Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:11, курсовая работа
Цель проведённого исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка на начальном этапе обучения.
Задачи:
Дать определения понятию особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка в начальной школе.
Выявить психические и лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку………………5
2. Подходы к обучению иностранным языкам в начальной школе…..……10
3. Формирование основных компонентов учебной деятельности овладения иностранным языками и развития универсальных учебных умений……….13
4. Социальный компонент обучения иностранному языку …………………17
5. Психологические особенности младшего школьника……………………20
6. Развитие и контроль умений младших школьников………………………30
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………..39
Аудирование является одновременно средством и целью обучения. Оно дает возможность детям овладеть звуковой стороной языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Аудирование является также средством овладения детьми лексическими и грамматическими средствами общения.
Аудирование как цель обучения означает развитие у детей умения понимать на слух:
Основное содержание текстов с опорой на зрительную наглядность;
Коротких сообщений педагогов и сверстников, построенных на знакомом языковом материале, в том числе в выражений классного обихода;
Желание слушать тексты на иностранном языке возникает, если ребенок знает, зачем он слушает (мотив) и что будет в результате этого. Для этого прослушивание любого текста обязательно предваряется коммуникативной задачей. Для создания внутренней мотивации важно, чтобы текст соответствовал как интересам и потребностям детей, так и тому уровню трудности, который он могут легко преодолеть.
В зависимости от полноты понимания информации различают 2 вида аудирования:
С полным понимание;
С понимание основного содержания текста.
Аудирование как цель обучения, как умение понимать на слух информацию на иностранном языке развивают специально и целенаправленно. Для этого используются 2 группы упражнений:
Упражнения направленные на формирование механизмов аудирования, функционирование которых и позволяет понимать речь на слух. Примеры этих упражнений:
На дифференциацию звуков (долгих и кратких, межзубных и свистящих и пр.);
На фонетический анализ слов;
Упражнения на развитие оперативной памяти (словосочетания, отработка предложений, рифмовок и пр.);
Упражнения на развитие вероятностного прогнозирования (завершение детьми фразы, предложения).
Вторая группа упражнений включает упражнения на восприятие на слух и понимание основного содержания текстов, и полное понимание текстов. Данная группа упражнений связанна с аудиотекстом, которая включает 3 этапа:
Предтекстовый этап, включающий инструктаж, предтекстовые задания;
Текстовый этап – процесс восприятия аудиотекста;
Послетекстовый этап – контроль понимания.
В целях проверки понимания используются и тестовые формы контроля:
-альтернативный тест;
-тест множественного выбора
-тест на восстановление
Задание, направленное на проверку понимания, бывают двух видов:
Задание на контроль понимания прослушанного;
Задание на творческую переработку информации, связанные с развитием у детей умений говорения и письменной речи.
Развитие умений читать на иностранном языке и понимать читаемое – другая важная цель начальной ступени общего образования. Согласно программе, по окончании 4 класса школьники должны уметь:
Выразительно читать в слух, с правильным ударением и интонацией;
Понимать основное содержание относительно несложных текстов;
Понимать содержание учебных
и несложных аутентичных
Находить в тексте интересующую информацию.
Основную задачу во втором классе составляет формирование технических навыков чтения на английском языке.
Позже одновременно с изучением правил чтения дети учатся читать в слух и про себя несложные тексты. У детей развивается умение понимать содержание с извлечением полной и основной информации. Работа над текстом для чтения так же включает в себя 3 этапа (аналогично аудированию).
Обучение аудированию и чтению представляют собой развитие непродуктивных речевых умений школьников.
К продуктивным умениям относятся говорение и письменная речь.
Формирование умений говорению является одной из ведущих целей начального иноязычного образования.
Говорение имеет 2 формы – диалогическую и монологическую.
В обучении диалогической речи используется два пути, которые можно условно назвать «путь снизу» и «путь сверху». В первом случае обучение происходит на основе элементарного диалогического единства, второй путь предусматривает обучение диалогу на основе диалога образца. Детям понятней и легче, когда обучение диалогу начинается с элементарных диалогических единств. Диалог – образец предлагается детям только тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики.
Работа с диалогом включает в себя 3 этапа:
Рецептивный этап – восприятие диалога и его понимания;
Репродуктивно-продуктивный этап – драматизация прослушанного диалога в сходной ситуации общения с обязательной модификацией;
Продуктивный этап, который носит творческий характер – создание диалогов в новых ситуациях.
Различают подготовленную и неподготовленную диалогическую речь. В современных УМК используют различные упражнения и приемы, связанные с развитием этих видов диалогической речи.
В противоположность диалогической форме общения, устная монологическая речь является развернутым видом речи. В монологе, как организованном виде речи, заранее программируются отдельные мысли и монологическое высказывание в целом. У детей формируются умения как подготовленной, так и неподготовленной монологической речи. При этом важно различать 3 уровня высказывания: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный.
Важную роль при обучении иноязычному говорению играют разного рода опоры: содержательные и смысловые. В начальной школе используются преимущественно содержательные опоры:
Вербальные (микротекст, текст, схема, план, ключевые слова);
Изобразительные (рисунок, сюжетные картинки и т.д.);
Обязательным требованием является постепенное снятие опор.
Письмо и письменная речь в иноязычном общении в начальной школе является средством и целью обучения.
У письма много общего с чтением, поэтому в начальной школе они взаимно поддерживают друг друга: письмо - это кодирование мысли графическими знаками, а чтение- это декодирование графических образов в слухо- речемоторный код речи.
Техника письма обеспечивается графическими, каллиграфическими и орфографическими навыками.
Технология обучения письму включает: ознакомление с написанием букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов.
Умения письменной иноязычной речи у младших школьников формируются на основе материала, усвоенного в устной речи и с помощью речевых упражнений, включающих:
-репродуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание с опорой на текст-образец;
-репродуктивно-продуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание с опорой на план, ключевые слова, картинку, серию вопросов;
-продуктивные упражнения, когда дети составляют свое высказывание самостоятельно.
Кроме того, для написания открытки и письма нужно владеть этикетными формулами, правилами организации текста письма.
Контроль навыков письма осуществляется с помощью упражнений в списывании слов, предложений, короткого текста, а так же с помощью диктантов. Контроль письменной речи ориентированно на цели отраженные в программе и связан с написанием открытки, личного письма и короткого рассказа на осваиваемую тему.
Основная задача педагога – обеспечить:
-речевую инициативу детей и в устной и в письменной речи;
-обязательную возможность, для выражения детьми своих собственных мыслей и эмоций на иностранном языке;
-самооценку овладения различными умениями иноязычной речи.
Заключение
Рассмотрев актуальные вопросы обучения иностранным языкам в начальной школе, можно сделать вывод о том, что работа учителя на этом этапе преподавания языка имеет свою специфику. Учет возрастных особенностей и современных подходов к преподаванию должен способствовать достижению целей обучения, в центре которого стоит ученик, что соответствует личностно-ориентированной концепции современного образования.
В каком возрасте начинать изучать иностранный язык – вопрос дискуссионный. Всегда были сторонники начала обучения иностранному языку как в самом раннем, так и в более позднем возрасте. Во многом это связано с социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка, концепциями, принятыми в тот или иной период.
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в системе образования. Российское начальное образование приобретает развивающий характер. Но, несмотря на, то, что термин "развивающее обучение” активно используется в психологической, педагогической и методической литературе, содержание этого понятия остается не вполне ясным, а ответы на вопрос, что такое развивающее обучение, довольно противоречивы.
Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущими вообще языку как знаковой системе, в то же время имеет целый ряд отличных от родного языка особенностей овладения и владения им. В то же время по целому ряду характеристик он существенно отличается и от любого другого учебного школьного предмета.
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности всех личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику и сформированы у него, но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников, возможность творческого применения знаний, элементарные навыки самообразования.
Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к обучению, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся; формировании их познавательных способностей; формировании общеучебных умений.
Деятельностный характер предмета "Иностранный язык” соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и пр.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Обучение должно носить развивающий характер и реализовывать основные принципы развивающего, компетентностного подходов.
Список использованной литературы
среднего образования (Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского) –
М.: РАО, 2009.
обучения иностранным языкам. - //ЯИШ, 2008, №4.
Информация о работе Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе