соблюдающих преемственность лексико-грамматического материала.
  • Ограниченные возможности групповой и коллективной работы.

Перечисленные недостатки не дают возможности использовать электронные учебники в качестве основного средства обучения, в особенности в школе, оставляя им вспомогательную, в основном тренировочную, роль.

Не кажется более фантастикой и проведение уроков с помощью сети в режиме онлайн. Подобные экспериментальные уроки проводятся преподавателями некоторых вузов для своих филиалов в отдалённых населённых пунктах и базовых подготовительных учебных заведений; рейтинги подобных уроков достаточно высоки.

Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа, включают в себя:

- поддержку учебной  работы учащихся;

- обеспечение реальной  коммуникации с носителями языка;

- обеспечение доступа  всех участников учебно-воспитательного  процесса к быстро растущим  информационным фондам, хранящимся  в централизованных информационных системах;

- обеспечение взаимодействия  между педагогами, обмен педагогическим  опытом и дидактическими материалами.

 

 

 

Выводы по главе I:

- мультимедиа-технологии являются бурно развивающейся областью информационных технологий.

- мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики — принцип наглядности.

- мультимедийные технологии  имеют ряд достоинств и недостатков

- мультимедийные технологии  решают много задач (поддержка  учебной работы учащихся; обеспечение  реальной коммуникации с носителями  языка; обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам и т.д.)

 

 

Глава II. Возможности средств мультимедиа 
при обучении иностранному языку

Обучение иностранным  языкам имеет свою специфику, поскольку  оно предполагает, в первую очередь, формирование речевых навыков и развитие речевых умений, а не усвоение знаний – с одной стороны, а с другой – для обучающегося система языковых знаков важна не только как представляющая объекты действительности, но и сама по себе.

Аудиовизуальная наглядность  может взять на себя функцию источника информации об языковых знаках и референтной им действительности.

Мультимедийные средства обучения объединяют все положительные  свойства визуальных и вербальных средств  обучения и, в силу своей универсальности, реализуют их с большим эффектом. Они как бы «переносят» реальный мир в учебную аудиторию, давая возможность обучающимся воспринимать человеческое общение на изучаемом языке таким, каким оно есть в действительности, во всей сложности взаимоотношений и обстановки, окружающей людей.

Мультимедийные технологии обучения предоставляют возможность  создавать наглядные языковые ситуации как с целью формирования навыков  и умений восприятия и производства иноязычной речи на основе осознанного  усвоения речевых средств, так и  с целью закрепления в памяти лексико-грамматического материала посредством отбора ситуаций и опоры на слуховые и зрительные представления.

При обучении иностранному языку мультимедийные технологии обучения способны эффективно осуществлять индивидуализацию обучения, т.е. учитывать индивидуальные психологические особенности каждого обучающегося.

Известно, что в процессе усвоения знаний обучающиеся опираются  на память (слуховую, зрительную, моторную и др.), мышление, речевую догадку, способность анализировать и  синтезировать и т.д.

Преобладание тех или  иных особенностей мыслительной деятельности определяет темп и качество усвоения учебной информации. Их учет является необходимым условием интенсификации учебного процесса. При коллективном обучении учесть индивидуальные особенности усвоения учениками знаний и формирования у них языковых навыков и речевых умений без мультимедийных технологий обучения представляется сложным.

Так, каждому обучающемуся при использовании мультимедийных технологий предоставляется возможность работать в своем (индивидуальном) темпе и в наиболее благоприятное для него время. На протяжении всего занятия сохраняется максимальная активность учащегося, и создаются условия для спокойной, с психической точки зрения, работы над усвоением знаний и формированием и развитием речевых навыков.

Наличие обратной связи позволяет  не только выявлять ошибки при выполнении различных заданий и упражнений, но также предоставляет возможность  учащемуся скорректировать неправильно  выполненные задания и сформировать навык правильного речевого действия. Студенты получают сигнал о правильности каждого речевого действия, что практически невозможно в условиях коллективного обучения.

С дидактической точки зрения аудиовизуальные  и компьютерные технологии обучения иностранному языку оптимизируют психическую нагрузку обучающихся, активизируют познавательную деятельность, направляют и контролируют процесс, как формирования, так и развития речевых навыков и умений при овладении иноязычно-речевой деятельностью. Они также развивают активность и самостоятельность при решении коммуникативно-проблемных заданий.3

Мультимедийные технологии обучения иностранному языку позволяют увеличить время активного говорения и аудирования и использовать большое количество аутентичного языкового материала, способствующего интенсификации его усвоения, и таких особенностей иноязычной речи, как ее ритм, скорость, динамику в целом, что практически очень трудно сделать без использования в обучении данных технологий.

Мультимедийные технологии обеспечивают соблюдение принципа наглядности обучения. Как известно, наглядность может быть зрительной, слуховой и мышечно-двигательной. Ее задача – способствовать развитию мышления на основе чувственно-наглядных впечатлений, которые мобилизуют активность обучающихся, вызывают интерес к занятиям, снимают утомление, развивают творческое воображение, волю и облегчают процесс усвоения учебного материала.

Наглядность обучения реализуется  в специально организованной, целенаправленной демонстрации учебного материала, цель которой – показать обучающимся изучаемые языковые явления, позволяющие увидеть общее через частное, языковые законы через речевые действия.

Воздействие наглядности  в значительной степени усиливается, если она сопровождается объяснением, обобщением, формулированием правил и закономерностей.

Кроме того, аудиовизуальная  наглядность представляет конкретные вербальные ситуации, способствуя развитию умения формулировать свои мысли  средствами изучаемого языка в конкретных ситуациях общения.

Аудиовизуальная наглядность  представляет собой совокупность всех видов наглядности: зрительной, слуховой, моторной, смешанной, языковой, ситуативной, предметной и образной. Синтез всех видов наглядности, эмоциональное воздействие, повышающее интерес к изучаемому предмету, помогает воздействовать на индивидуальные особенности всех обучающихся и способствует пониманию ими учебной информации, активизируя работу их памяти и, в конечном счете, интенсифицирует усвоение языкового материала и развитие речевых навыков и умений при овладении иноязычно-речевой деятельностью при уменьшении психологического напряжения обучаемого. 4 Используя мультимедиа, мы создаем модель реального общения.

Мы можем стимулировать  их не только для воспроизводства  шаблонных речевых формул, но и  для производства оригинальных высказываний. Таким образом, создаются условия для повышения эффективности обучения иностранному языку за счет создания иноязычной среды, приближенной к естественной: соблюдения дидактического принципа наглядности, реализации обучения на основе учета психофизиологических особенностей каждого обучающегося.

Использование интерактивного видео на занятиях по английскому языку. Мультимедийные средства предоставляют возможность использовать аудио- и видеоматериалы в интерактивном режиме и могут применяться для обучения, в особенности, таким видам речевой деятельности, как аудирование и говорение. Еще в середине двадцатого века в ходе экспериментальной проверки было выявлено, что существует прямая зависимость между способом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания через некоторое время. При звуковой подаче материала запоминалось примерно 25 % его объема. При визуальной – примерно 30%. При комбинированной (аудиовизуальной) – примерно 50%. При вовлечении обучающихся в активные действия степень усвоения изученного материала повышалась до 75%. Осуществление комбинированного воздействия представляется возможным за счет использования мультимедиа, а активизация деятельности учеников – за счет выполнения всех типов заданий и упражнений: от подстановочных до подлинно коммуникативных.

Существует много причин для активного использования  видео на уроках иностранного языка, построенных по принципу коллективного  взаимодействия, а именно:

1. Психологические: 

  • видео повышает интерес учащихся;
  • стимулирует воображение и творческую активность;
  • развивает критическое мышление.

2. Социокультурные, межкультурные: 

  • видео позволяет преодолевать барьер непонимания и недоверия между носителями разных культур;
  • показывает жизнь других людей во всех её проявлениях;
  • предоставляет возможность сравнивать различные культуры;
  • позволяет увидеть общие черты и различия между своей и чужой культурой.

3. Педагогические:

  • видео повышает мотивацию у обучающихся, создаёт стимул для развития воображения и творчества;
  • снимает эмоциональное напряжение;
  • делает возможным применение самых различных интерактивных форм организации работы в классе;
  • позволяет проводить беседы, затрагивающие разнообразные морально-этические проблемы.

4. Лингвистические: 

  • видео открывает перед учащимися возможность услышать аутентичную речь и подражать её образцам;
  • активизирует и развивает основные виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение);
  • представляет лексические единицы и грамматические структуры, употребляемые непосредственно в ситуациях речевого общения.

5. Паралингвистические: 

  • видео позволяет увидеть и понять паралингвистические явления и развивать навыки невербального общения (мимика, жесты, позы, расстояние между собеседниками, одежда и т.п.);
  • представляет невербальные способы общения непосредственно в действии.5

Всё это позволяет  сделать вывод о том, что видео, используемое на занятиях по иностранному языку, организованное посредством  обучения в компьютерном классе с  выходом в Интернет, или хотя бы одного компьютера с возможностью проецирования изображения на большой экран, является одним из эффективных средств, которые помогают создать атмосферу заинтересованности в аудитории, повышают мотивацию обучающихся и, тем самым, приводят к уменьшению психологического стресса, возникающего из-за неуверенности в своих силах, когда студенту необходимо говорить на иностранном языке.

2.1. Основные  идеи использования мультимедийных технологий 
в обучении иностранному языку

Рассмотрим основные идеи использования мультимедиа-средств в образовательном контексте, ориентируясь, в первую очередь, на возможности использования мультимедиа в обучении иностранному языку.

I. Обмен сообщениями

Наиболее популярный тип телекоммуникаций состоит в  электронном общении учащихся с  другими индивидами, с группами, групп с группами. Многие из проектов используют электронную почту как  единую среду общения в следующих формах.6

1. Свободная переписка.

Это наиболее часто используемый вид телекоммуникационной деятельности, аналогичный переписке по обычной почте. Свободная переписка – прекрасный источник информации в изучении иностранных языков и культурных традиций различных народов. Более того, для многих учащихся из «глубинки» это единственно доступная форма реального общения с носителями языка.

Как пример групповой  переписки приведём вводное сообщение  от группы учащихся, желающих узнать об обучении в других странах, где изучаются  компьютерные технологии:

Информация о работе Мультимедийные технологии в обучении иностранному языку