Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведённого исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка на начальном этапе обучения.
Задачи:
Дать определения понятию особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка в начальной школе.
Выявить психические и лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку………………5
2. Подходы к обучению иностранным языкам в начальной школе…..……10
3. Формирование основных компонентов учебной деятельности овладения иностранным языками и развития универсальных учебных умений……….13
4. Социальный компонент обучения иностранному языку …………………17
5. Психологические особенности младшего школьника……………………20
6. Развитие и контроль умений младших школьников………………………30
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.46 Кб (Скачать файл)

        Мнемическая деятельности (деятельность запоминания) у малышей также не совершенна, у них преобладает произвольное запоминание, т.е. хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Непроизвольное усвоение материала возможно в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Широкое использование игрушек и картинок будет способствовать развитию образной и ассоциативной памяти, а четкая постановка задач общения и организация их решения – словестно-логической.

 

       Воображение младшего ученика достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Учитывая эту особенность рекомендуется, например, использовать кубики разного цвета при ознакомлении детей со структурой речевых образцов, а игрушки и картинки – при организации тренировки и применения осваиваемых языковых средств общения. Игрушки желательно постепенно заменять картинками, это также будет обеспечивать переход от игры к собственно учебной деятельности.

       Младшие школьники очень общительные и любят находиться в группе сверстников. Из разных видов общения ребенка со взрослыми (делового, познавательного, личностного) в рассматриваемом обществе преобладает личностное. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку своей личности. При организации общения с детьми нужно помнить, что они не относят лично к себе замечания и указания учителя, если эти указания носят общий характер и относятся ко всем ученикам. Шестилетний ученик не понимает, что обращаясь ко всем учитель обращается и к нему лично. Он будет реагировать только в том случае, если учитель обратится к нему персонально.

      Среди младших детей наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии, что определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и детском саду. По разному происходит процесс привыкания детей к школе. Одни дети ведут себя уверенно, другие испытывают состояние тревоги, третьи капризны и т.д. Некоторые дети испытывают затруднения в процессе общения и на родном языке. Эти дети либо излишне импульсивны, нетерпеливы, либо, наоборот, пассивны и робки. На импульсивных, непоседливых детей, особенно с неустойчивой психикой следует обратить внимание с самых первых уроков. Их нужно занимать работой, поручать им роли, требующие постоянной включенности в общую деятельность. Нужно также обратить внимание и на то, что бы игрушки не находились у детей дольше, чем это необходимо для решения учебной задачи, иначе дети будут отвлекаться. Но забирать у детей игрушки нужно в естественной и необидной для них форме: «звери устали и хотят отдохнуть», «куклы ложатся спать» и т.д.

      Очень важно найти индивидуальный подход к каждому ученику, и в этом могут помочь постоянные контакты с учителем начальной школы, с родителями и координации их действий. Большое значение будет иметь и первая встреча с детьми, ласковый голос и приветливая улыбка учителя, его доброе отношение к ученикам.

     Что касается детей 7-10 лет, в целом это возраст относительно спокойного равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга – развития аналитико-синитетической функции его коры. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Несмотря на то, что ведущей деятельностью является учеба, дети не теряют интереса к игре. По свидетельству А.Н. Леонтьева, успешность решения поставленных целей (в нашем случае обучение) достигается скорее, если разнообразные типы деятельности пересекаются между собой. Включение в процесс обучения иностранному языку в контекст игровой, познавательной и учебной, музыкальной, художественной деятельности позволит обеспечить доминирование внутренних мотивов. Именно внутренние мотивы, когда сама деятельность интересна, а единстве с широкими социальными мотивами будут работать на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение цели начального языкового образования. Усиление мотивационной стороны изучения иностранного языка происходит также за счет овладения детьми эффективными способами и приемами деятельности и положительным эмоциональным воздействием на них используемых учебных материалов.

       Младшие школьники общительны и эмоциональны. За первый год обучения они приобрели некий опыт в управлении своим поведением, однако оно еще не всегда устойчиво и в значительной степени непроизвольно. Внимание учеников привлекает все новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным. Если этого не делать, то у детей вырабатывается привычка быть внимательным только к внешне привлекательному, у них не развиваются волевые качества личности, а если у учеников не развита воля, то в дальнейшем они не смогут проявлять настойчивость, ставить пред собой цели и достигать их. При обучении младших школьников к аудированию, говорению, чтению и письму важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточения. Поэтому важно управлять вниманием школьника.

       Управление вниманием школьника состоит:

-в использование материала, интересного ученику в содержательном плане;

-в обеспечении каждому ученику понимания мотивов и целей предлагаемых заданий и упражнений;

-в обеспечении знания способа выполнения упражнения;

-в создании комфортной обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.

        Память младшего школьника достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Вместе с тем нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запоминать. Так, дети должны специально запоминать написание букв, правила чтения, исключения и т.д. Один из приемов осмысленного запоминания – смысловая группировка материала. Например: группировка слов по правилам чтения, по тематической принадлежности, грамматических структур по значению и т.д.

       Умственные возможности детей 7-10 лет довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы, анализировать явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словестно-логического мышления. Ученики способны дать аргументированные доказательства. Эту их способность следует использовать при обучении иностранному языку и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуаций, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием и т.д.

       Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов обеспечивающих успешность освоения иностранного языка школьниками. За этим понятием стоит:

-комплекс особенностей типа вышей неровной деятельности и другие индивидуальные особенности, определяющие психологические процессы (общий тип неровной системы, темперамент, характер);

-индивидуальные различия в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и т.д.;

-различия в личностных особенностях, связанных с процессом общения (толерантность, раскованность и др.).

       Основными компонентами иноязычных особенностей, которые могут быть развиты у детей в процессе их овладения иностранным языком, являются память, внимание и мышление. От того, в какой степени развиты эти процессы или функции у ребенка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного общения, легкость и быстрота их приобретения. Мало способный к изучению иностранного языка ученик – это на самом деле ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание, волевые качества. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми ее можно наилучшим способом обеспечить. Путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приемам учебной деятельности, тренировку его психических функций и использование принципов индивидуального подхода.

      С уровнем развития иноязычных способностей можно соотнести понятия «сильный», «средний» и «слабый» ученики. Они являются весьма относительными, позволяющими учителю сравнивать школьников.

    «Сильным» можно считать ученика, владеющего универсальными учебными действиями в качестве основы самостоятельной учебной деятельности и обладающего значительным объемом вербальной памяти (в первую очередь слуховой), с хорошо развитыми памятью и аналитико-синтетическими операциями мышления (в первую очередь способностью вероятностного прогнозированию) и высоким уровнем развития внимания.

   «Средним» учеником может оказаться школьник, не владеющий всем комплексом универсальных учебных действий и обладающий значительным показателем объема вербальной памяти, а также способностью прогнозирования, немеющий сильной внутренней мотивации и сильной воли, что позволяет ему добиваться определенных результатов в учении, но не обеспечивает легкость и быстроту процесса формирования навыков и умений иноязычной речевой деятельности. Чаще всего встречаются случаи, когда ученики недостаточно владеют универсальными действиями для выполнения учебной деятельности и одновременно имеют неплохие иноязычные способности.

      «Слабым» считается ученик, у которого плохо развиты универсальные умения учебной деятельности, слуховая память, аналитико-синтетические операции мышления и внимание характеризуется низким уровнем устойчивости и концентрации. Слабое развитие всех этих компонентов иноязычных способностей или только части из них может привести к тому, что ученику будет трудно овладеть иностранным языком.

      Следующим фактором, влияющим на специфику процесса овладения детьми иностранным языком, является их опыт владения родным языком. Школьники этого возраста относительно свободно владеют родным языком: могут в довольно широких пределах понимать услышанное, связанно излагать свои мысли, пересказывать прочитанный текст. Родной язык – помощник учителю иностранного языка.

      Важен учет и физиологических особенностей развития организма младшего школьника. Последние данные о развитии мозга подтверждаю положение о том, что приспособление ребенка к школьным условиям является огромным испытанием для его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей. Адаптация к новым учебным условиям определяется структурно-функциональной зрелостью физиологических систем ученика и адекватностью воздействующих средовых факторов функциональным возможностям организма. Физиологи установили, что возраст 6-7 лет является переломным моментом в развитии системы зрительного восприятия есть ряд, связанных с этим особенностей, которые нужно усчитывать подогам, отмечается несовершенство зрительной функции, так запоминание и опознавание геометрических фигур происходит так же, как у взрослого, а идентификация и различение букв еще затруднены.

       Слабо развита способность к распределению внимания (ребенку трудно одновременно слушать объяснения и выполнять задание: он может или слушать, приостановив работу, или, наоборот, работать, не воспринимая речь учителя), невелика и устойчивость внимания. есть и другие данные, которые заставляют с осторожностью относится к форсированию нагрузок для младшего школьника.

        В связи с вышеизложенными психофизиологическими особенностями представляется не правильным и даже вредным для психического здоровья детей:

-при условии обучения иностранному языку с 1 класса, начинать учить читать и писать на новом языке в первом классе, тем более обучение чтению и письму на иностранном языке недопустимо в детском саду;

-вводить одновременно два иностранных языка в программу начальной школы;

       Нельзя не упомянуть еще об одном факторе, особенно важном для меленьких учеников – факторе успеха. При организации обучения иностранному языку вообще и контроля в частности важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету. Дети очень чувствительны к оценке, которую дает им учитель. Дети 7-9 лет, так же как и шестилетки все еще не в состоянии отделить оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Слова: «Ты сделал это плоха» они понимаю так: «Ты плохой» и расценивают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны учителя.

       Учитывая эту возрастную особенность лучше использовать систему содержательных оценок, разработанную Ш.А. Амонашвили. Она включает в себя 4 компонента:

    Доброжелательное отношение к ученику как личности;

    Положительное отношение к усилиям ученика, направленные на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

     Конкретный анализ трудностей, вставший перед учеником, и допущенных им ошибок;

     Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнуты результат.

     Ученик должен знать критерии оценки учителя, благодаря ориентации на эти критерии у него формируются свои субъективные критерии самооценки и самоконтроля.

     Учет психологических особенностей детей 6-10 лет и их дальнейшее развитие является важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Развитие и контроль умений младших школьников.

      Не менее важным фактором успешности обучения иностранным языкам в начальной школе является знание учителем методики развития у учащихся способности понимать иноязычную речь (на слух и при чтении) и способности самостоятельно (а не на основе повторения за учителем) строить высказывания в устной и письменной речи.

Информация о работе Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе