Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведённого исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка на начальном этапе обучения.
Задачи:
Дать определения понятию особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка в начальной школе.
Выявить психические и лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку………………5
2. Подходы к обучению иностранным языкам в начальной школе…..……10
3. Формирование основных компонентов учебной деятельности овладения иностранным языками и развития универсальных учебных умений……….13
4. Социальный компонент обучения иностранному языку …………………17
5. Психологические особенности младшего школьника……………………20
6. Развитие и контроль умений младших школьников………………………30
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.46 Кб (Скачать файл)

 

               Министерство образования Российской  Федерации

                Министерство образования Московской  области

Московский Государственный  Областной Гуманитарный Институт

 

 

 

 

 

    Курсовая работа  по методике преподавания иностранных языков.

«Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе»

 

 

                                                                                                              Подготовила:

                                                                                            студентка 502 ф группы 

                                            факультет иностранных языков  и переводоведения

                                                                                                          Мужикова Е.А.

                                                                                                           Руководитель:

                                                                                                           Яковлева Э.Н.

 

                                                                                        

                                         Орехово-Зуево

                                                   2013

 

Введение ………………………………………………………………………3

1. Развитие субъекта учебно-воспитательного  процесса средствами иностранного  языка как цель обучения иностранному языку………………5

2. Подходы к обучению иностранным языкам в начальной школе…..……10

3. Формирование основных компонентов учебной деятельности овладения иностранным языками и развития универсальных учебных умений……….13 

4. Социальный компонент обучения иностранному языку …………………17

5. Психологические особенности младшего школьника……………………20

6. Развитие и контроль умений младших школьников………………………30

Заключение………………………………………………………………………36            

Список использованной литературы…………………………………………..39       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

    Введение   

       Актуальность: Интерес к мотивационному аспекту изучения иностранного языка существенно повысился в последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком, - не только в психологии и педагогике, но и в лингводидактике, методике обучения иностранным языкам в школе, психолингвистике.

      В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений и т.д. Следовательно,  мы должны организовать урок таким образом, чтобы учитывать индивидуально-психологические особенности детей

      Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников «к жизни», сформировать у них важнейшие умения и навыки, необходимые для включения в различные сферы жизни общества.

    Гипотеза Развитие деловых и личных контактов, расширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигает на первый план задачу воспитания человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей. Одной из возможностей решения данной проблемы может быть приобщение учащихся культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. Особая роль в этом принадлежит иностранному языку.

.

          Цель проведённого исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности психо-лингвистического  изучения иностранного языка на начальном этапе обучения.

       Задачи:

  1. Дать определения понятию особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка в начальной школе.
  2. Выявить психические и лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие субъекта  учебно-воспитательного процесса  средствами иностранного языка  как цель обучения иностранному  языку.

         В примерных программах говорится о том, что особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и набор конкретных способов деятельности, то есть ответ на вопрос, что ученик должен делать, чтобы применять приобретенные знания.Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. Дети данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к обучению. Что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников , что положительно сказывается на развитии речи учащихся , формировании их познавательных способностей и общеучебных умений.

       Цели обучения:

-формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных навыков в говорении, аудировании, чтении и письме;

-развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти, воображения младшего школьника; формирование мотиваций к дальнейшему овладению английским языком;

-обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, для преодоления в дальнейшем психологического бартера и использование английского языка как средства общения;

-освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимым для овладения устной и письменной речью на английском языке;

-приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьником с миром зарубежных сверстников, зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

-формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а так же их общеучебных умений.

      Как видно из выше перечисленных целей, обучение должно носить развивающий характер и реализовывать основные принципы развивающего компетентного подхода.

 Принципы обучения.

     Принципы –это исходные основные положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны теоретической и практической деятельности. Рассмотрим специфические принципы обучения английскому языку в начальной школе:

     Принцип коммуникативной направленности. Это ведущий принцип в обучении иностранному языку. Это означает, что обучение должно строиться на вовлечении учащегося в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение и письмо) коммуникацию. Этот принцип определяет и содержание обучения, т.е. отбор и организацию языкового материала, уточнение сфер и ситуаций общения, какие коммуникативные умения необходимы, чтобы вступить в общение, осуществлять его в устной и письменной формах; и с помощью каких средств можно обеспечить овладение коммуникативной функцией языка. Уже на начальном этапе обучения учащиеся могут (а учитель должен им помочь) приобрести элементарные умения пользоваться изучаемым языком для общения. Коммуникативную направленности рациональнее осуществлять на устной форме общения, учитывая способности учащихся 7-10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного. Устное начало позволяет сосредоточить внимание обучаемых на звуковой стороне нового для них языка несколько отодвигая графические трудности. Включение учащегося во владение аудированием и говорением дает возможность быстрее накапливать языковой материал и умение осуществлять речевые действия с ним, что создает условия для общения, а это детям интересно.

       Принцип дифференциации и интеграции обучения английскому языку. Дифференциация осуществляется как бы на разных уровнях обобщения, проводится четкое разграничение в обучении: а) устной речи и письменной речи; б) внутри устной речи – обучение аудированию и говорению; внутри говорения – в обучении монологической и диалогической речи и, наконец, в каждой из указанных форм – подготовленной и неподготовленной речи; в)внутри чтения – в обучение чтению в слух и чтению про себя; в обучении чтению про себя – с общим охватом содержания и с полным пониманием; г) внутри письма – в обучении графики и орфографии, письменному изложению и сочинению.

       Научность  обучения французскому языку на начальном этапе требует решения и вопроса о том, с чего начинать, как организовывать формирования речевых навыков и умений. Учебный процесс может строиться на усвоении учебного материала через устную речь и использование его в устной речи. Обучение чтению и письму проходит на учебном материале, полностью усвоенном в устной речи. В этом случае осуществляется последовательное развитие речевых умений учащихся, а именно: понимание на слух – говорение- чтение – письмо.

 

       Принцип билингвального обучения. При обучение культуре родной язык не просто можно, но даже необходимо использовать, это в первую очередь обусловлено тем, что при формировании межкультурной компетенции одновременно формируются 4 аспекта обучения иностранному языку: а) учебный, б) воспитательный, в) образовательный, г) развивающий. Отсутствие возможности использовать родной язык может привести к непониманию, недопониманию, ложной интерпретации изучаемых фактов и реалий культуры.

       Принцип диалога культур. Этот принцип означает: необходимость анализа аутентичного и частично – аутентичного культуроведческого материала, ориентировку на развитие у обучающегося общепланетарного мышления, создание методических моделей, способствующих формированию билингвальной социокультурной компетенции; контрастивно – сопостовительное изучение родной и изучаемых культур; создание социально –педагогических и методических условий для подготовки обучающихся к выполнению роли культурного посредника в ситуациях межкультурного общения.

     Принцип доминирования проблемных культуроведческих заданий. Отбор таких заданий необходимо производить с учетом уровня когнитивной, языковой, речевой и социо-культурной сложности, исходя из возрастных, психологических характеристик обучаемых, а также уровня их поликультурного и билингвального развития.

      Принцип культурной вариативности. Он заключается в представлении информации в культурном разнообразии изучаемого сообщества в стране изучаемого языка.

      Принцип культурной оппозиции. Изучение явлений на стыке культур позволяет лучше увидеть то или иное культурное событие или явление, осознать его сущность. Под культурным конфликтом понимается различия в системе знаний, ценностей и норм представителей разных культурных групп.

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Подходы к обучению иностранному языку в начальной школе.

        Все современные подходы к обучению иностранным языкам базируются на личностно-ориентированной парадигме. Согласно этой концепции ребенок и его потребности должны быть поставлены в центр образовательной системы. В рамках этой парадигме разрабатываются различные подходы. Например, деятельностный (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев) и личностно-деятельностный (И.А. Зимняя) подходы. Личность развивается в процессе выполнения продуктивной иноязычной речевой деятельности и основная цель обучения формулируется как формирования иноязычной деятельности как нового способа общения.

        Другой подход – компетентностный (И.Л. Бим, Е.И. Пассов). Цель обучения в рамках данного подхода, формулируется как формирование коммуникативной компетенции, понимаемой как способность гибко пользоваться иностранным языком, в целях общения с учетом различных ситуаций общения.

       Цель когнитивно-коммуникативного подхода (А. Щепилова) рассматривается как формирование коммуникативной компетенции, при этом особый акцент делается на когнитивном развитии ученика и его способностей. Данный подход реализован в УМК по английскому языку для начальной школы под руководством М.З. Биболетовой.

       В межкультурном подходе (Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко) образовательная цель понимается как развитие языковой личности младшего школьника, готового и способного к межкультурному общению на иностранном языке.

        В концепции диалога культур (Е.И. Пассов) образовательная цель понимается как овладение учеником иноязычной культуры.

       Все выше рассмотренные подходы реализуют в той или иной степени основные положения лично-ориентированной парадигмы, которые в области преподавания иностранных языков в начальной школе сводится к следующему:

       В центре образовательной системе – развитие ученика и нацеленность не на формирования личности ученика в «заданном русле», а на создание условий, в которых ребенок развивает свою уникальную сущность, свои природные силы.

      Сотрудничество и взаимодействие. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется не только и не столько владением детьми языковым и речевым материалом, сколько их готовностью и желанием в межкультурном общении на изучаемом языке.

Информация о работе Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе