Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:52, лекция

Краткое описание

Акцент – особый характер произношения, проявляющийся в отступлении от языковой нормы и свойственный носителям какого-л. языка или диалекта, говорящим не на родном языке.
Беседа – вид диалогической речи. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. может быть самым разнообразным: реплики-сообщения, реплики-побуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий Лекция Акцент.doc

— 863.00 Кб (Скачать файл)

Речевая деятельность - взаимосвязанные речевые действия, направленные на достижение одной цели. Перевод является одним из видов речевой деятельности наряду с письмом, чтением, говорением и т. д.

Семантика – 1. Учение о значениях слов 2. в языкознании – значение, смысл ( отдельного слова, оборота речи ).

Синтаксис – Отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.

Словосочетание – Сочетание двух или нескольких слов (в составе предложения), объединенных грамматически и по смыслу.

Содержание текста – объективная и достоверная значимость текста.

Сознание – 3. Способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности как свойство высшей нервной деятельности человека.

Социология – это наука, которая изучает общество (социум). Социология рассматривает общество с разных сторон: и как целостную систему, и как отдельные социальные институты, отношения и закономерности.

Стилистика – один из разделов языкознания, однако в той или иной мере с проблемами стилистического выбора сталкивается каждый: создавая любой текст, человек вынужден согласовывать его с требованиями практической стилистики.

Текст - это последовательное сочетание предложений и слов, которое образует законченное сообщение.

Эстетика - это учение о художественном творчестве и об искусстве в целом.

Язык – 1. Система звучных и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты работы  мышления и являющихся орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной словарно-грамматической системе, слог. 3. Речь, способность говорить.

 

Лекция 17.

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий способы образования звуков человеческой речи и их акустических свойств. Аспект в практическом курсе обучения иностранному языку, имеющий целью формирование слухопроизносительных навыков. Фонетические навыки можно считать сформированными в том случае, если развился фонетический (смыслоразличительный) речевой слух и установились связи между слухоакустической, моторной и фонематическими сторонами речи, в результате чего произношение учащихся обретает достаточную степень точности. Требования, которые предъявляются к уровню слухопроизносительных навыков, зависят от целей и условий обучения, в некоторых случаях ограничиваются так называемым приемлимым произношением. Работа по постановке и коррекции произношения концентрируется во вводно-фонетическом курсе, сопроводительном курсе Ф., корректировочном курсе Ф. Отбор и распределение фонетического материала проводится на основе системы изучаемого языка; явления родного языка учащихся рассматриваются сквозь призму системы иностранного. В каждом из разделов изучение звуков, звукосочетаний, ритмических моделей слов должно сочетаться с изучением интонационных конструкций (ИК). Во вводно-фонетическом курсе предметом обучения по отношению к русскому языку является базисная русская Ф. (звуки и их основные противопоставления, ударения и модели слов, типы ИК). Сопроводительный курс Ф. строится с таким расчетом, чтобы снять имеющиеся трудности в работе над новым лексическим и грамматическим материалом; может проводиться в форме фонетической зарядки. Формирование слухопроизносительных навыков иноязычной речи требует тренировки слухового и речедвигательного анализаторов. Формирование слухопроизносительных навыков осуществляется имитативным и аналитико-имитативным методами. Для постановки правильной артикуляции одним из надежных приемов является опора на ощутимые моменты артикуляции. Постановке и коррекции произношения способствует также правильно организованная работа по профилактике и исправлению ошибок. Следует различать ошибки фонетические (искажающие звуковую форму, но не нарушающие содержание высказывания) и фонологические (искажающие звуковую форму и смысл).

Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Различают синхронное и диахронное словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахронное (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. Словообразование как раздел лингвистики окончательно сформировался лишь к 1950-60 годам благодаря работам Н.М. Шанского, Е.А. Земской и др.

Морфология - (от греч. morphe + logos – слово, понятие, учение). Грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также о частях речи и присущих им способах словообразования. М. вместе с синтаксисом составляют грамматику.

Синтаксис - (от греч. syntaxis составление). Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: 1) учение о словосочетании (С. словосочетания); 2) учение о предложении (С. предложения). С. вместе с морфологией составляют грамматику.

Грамматика - (от греч. gramma письменный знак, черта, линия). 1. Раздел лингвистики, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. 2. Строй языка, система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения. Значение изучения Г. определяется тем, что, в силу обобщающего характера своих законов, знание Г. облегчает овладение языком. В обучении иностранным языкам используется не просто лингвистическое описание грамматического строя языка, а педагогическая Г., отвечающая задачам обучения иностранному языку, учитывающая психологические закономерности процесса усвоения иностранного языка, формирование речевых умений и навыков. Составление педагогической Г. представляет собой редукцию грамматического материала изучаемого языка в соответствии с целями обучения и его целесообразную организацию с выделением и методическим описанием тех компонентов, которыми учащиеся должны овладеть для использования их в речи. Педагогическая Г. ориентируется на определенные цели и условия обучения, на конкретный контингент учащихся. Соответственно ориентации на виды речевой деятельности в методике разграничиваются пассивная, рецептивная, активная и продуктивная Г. Активная и пассивная Г. различаются не только по характеру использования приобретенных знаний в речевой деятельности, но и по составу. Активная Г. при описании языковых явлений идет от смысла к форме; при составлении грамматического минимума можно строго ограничить материал, отобрав самые употребительные способы выражения смысловых отношений и исключив синонимические. Пассивная Г. служит для анализа смысла сказанного или написанного; при отборе пассивного грамматического материала принцип исключения синонимических конструкций не может быть использован, так как речевые произведения, которые должен понимать учащийся в процессе обучения, могут содержать грамматические синонимы. Отбор активного и пассивного грамматического материала для целей обучения производится по принципам частотности, образцовости, типичности, сочетаемости, репрезентативности. Отбор грамматического материала базируется на принципах тематико-ситуативной обусловленности и адекватного представления грамматической системы языка. Основными формами представления грамматического материала в учебном процессе являются теоретический комментарий, правила, схемы, таблицы, контекст, речевые модели и речевые образцы. При практической направленности занятий обучение Г. сводится к формированию у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности. В практике обучения используются два подхода к подаче грамматического материала: системно-структурный (на основе логико-смысловых категорий, т. е. с учетом выражаемых синтаксических отношений субъектно-предикатных, объектных, атрибутивных и др.) и функционально-смысловой (отбор и ведение материала определяется содержанием высказывания – выражение классификации лица, предмета, явления и т. д.). Обучение Г. ведется с учетом различных видов компетенции: языковой (понимание анализа грамматического явления), речевой и коммуникативной.

Часть речи - наиболее общие классы слов, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарем словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями. Учение о частях речи предполагает ряд принципов описания части речи и приложение этих принципов к характеристике отдельного слова как представителя той или иной части речи.

Имя существительное (существительное) — часть речи, которая обозначает предмет. Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения.

Имя прилагательное — часть речи, обозначающая признак предмета. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам, числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательные бывают определениями и сказуемыми.

Имя числительное — часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте.

Местоиме́ние — часть речи, лишённая собственного лексического значения и употребляемая вместо того или иного имени существительного или прилагательного, не называя предмет (явление и т. д.) или его характеристику, а лишь указывая на них или на их отношение к иным предметам (явлениям и т. д.). Существуют также классы лексем, обладающие свойствами местоимений и образуемые от местоимений, — прежде всего, это местоимённые наречия, а некоторые учёные выделяют и местоимённые глаголы, — но обычно их не объединяют с «именными» местоимениями.

Глагол — часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а,и)?. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого и подлежащего.

Наречие (термин образован с помощью не очень точной кальки с лат. adverbium) в языкознании — часть речи, как правило, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака предмета. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы типа «как?», «где?», «куда?», «когда?».

Причастие — форма глагола как с именными, так и с глагольными признаками. Например русский, венгерский языки имеют причастия, многие из эскимосских языков (сирениксий) также. Причастие — особая форма глагола, обладающая как признаками глагола (время, возвратность и вид), так и признаками прилагательного (род, число и падеж). Также причастия делятся на действительные или страдательные. Причастия вместе с зависимыми словами образуют причастные обороты.

Предлог — служебная часть речи, выражающая синтаксические отношения между именем существительным, местоимением, числительным и словами других частей речи, а также между существительными. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания. Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловленна неоднородность предлогов. В течении 19-20 веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения — объективные, причинные, целевые и т.д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке 19 века публицистической и научной речи. Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через, выражая пространственные (через горы) и временные (через века) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для , по.

Союз — служебная часть речи, оформляющая связь между частями сложного предложения, между отдельными предложениями в тексте, а также между словоформами в составе простого предложения. При помощи большинства союзов разграничиваются сочинительные или подчинительные связи. Специфика союза как связующего средства по сравнению с предлогами и союзными словами заключается в том, что его контакт с синтаксической конструкцией не закреплён никакими формальными показателями. В этом смысле союз, будучи неотъемлемым элементом образуемой синтаксической конструкции, в то же время сохраняет формальную автономность, которая отличает его, с одной стороны, от союзных слов, имеющих формы словоизменения, и, с другой стороны, от предлогов, служебная функция которых осуществляется во взаимодействии с падежной флексией. Осуществляя служебную функцию в рамках простого предложения, союз проявляет безразличие к грамматическим характеристикам соединяемых словоформ, к их принадлежности к той или другой части речи (У меня есть брат и сестра; Мальчик рисует и поет; Девочка умна и красива; Он пишет быстро и аккуратно; Он. пишет быстро и без ошибок). Каждый союз является носителем определенного квалифицирующего значения, т. е. способен с той или иной степенью конкретизации характеризовать отношение между соединяемыми частями конструкции. По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные (например, и, а, но, да, или): Он умеет читать и писать. Он высокий, а ты низковат. Ты читаешь, но не умеешь писать, и подчинительные (например, что, как, если, когда): Я знал, что ты придешь. Если бы ты не сказал, как бы я узнал об этом. Когда холодно, лучше оставаться дома. Сочинительный союз указывает на относительную смысловую автономность связываемых единиц; при помощи подчинительного союза выражается зависимость одной единицы от другой. Союзы оформляют такие виды отношений, как: соединительные (и, а, также и др.: Я знаю и ты знаешь. Я знаю, а он не знает.), разделительные (или, то ли... то ли и др.: Я скажу или не скажу. То ли он придет, то ли нет.), сопоставительные (тогда как, если... то и др.: Он знает об этом, тогда как ты нет. Если ты придешь, то вместе пойдем в кино.), сравнительные (как, словно, подобно тому как и др.: Красив как Аполлон. Темно, словно ночью.), изъяснительные (что, чтобы и др.: Я знаю, что он придет. Скажи, чтобы позвонил.), пояснительные (то есть, а именно: Он знает, то есть , у него есть информация. Не потом, а именно завтра.), временные (когда, с тех пор как: Когда он придет, мы пойдем в кино. С тех пор как он уехал, многое изменилось.), условные (если, при условии что: Если будет холодно, останемся дома. При условии, что он не пойдет, я пойду.), причинные (поскольку, потому что: Поскольку ты ушел, ты не можешь возражать. Ты не знаешь, потому что тебя не было.), уступительные и противительные (но, зато, хотя, вопреки тому что: Он ушёл, но зато ты пришёл. Хотя сегодня холодно, мне нравится такая погода.), ограничительные (только, разве что: Разве что ты не в курсе дела.), градационные (не только... но и, если не... то: В конференции участвовали не только студенты, но и аспиранты.). Значение союза может уточняться при помощи конкретизаторов, т. е. слов и словосочетаний, которые подключаются к союзу и с помощью которых выявляется конкретный вид отношения, обозначенный многозначным союзом. Значение сочинительного союза может уточняться с помощью таких, например, конкретизаторов: (и) потому, (и) в результате, (и) тем самым, (и) притом, (и) всё-таки, (и) несмотря на это, (и) наоборот, (но) зато, (но) только, (или) иначе. Типичный способ конкретизации подчинительных союзов, приводящий к образованию составного союза, — соединение многозначного союза с предложными сочетаниями, например: после того как, подобно тому как, ввиду того что, несмотря на то что, с той целью чтобы. Кроме конкретизаторов, непосредственно подключаемых к союзу, в оформлении связи между словами и предложениями принимают участие корреляты — позиционно не смыкающиеся с союзом служебные элементы, образующие вместе с ним двухместное союзное соединение. Различаются: семантически не специализированные корреляты: то, так (если... то, если...так), указывающие только на синтаксическую связь предложений, и специализированные корреляты: тогда, тут (разг.), значит, знать, следовательно. Те и другие могут употребляться совместно, образуя составной коррелят, в рамках которого компонент со специализированным значением оказывается в позиции уточнителя: (если)... то тогда, (если)... то значит, (раз)... то стало быть. Конкретизирующую роль при коррелятах первого типа могут выполнять такие модальные уточнители, как: во всяком случае, по крайней мере (Если не герой, то, во всяком случае, смелый человек). Корреляты могут осуществлять связующую функцию и самостоятельно, без участия союза: Прикажут — тут уж ничего не поделаешь (разг. речь). По своему строению все союзы делятся на: простые (однословные) — входят союзы и союзные частицы, неоднородные по своему формальному строению и назначению. Сюда относятся: а, будто, вроде, да, даже, едва, если, же, и, или, итак, как, как-то, когда, ли, либо, нежели (книжн.), но, пока, поскольку, пускай (разг.), пусть, раз, разве, словно, так, также, тоже, точно, хоть, хотя, чем, что, чтоб, чтобы. Среди простых союзов различаются два типа образований по их соотношению с другими частями речи. Одни из них (например, либо, нежели, но, поскольку) не имеют соответствий среди других частей речи, т. е. существуют в языке только в качестве союзов. Другие простые союзы и их аналоги, а также корреляты соотносятся с местоименными словами (например, что, чем, как, когда, так, то, тогда, тут), наречиями (вдобавок, вернее, далее, едва, иначе, наконец, напротив, особенно, пока, скорее, точно и др.), вводными словами (впрочем, значит, итак, кстати, например, правда и др.), частицами (будто, ведь, да, даже, если бы, ещё, же, и, или, именно, ли, лишь, пускай, пусть, разве, словно, так, тоже, только, хоть, хотя, чтобы, якобы и др.). В границах одного и того же слова союз и частица, союз и вводное слово во многих случаях не могут быть строго разграничены. составные (неоднословные) — по своему строению представляют собой нецельнооформленные соединения двух или более компонентов, каждый из которых одновременно существует в языке как отдельное слово. В образовании большинства составных союзов участвуют простые многозначные союзы и, а, что, чем, как, чтобы, если, только (например, и то, а именно, разве что, как будто, не то чтобы, как если бы, как только). Так сформированы составные союзы, включающие первообразный предлог (без того чтобы не, для того чтобы, до того как, из-за того что, между тем как, перед тем как, ради того чтобы), предлог, соотносимый с наречием (подобно тому как, помимо того что, после того как), отыменный предлог (в знак того что, во имя того чтобы, в результате того что, в связи с тем, что, в силу того что, на основании того что, под предлогом того что), отглагольный предлог (исходя из того что, несмотря на то что, смотря по тому что). По числу занимаемых в предложении позиций все союзы делятся на одноместные и неодноместные. Одноместный союз располагается между соединяемыми частями текста или позиционно примыкает к одной из них (и, но, зато, тем не менее, лишь только, в случае если, вопреки тому что); неодноместный союз располагается так, что его компоненты размещены в каждой части соединяемой конструкции (или... или, как... так и, хотя... но, не только... но и, стоило... как, хоть бы... а то). Неодноместные союзы могут быть многоместными и двухместными: Многоместный союз представляет собой сцепление нескольких позиционно разобщенных компонентов; как правило, это воспроизведение одного и того же или функционально близких компонентов: и... и... и, да... да... да, ли... ли... ли, или... или... или, не то... не то... не то, то... то... а то (и), либо... либо... то ли, будь то... или, или... или... а может быть и др. Двухместные союзы представляют собой соединения двух формально не совпадающих и позиционно разобщенных элементов. В образовании таких союзов помимо собственно союзов могут принимать участие частицы, модальные слова, наречия, а также фразеологизмы и устойчивые речения: мало того что... (еще и), не сказать чтобы... (но), если говорить о... (то) и др.

Частица - В классе частиц объединяются неизменяемые незнаменательные (служебные) слова, которые: участвуют в образовании морфологических форм слов и форм предложения с разными значениями ирреальности (побудительности, сослагательности, условности, желательности); выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики и оценки сообщения или отдельных его частей; участвуют в выражении цели сообщения (вопросительность), а также в выражении утверждения или отрицания; характеризуют действие или состояние по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или нерезультативности его осуществления. Перечисленные функции частиц группируются: в функции формообразования и в функции разнообразных коммуникативных характеристик сообщения. Общим для всех этих функций является то, что во всех случаях в них присутствует значение отношения, отношения (отнесенности) действия, состояния либо целого сообщения к действительности, отношения говорящего к сообщаемому, причем оба эти вида отношений очень часто совмещаются в значении одной частицы. Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами или междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены; во многих случаях частицы сближаются также с вводными словами. Значением частицы как отдельного слова является то отношение, которое выражается ею в предложении.

Междометие — это класс неизменяемых слов и словосочетаний, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других реакций. По ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом. Междометия не изменяются по родам и по числам. При использовании во множественном числе междометия становятся именами существительными. Термин междометие впервые появился в 1619 году в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (см. История русского литературного языка), в форме «между́метие» (буквальный перевод с лат. interjactio, в котором inter — «между», а jactio — «бросание; невольное высказывание»).

Существительные нарицательные служат общим наименованием класса единичных предметов: статья, дом, компьютер и т. д.

Переход Н. и. в собственные сопровождается утратой именем языкового понятия (например, "Десна" от "десна" - "правая"). Н. и. бывают конкретные (стол), отвлечённые, или абстрактные (любовь), вещественные, или материальные (сахар), и собирательные (студенчество).

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя — категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις 'падение', лат. casus от cadere — «падать». Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

Информация о работе Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий