Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 13:52, лекция

Краткое описание

Акцент – особый характер произношения, проявляющийся в отступлении от языковой нормы и свойственный носителям какого-л. языка или диалекта, говорящим не на родном языке.
Беседа – вид диалогической речи. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. может быть самым разнообразным: реплики-сообщения, реплики-побуждения, оценочные, уклончивые, поддерживающие, прерывающие, подхватывающие и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий Лекция Акцент.doc

— 863.00 Кб (Скачать файл)

Сейчас организация сталкивается не с последствиями войны, охватившей весь континент или мир, а с большим количеством мигрантов из разных стран, меняющим своё местожительство в поисках лучших экономических возможностей для себя и для своих семей. МОМ сотрудничает с правительствами, другими международными организациями и общественными объединениями в целях обеспечения повсюду в мире упорядоченного перемещения беженцев и иных лиц, нуждающихся в помощи в сфере международной миграции.

Двуязычие  (билингвизм), владение двумя языками; обычно – в ситуации, когда оба языка при этом достаточно часто реально используются в коммуникации. Наиболее типичный случай возникновения билингвизма – когда ребенок вырастает в семье, где родители говорят на разных языках (принцип «одно лицо – один язык»). Частный случай – когда няня или гувернантка, проводящая много времени с ребенком, говорит на другом языке и таким образом обучает ему ребенка. Все более распространенный случай – семья живет в иноязычном окружении, ребенок общается вне семьи на другом языке, чем дома (беженцы, иммигранты).

НФПК - Национальный фонд подготовки кадров - некоммерческая организация, созданная в 1994г. по решению Правительства Российской Федерации для реализации масштабных проектов в сфере образования.

Миссия Фонда:

Содействовать созданию условий для выхода российского образования на уровень современных требований посредством

  • поддержки инноваций, направленных на развитие системы образования;
  • разработки механизмов, обеспечивающих внедрение инноваций в массовую практику;
  • участия в формировании кадрового потенциала российского образования.

Дети-билингвы. Билингвы - это те, кто вырос в системе двуязычия. Когда в семье ребенок слышит один язык, а во дворе, в детском саду, на улице - другой (например, в бывших союзных республиках). Известны случаи билингвизма и в искусственно созданных условиях, когда отец говорил с сыном только по-английски, начиная с его рождения, и к пяти годам ребенок одинаково хорошо владел как русским

Семантизация  (от греч. semantikos обозначающий). Выявление смысла, значения языковой единицы; процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы.

Интерференция (от лат. inter – взаимно, между собой и ferio – ударяю, поражаю) — взаимоподавление одновременно осуществляющихся процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере, обусловленное ограниченным объемом распределяемого внимания.

Суггестопедия - направление, созданное болгарским психиатром Лозановым, позволяет задействовать резервы памяти и повышает объем и качество запоминаемого материала.

 

Лекция 20

Глагол – В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия.

Деятельность - Занятия, труд (научная деятельность, педагогическая деятельность).

Дидактический – Дидактика - Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения.

Иллюстративный – Иллюстрация – Рисунок, иллюстрирующий текст; поясняющий пример.

Комбинированный – Комбинировать - сочетать, соединять в какую-нибудь комбинацию.

Комбинация - Сочетание, взаимное расположение чего-нибудь.

Коммуникация - сообщение, общение (книжн.). Речь как средство коммуникации. Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение).

Корень – В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.

Метод - Способ действовать, поступать каким-либо образом, приём.

Методика - наука о методах преподавания; совокупность методов обучения  чему-нибудь, практического выполнения чего-либо.

Навык - умение, выработанное упражнениями, привычкой.

Направленность - Целеустремлённая сосредоточенность на чём-нибудь мыслей, интересов.

 Наречие – В грамматике: часть речи, обозначающая признак действия, другого признака (качества, свойства), реже предмета.

Орфографический – Орфография - Правила написания слов и их форм; само такое правильное написание.

Орфоэпический – Орфоэпия - Правила литературного произношения; само такое правильное произношение.

Предлог – В грамматике: служебное слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами (словом и формой слова).

Прилагательное – В грамматике: часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода.

Причастие - В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж).

Пунктуационный – Пунктуация - Правила написания слов и их форм; само такое правильное написание.

Семантизация – Семантика - Значение, смысл языковой единицы.

Синтез – Метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

Систематизация – Привести (водить) в систему

Система - Определённый порядок в расположении и связи действий; форма организации чего-либо.

Словообразовательный – Словообразование - Раздел языкознания, изучающий категории, законы образования производных слов и их строение.

Существительное – В грамматике: часть речи, обозначающая предмет и выражающая значение предметности в формах рода, числа и падежа.

Типология – Классификация, представляющая соотношение между разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом.

Умение - Навык в каком-либо деле, опыт.

 

Лекция 21

Лингводидактика – частная педагогика, наука о разработках методик обучения иностранному языку.

ТСО – технические средства обучения.

Дидактика (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению), часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования. Основные вопросы дидактики: -чему учить? -как учить? -когда учить? -зачем учить? -кого учить? -где учить?

Знание – результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности, совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.

Умение – способность делать что-либо, основанная на знании, опытности, навыке.

Навык – уменье, созданное привычкой, привычная реакция (человека или животного) на какое-н. раздражение, возникающая в результате многократного опыта.

Словообразование - 1) образование слова в языке по существующим моделям с помощью аффиксации, чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др. средств.2) Раздел грамматики, изучающий словообразование.

Грамматика - (греч . grammatike, от gramma - буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения. 2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

Урок - основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).

Корень - в лингвистике - непроизводная (простая) основа слова, не включающая никаких аффиксов. Корень - лексическое ядро слова, т. е. несет его основное вещественное значение.

Приставка – разновидность аффикса, морфема, стоящая перед корнем; то же, что префикс (грам.). Так в слове "переход" приставкой является "пере".

Суффикс - (лат . suffixus - прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке "дом-ик") или основой (в русском языке "широт-н-ый") и предшествующая окончанию.

Местоимение - часть речи - класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не называя его ("он", "это", "такой" и т. п.). По значению выделяются разряды местоимений, напр. в русском языке - личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределенные.

Коммуникация - (лат . communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем).

Материал - то, что служит основой, источником для образования, построения, развития чего-н. (книжн.). Материал для наблюдений. Учебные материалы (то, что служит для изучения). Сведения, данные, являющиеся основой какого-н. текста, сочинения (книжн.).

Существительное - класс полнозначных слов (часть речи), который включает в себя названия предметов и одушевленных существ и может выступать в предложении в функциях подлежащего и дополнения.

Лексика - (от греч . lexikos - относящийся к слову), 1) вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика нейтральная, просторечная и др.).

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Устная речь - звучащая речь, в противоположность письменной. Характеризуется меньшей регламентированностью.

Диалогическая речь – умение разворачивать диалог в соответствии с ситуацией общения, умение определить тему и содержание разговора, поддержать беседу.

Диалог - (греч . dialogos) 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях. Существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр (напр., диалоги Платона). 2) В переносном смысле - переговоры, свободный обмен мнениями, напр. политический диалог.

Интонация - (латин. intonatio) 1. Ритмико-мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона при произнесении (лингв.) 2. Тон, манера произношения, выговор, выражающие чувство, отношение говорящего к предмету речи (книжн.)

Клише - стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная фраза, выражение (напр., "Вопрос ждет своего решения").

Семантизация – процесс выявления значения лексической единицы, т.е. слова; результат этого процесса.

Синтаксический строй языка – предмет изучения синтаксиса как раздела языкознания; подразумевает под собой синтаксические единицы, связи и отношения между ними.

Предложение - одна из основных единиц синтаксиса, противопоставленная по формам, значению и функциям слову и словосочетанию. В широком смысле - любое высказывание, являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие. В узком, собственно грамматическом смысле - особая синтаксическая конструкция, имеющая в своей основе специальный абстрактный образец, организованная по законам данного языка и предназначенная для того, чтобы быть сообщением.

Простое предложение – монопредикативная конструкция; сложное предложение – полипредикативная конструкция, состоящая из двух или нескольких предикативных частей, объединенных по смыслу и интонационно.

Фонетика - (от греч . phonetikos - звуковой, голосовой) 1) акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка. 2) Раздел языкознания, изучающий способы образования звуков речи и их акустические характеристики.

Артикуляция - (articulation) - совместная деятельность голосовых связок, языка, губ и других органов для членораздельной речи, для произнесения звуков речи.

Синтагма - (греч . syntagma, букв. - вместе построенное, соединенное) 1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. 2) Сложный языковой знак, обычно двучленный, составленный из слов или морфем, соединенных определенным типом связи (напр., определительный).

Словосочетание -  простейшая непредикативная единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) двух и более слов.

Безударный гласный – гласный звук, находящийся не под ударением и требующий проверочного слово под ударением.

Орфография - (от греч . orthos - правильный и grapho - пишу) 1) правописание - система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов, их форм и значимых частей) на письме. 2) Раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему таких правил.

Информация о работе Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий