Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведённого исследования заключается в том, чтобы рассмотреть особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка на начальном этапе обучения.
Задачи:
Дать определения понятию особенности психо-лингвистического изучения иностранного языка в начальной школе.
Выявить психические и лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку………………5
2. Подходы к обучению иностранным языкам в начальной школе…..……10
3. Формирование основных компонентов учебной деятельности овладения иностранным языками и развития универсальных учебных умений……….13
4. Социальный компонент обучения иностранному языку …………………17
5. Психологические особенности младшего школьника……………………20
6. Развитие и контроль умений младших школьников………………………30
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.46 Кб (Скачать файл)

     Аудирование является одновременно средством и целью обучения. Оно дает возможность детям овладеть звуковой стороной языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Аудирование является также средством овладения детьми лексическими и грамматическими средствами общения.

    Аудирование как цель обучения означает развитие у детей умения понимать на слух:

    Основное содержание текстов с опорой на зрительную наглядность;

    Коротких сообщений педагогов и сверстников, построенных на знакомом языковом материале, в том числе в выражений классного обихода;

    Желание слушать тексты на иностранном языке возникает, если ребенок знает, зачем он слушает (мотив) и что будет в результате этого. Для этого прослушивание любого текста обязательно предваряется коммуникативной задачей. Для создания внутренней мотивации важно, чтобы текст соответствовал как интересам и потребностям детей, так и тому уровню трудности, который он могут легко преодолеть.

     В зависимости от полноты понимания информации различают 2 вида аудирования:

С полным понимание;

С понимание основного  содержания текста.

Аудирование как цель обучения, как умение понимать на слух информацию на иностранном языке развивают специально и целенаправленно. Для этого используются 2 группы упражнений:

Упражнения направленные на формирование механизмов аудирования, функционирование которых и позволяет понимать речь на слух. Примеры этих упражнений:

На дифференциацию звуков (долгих и кратких, межзубных и  свистящих и пр.);

На фонетический анализ слов;

Упражнения на развитие оперативной  памяти (словосочетания, отработка  предложений, рифмовок и пр.);

Упражнения на развитие вероятностного прогнозирования (завершение детьми фразы, предложения).

      Вторая группа упражнений включает упражнения на восприятие на слух и понимание основного содержания текстов, и полное понимание текстов. Данная группа упражнений связанна с аудиотекстом, которая включает 3 этапа:

Предтекстовый этап, включающий инструктаж, предтекстовые задания;

Текстовый этап – процесс  восприятия аудиотекста;

Послетекстовый этап – контроль понимания.

     В целях проверки понимания используются и тестовые формы контроля:

-альтернативный тест;

-тест множественного выбора

 

-тест на восстановление

Задание, направленное на проверку понимания, бывают двух видов:

Задание на контроль понимания  прослушанного;

Задание на творческую переработку  информации, связанные с развитием  у детей умений говорения и  письменной речи.

     Развитие умений читать на иностранном языке и понимать читаемое – другая важная цель начальной ступени общего образования. Согласно программе, по окончании 4 класса школьники должны уметь:

Выразительно читать в слух, с правильным ударением и интонацией;

Понимать основное содержание относительно несложных текстов;

Понимать содержание учебных  и несложных аутентичных текстов  полностью (инструкции, рецепты, меню и  т.д.);

Находить в тексте интересующую информацию.

Основную задачу во втором классе составляет формирование технических  навыков чтения на английском языке.

     Позже одновременно с изучением правил чтения дети учатся читать в слух и про себя несложные тексты. У детей развивается умение понимать содержание с извлечением полной и основной информации. Работа над текстом для чтения так же включает в себя 3 этапа (аналогично аудированию).

    Обучение аудированию и чтению представляют собой развитие непродуктивных речевых умений школьников.

    К продуктивным умениям относятся говорение и письменная речь.

    Формирование умений говорению является одной из ведущих целей начального иноязычного образования.

    Говорение имеет 2 формы – диалогическую и монологическую.

    В обучении диалогической речи используется два пути, которые можно условно назвать «путь снизу» и «путь сверху». В первом случае обучение происходит на основе элементарного диалогического единства, второй путь предусматривает обучение диалогу на основе диалога образца. Детям понятней и легче, когда обучение диалогу начинается с элементарных диалогических единств. Диалог – образец предлагается детям только тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики.

Работа с диалогом включает в себя 3 этапа:

Рецептивный этап – восприятие диалога и его понимания;

Репродуктивно-продуктивный этап – драматизация прослушанного  диалога в сходной ситуации общения  с обязательной модификацией;

Продуктивный этап, который  носит творческий характер – создание диалогов в новых ситуациях.

      Различают подготовленную и неподготовленную диалогическую речь. В современных УМК используют различные упражнения и приемы, связанные с развитием этих видов диалогической речи.

      В противоположность диалогической форме общения, устная монологическая речь является развернутым видом речи. В монологе, как организованном виде речи, заранее программируются отдельные мысли и монологическое высказывание в целом. У детей формируются умения как подготовленной, так и неподготовленной монологической речи. При этом важно различать 3 уровня высказывания: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный.

 

     Важную роль при обучении иноязычному говорению играют разного рода опоры: содержательные и смысловые. В начальной школе используются преимущественно содержательные опоры:

Вербальные (микротекст, текст, схема, план, ключевые слова);

Изобразительные (рисунок, сюжетные картинки и т.д.);

Обязательным требованием  является постепенное снятие опор.

Письмо и письменная речь в иноязычном общении в начальной  школе является средством и целью  обучения.

     У письма много общего с чтением, поэтому в начальной школе они взаимно поддерживают друг друга: письмо - это кодирование мысли графическими знаками, а чтение- это декодирование графических образов в слухо- речемоторный код речи.

    Техника письма обеспечивается графическими, каллиграфическими и орфографическими навыками.

    Технология обучения письму включает: ознакомление с написанием букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов.

    Умения письменной иноязычной речи у младших школьников формируются на основе материала, усвоенного в устной речи и с помощью речевых упражнений, включающих:

-репродуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание с опорой на текст-образец;

-репродуктивно-продуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание с опорой на план, ключевые слова, картинку, серию вопросов;

 

-продуктивные упражнения, когда дети составляют свое высказывание самостоятельно.

     Кроме того, для написания открытки и письма нужно владеть этикетными формулами, правилами организации текста письма.

     Контроль навыков письма осуществляется с помощью упражнений в списывании слов, предложений, короткого текста, а так же с помощью диктантов. Контроль письменной речи ориентированно на цели отраженные в программе и связан с написанием открытки, личного письма и короткого рассказа на осваиваемую тему.

Основная задача педагога – обеспечить:

-речевую инициативу детей и в устной и в письменной речи;

-обязательную возможность, для выражения детьми своих собственных мыслей и эмоций на иностранном языке;

-самооценку овладения различными умениями иноязычной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Рассмотрев актуальные вопросы обучения иностранным языкам в начальной школе, можно сделать вывод о том, что работа учителя на этом этапе преподавания языка имеет свою специфику. Учет возрастных особенностей и современных подходов к преподаванию должен способствовать достижению целей обучения, в центре которого стоит ученик, что соответствует личностно-ориентированной концепции современного образования.

     В каком возрасте начинать изучать иностранный язык – вопрос дискуссионный. Всегда были сторонники начала обучения иностранному языку как в самом раннем, так и в более позднем возрасте. Во многом это связано с социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка, концепциями, принятыми в тот или иной период.

    Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в системе образования. Российское начальное образование приобретает развивающий характер. Но, несмотря на, то, что термин "развивающее обучение” активно используется в психологической, педагогической и методической литературе, содержание этого понятия остается не вполне ясным, а ответы на вопрос, что такое развивающее обучение, довольно противоречивы.

    Специфика иностранного языка как учебной дисциплины определяется тем, что он, характеризуясь чертами, присущими вообще языку как знаковой системе, в то же время имеет целый ряд отличных от родного языка особенностей овладения и владения им. В то же время по целому ряду характеристик он существенно отличается и от любого другого учебного школьного предмета.

     Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

      Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

     В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности всех личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику и сформированы у него, но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников, возможность творческого применения знаний, элементарные навыки самообразования.

     Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к обучению, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.

     В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся; формировании их познавательных способностей; формировании общеучебных умений.

     Деятельностный характер предмета "Иностранный язык” соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и пр.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.

     Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

    Обучение должно носить развивающий характер и реализовывать основные принципы развивающего, компетентностного подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам. Поиск новых путей // ИЯШ 2009 №1.С 19-26
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: для учителя. – М.: Арктика, 2009
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе – М.: Просвещение,2010
  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 2009
  5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методике обучения иностранному иноязычному общению. – М.: Русский язык, 2007
  6. Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении иностранным языкам // ИЯШ. 2009. №4
  7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2010
  8. 12-летяя школа. Проблемы и перспективы развития общего

среднего образования (Под  ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского) –

М.: РАО, 2009.

  1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного

обучения иностранным языкам. - //ЯИШ, 2008, №4.

Информация о работе Психо-лингвистические особенности изучения иностранного языка в начальной школе