Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:52, лекция
Акцент – особый характер произношения, проявляющийся в отступлении от языковой нормы и свойственный носителям какого-л. языка или диалекта, говорящим не на родном языке.
Беседа – вид диалогической речи. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. может быть самым разнообразным: реплики-сообщения, реплики-побуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие и т. д.
Однокоренные (родственные) слова - это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож - сторожевой - сторожить» являются однокоренными, а слова «сторож и сторожи» - это две разные формы одного и того же слова.
Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. Основная синтаксическая функция глагола в предложении - быть сказуемым.
Прилагательное - часть речи, обозначающая признак (качество, свойство) предмета, обычно выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа и используемая в синтаксических функциях определения и сказуемого или его именной части. Во многих языках особенность прилагательных (или их части) - наличие степеней сравнения.
Имя собственное — имя существительное, обозначающее слово или словосочетание, предназначенное для называния конкретного, вполне определённого предмета или явления, выделяющее этот предмет или явление из ряда однотипных предметов или явлений. Имя собственное противопоставляется имени нарицательному. Во всех европейских языках и в большинстве языков мира, имеющих алфавит и различие между строчными и прописными буквами, имена собственные записываются с прописной буквы.
Служебные слова - слова, неспособные выступать самостоятельно как члены предложения и служащие для связи знаменательных слов во фразе (напр., союзы, предлоги) или для их грамматической (синтаксической) характеристики (напр., артикли).
Ударение - 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках); изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках); продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога.
Слог - минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый согласным звуками.
Лекция 23.
Категория Грамматическая - англ. grammatical category, фр. categorie grammaticale, нем. grammatische Kategorie, исп. categoria grammatical. Одно из наиболее общих свойств лингвистических единиц вообще или некоторого их класса, получившее в языке грамматическое выражение. Грамматическая категория падежа в русском языке. Грамматическая категория рода у прилагательных. (Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2007. – 576 с.)
Аффикс – (аффиксальная морфема, формальная морфема, формант) англ. Affix, фр. affixe, нем. Affix, исп. afijo. Морфема, выделяющаяся в составе словоформы, видоизменяющая значение остальной части слова, называемой по отношению к аффиксу базой, и в зависимости от положения в начале, середине или конце слова называемая пре-, ин- и суффиксом. … (Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2007. – 576 с.)
Навык – составной элемент умения как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. (из лекций Астафьевой Л. С. по курсу «Педагогика»)
Знание – понимание, сохранение в памяти умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы и т. д.) (из лекций Астафьевой Л. С. по курсу «Педагогика»)
Умение – владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. (из лекций Астафьевой Л. С. по курсу «Педагогика»)
Ассоциативная Связь - ... объединение … [понятий] по формальному или логико-семантическому признаку. … (Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2007. – 576 с.)
Обучение – это совместная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание. (Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – 334 с. )
Лекция.
1.Фонетика- раздел лингвистики, изучающий способы образования звуков человеческой речи и их акустических свойств. Аспект в практическом курсе обучения иностранному языку, имеющий целью формирование слухопроизносительных навыков. Фонетические навыки можно считать сформированными в том случае, если развился фонетический (смыслоразличительный) речевой слух и установились связи между слухоакустической, моторной и фонематическими сторонами речи, в результате чего произношение учащихся обретает достаточную степень точности. Требования, которые предъявляются к уровню слухопроизносительных навыков, зависят от целей и условий обучения, в некоторых случаях ограничиваются так называемым приемлимым произношением. Работа по постановке и коррекции произношения концентрируется во вводно-фонетическом курсе, сопроводительном курсе Ф., корректировочном курсе Ф. Отбор и распределение фонетического материала проводится на основе системы изучаемого языка; явления родного языка учащихся рассматриваются сквозь призму системы иностранного. В каждом из разделов изучение звуков, звукосочетаний, ритмических моделей слов должно сочетаться с изучением интонационных конструкций (ИК). Во вводно-фонетическом курсе предметом обучения по отношению к русскому языку является базисная русская Ф. (звуки и их основные противопоставления, ударения и модели слов, типы ИК). Сопроводительный курс Ф. строится с таким расчетом, чтобы снять имеющиеся трудности в работе над новым лексическим и грамматическим материалом; может проводиться в форме фонетической зарядки. Формирование слухопроизносительных навыков иноязычной речи требует тренировки слухового и речедвигательного анализаторов. Формирование слухопроизносительных навыков осуществляется имитативным и аналитико-имитативным методами. Для постановки правильной артикуляции одним из надежных приемов является опора на ощутимые моменты артикуляции. Постановке и коррекции произношения способствует также правильно организованная работа по профилактике и исправлению ошибок. Следует различать ошибки фонетические (искажающие звуковую форму, но не нарушающие содержание высказывания) и фонологические (искажающие звуковую форму и смысл).
2. Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Различают синхронное и диахронное словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахронное (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами.
Словообразование как раздел лингвистики окончательно сформировался лишь к 1950-60 годам благодаря работам Н.М. Шанского, Е.А. Земской и др.
3.Морфология - (от греч. morphe + logos – слово, понятие, учение). Грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также о частях речи и присущих им способах словообразования. М. вместе с синтаксисом составляют грамматику.
4.Синтаксис - (от греч. syntaxis составление). Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: 1) учение о словосочетании (С. словосочетания); 2) учение о предложении (С. предложения). С. вместе с морфологией составляют грамматику.
5. Грамматика - (от греч. gramma письменный знак, черта, линия). 1. Раздел лингвистики, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. 2. Строй языка, система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения. Значение изучения Г. определяется тем, что, в силу обобщающего характера своих законов, знание Г. облегчает овладение языком. В обучении иностранным языкам используется не просто лингвистическое описание грамматического строя языка, а педагогическая Г., отвечающая задачам обучения иностранному языку, учитывающая психологические закономерности процесса усвоения иностранного языка, формирование речевых умений и навыков. Составление педагогической Г. представляет собой редукцию грамматического материала изучаемого языка в соответствии с целями обучения и его целесообразную организацию с выделением и методическим описанием тех компонентов, которыми учащиеся должны овладеть для использования их в речи. Педагогическая Г. ориентируется на определенные цели и условия обучения, на конкретный контингент учащихся. Соответственно ориентации на виды речевой деятельности в методике разграничиваются пассивная, рецептивная, активная и продуктивная Г. Активная и пассивная Г. различаются не только по характеру использования приобретенных знаний в речевой деятельности, но и по составу. Активная Г. при описании языковых явлений идет от смысла к форме; при составлении грамматического минимума можно строго ограничить материал, отобрав самые употребительные способы выражения смысловых отношений и исключив синонимические. Пассивная Г. служит для анализа смысла сказанного или написанного; при отборе пассивного грамматического материала принцип исключения синонимических конструкций не может быть использован, так как речевые произведения, которые должен понимать учащийся в процессе обучения, могут содержать грамматические синонимы.
Отбор активного и пассивного грамматического материала для целей обучения производится по принципам частотности, образцовости, типичности, сочетаемости, репрезентативности. Отбор грамматического материала базируется на принципах тематико-ситуативной обусловленности и адекватного представления грамматической системы языка. Основными формами представления грамматического материала в учебном процессе являются теоретический комментарий, правила, схемы, таблицы, контекст, речевые модели и речевые образцы. При практической направленности занятий обучение Г. сводится к формированию у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.
В практике обучения используются два подхода к подаче грамматического материала: системно-структурный (на основе логико-смысловых категорий, т. е. с учетом выражаемых синтаксических отношений субъектно-предикатных, объектных, атрибутивных и др.) и функционально-смысловой (отбор и ведение материала определяется содержанием высказывания – выражение классификации лица, предмета, явления и т. д.). Обучение Г. ведется с учетом различных видов компетенции: языковой (понимание анализа грамматического явления), речевой и коммуникативной.
6. Часть речи-наиболее общие классы слов, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями. Учение о частях речи предполагает ряд принципов описания части речи и приложение этих принципов к характеристике отдельного слова как представителя той или иной части речи.
7. Имя существительное (существительное) — часть речи, которая обозначает предмет. Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения.
8. Имя прилагательное — часть речи, обозначающая признак предмета. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.
9. Имя числительное — часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте.
10. Местоиме́ние — часть речи, лишённая собственного лексического значения и употребляемая вместо того или иного имени существительного или прилагательного, не называя предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывая на них или на их отношение к иным предметам (явлениям и т. д.).
Существуют также классы лексем, обладающие свойствами местоимений и образуемые от местоимений, — прежде всего, это местоимённые наречия, а некоторые учёные выделяют и местоимённые глаголы, — но обычно их не объединяют с «именными» местоимениями.
11. Глагол — часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а,и)?. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого и подлежащего.
12. Наречие (термин образован с помощью не очень точной кальки с лат. adverbium) в языкознании — часть речи, как правило, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы типа «как?», «где?», «куда?», «когда?».
13. Причастие — форма глагола как с именными, так и с глагольными признаками. Например русский, венгерский языки имеют причастия, многие из эскимосских языков (сирениксий) также.
Причастие — особая форма глагола, обладающая как признаками глагола (время, возвратность и вид), так и признаками прилагательного (род, число и падеж). Также причастия делятся на действительные или страдательные. Причастия вместе с зависимыми словами образуют причастные обороты.
14.Предлог — служебная часть речи, выражающая синтаксические отношения между именем существительным, местоимением, числительным и словами других частей речи, а также между существительными. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.
Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловленна неоднородность предлогов. В течении 19-20 веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения — объективные, причинные, целевые и т.д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке 19 века публицистической и научной речи.
Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через, выражая пространственные (через горы) и временные (через века) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для , по.
15. Союз — служебная часть речи, оформляющая связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения. При помощи большинства союзов разграничиваются сочинительные или подчинительные связи. Специфика союза как связующего средства по сравнению с предлогами и союзными словами заключается в том, что его контакт с синтаксической конструкцией не закреплён никакими формальными показателями. В этом смысле союз, будучи неотъемлемым элементом образуемой синтаксической конструкции, в то же время сохраняет формальную автономность, которая отличает его, с одной стороны, от союзных слов, имеющих формы словоизменения, и, с другой стороны, от предлогов, служебная функция которых осуществляется во взаимодействии с падежной флексией.
Информация о работе Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий