Структура, семантика и прогматика сравнительныз конструкций в английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Глаголы говорения неоднократно являлись объектом лингвистических исследований, в которых изучались их лексическая и категориальная семантика, а также функционирование в различных структурах. В лингвистической литературе достаточно полно описана номенклатура семантической структуры рассматриваемой группы глаголов на системно-парадигматическом уровне, также имеются данные, касающиеся особенностей их функционирования в предложении - высказывании. Однако до сих пор в лингвистике нет работ, рассматривающих функциональную категоризацию глаголов говорения с описанием механизма варьирования их категориального статуса с позиций функционально - семиологического и прототипического подходов к формированию категориального значения предикативных единиц.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Синтагматические свойства слова устанавливаются при рассмотрении слов как элементов синтагматической цепи. Существенными для описания при таком подходе являются их валентностные характеристики. Отсутствие или наличие зависимого от слова окружения, его структурная факультативность или обязательность, факторы, их определяющие, - все это в совокупности формирует синтагматический диапазон слова как единицы языковой системы. Реализация значений слов происходит в контексте вследствие определенной комбинации синтаксических, грамматических и лексических средств. Установлению степени влияния каждого из этих средств на реализацию глаголов говорения в контексте и посвящена настоящая статья. Характеризуя типы дискурса, в которых употребляются глаголы говорения, можно выделить текст, речь персонажей и речь автора, которую, в свою очередь, можно подразделить на препозиционную, интерпозиционную или стоящую в постпозиции к речи персонажей. Было выявлено, что наиболее характерным типом дискурса, в котором употребляются глаголы говорения, является речь автора, вводящая прямую речь - 50 % от общего объема глаголов, вошедших в выборку. Например: "I don't entirely understand it myself," Marvell answered slowly. В предложении глаголы говорения чаще всего выполняют функцию простого глагольного сказуемого - 83 %. Анализ синтаксического окружения глаголов говорения показал, что в большинстве случаев - 57 % семантическая незавершенность глаголов говорения требует окружения их предложно-именной группой. Роль зависимого окружения можно определить как конкретизацию идеи говорения.

Глаголы говорения с более простой семной структурой тяготеют к расширению своей семантики в синтагматике за счет уточнения: say, tell, ask, talk, speak, answer. Например: Dora began to say something to him, but he went off without looking at her.; Yet she had only to speak a few quiet words, put a finger on his sleeve placatingly.; He went instead to the Headmaster and told him the whole story.; He hefted the gun in his hand and asked a question with knitted black eyebrows. Глаголы, структура значения которых осложнена дифференциальными семами, оказываются более независимыми от контекста: blubber, chatter, chuckle, growl, grumble, inquire, moan, pray, pronounce, scream, shriek, spout, stammer, swear, taunt, wail, whimper, whine, yell. Например: "I'm not a baby-sitter," the tall man grumbled.; "Lewis is weak," pronounced Jane, "and you are strong because you're sure inside yourself."; "Who was spouting?"

Исследование синтаксического окружения также позволило выделить следующие разряды глаголов говорения, имеющих обязательное окружение: 1. прямо-предложно-переходные однообъектные глаголы: announce, chat, comment, confess, converse, cry, declare, discuss, murmur, reply, say, shout, utter, whisper. 2. прямо-беспредложно/предложно-переходные глаголы: answer, ask, call, command, inform, request, tell. 3. прямо-предложно-переходные двухобъектные глаголы: speak, talk. 4. прямо-переходные глаголы: bicker, claim, curse, exclaim, mumble, mutter, state. 5. предложно-переходные глаголы: brag, lie, respond. 6. беспредложно-переходные глаголы: query, question. В ходе анализа грамматических особенностей английских глаголов говорения в контексте оказалось, что наиболее характерным для глаголов говорения, как и для всех глаголов, является употребление в личной форме - 83 %, в изъявительном наклонении, в активном залоге - 79 %. Например: "But didn't he do it at that time?" inquired Mrs. Donelson sternly.; It sounded as if he was telling the truth.; They were still talking in low voices.; Michael had declared that he had no taste, even in so would-be charitable an atmosphere, for washing dirty linen in public. Это связано с тем, что глаголы говорения антропоцентричны и характеризуют действие с точки зрения его активности. Число употреблений глаголов говорения в страдательном залоге незначительно - 1.4 %: And he guessed, he began to know her so well, why the word had not been spoken: less a shyness than a kind of pride.; Famous names were already announced. Интересно отметить, что в подавляющем количестве примеров глаголы говорения используются в Past Indefinite. Это происходит вследствие того, что глаголы говорения наиболее характерны в повествовании, то есть при изложении событий, имевших место в прошлом, а также в разговоре о прошедших событиях. Среди неличных форм глаголов говорения, на первом месте по частотности употребления стоит инфинитив - 13 %: But it would have eased his heart to have told her everything himself.; He decided that Toby must be spoken to. Это связано с тем, что форма инфинитива является наиболее гибкой (среди неличных форм) как в смысловом отношении, так и в плане функций, выполняемых в предложении. Глаголы, составляющие ядро лексико-семантической группы глаголов говорения: say, tell, ask, talk, speak, проявляют большую способность выступать в разных личных и неличных формах. Особо необходимо отметить глаголы tell и say, которые в этом плане можно назвать универсальными глаголами. Это связано как с общей высокой частотой, так и с их простой семной структурой. Для средне- и малочастотных глаголов преобладающим оказывается употребление в Past Indefinite Active.

Синтаксическими индикаторами при глаголах говорения являются дополнения и обстоятельства. Изучение дополнений показало, что, в основном, в этой функции выступают существительные и местоимения. Однако если в функции прямого дополнения на существительные приходится и местоимения приходится приблизительно одинаковое количество примеров - 38 % и 37 % соответственно, то в функции беспредложного косвенного дополнения наиболее характерны местоимения - 78 %, а в функции предложного косвенного дополнения - существительные. Интересно отметить, что в функции прямого дополнения частотны существительные, непосредственно связанные с процессом говорения как question, word, story, truth, lie, name, а также существительные, обозначающие приветствие или молитву, например: He had said those words to comfort her.; «Okay, I was only asking a natural question. » Toby now wanted to say his prayers. Анализ сочетаемости глаголов говорения с предложным косвенным дополнением позволил определить глаголы speak и talk как обладающие высокой способностью к управлению. Они могут образовывать предложные косвенные дополнения с шестью разными предлогами. Например: "And I won't find anything if I can't talk to anybody."; "I don't know, he never talks about her."; some of his supporters were talking of shifting to Jackson; "Di doesn't talk with strangers."; They were talking at each other in center stage.; no one would ever dare talk against a judge or his wife. Кроме того, глаголы speak и talk могут одновременно иметь два предложных косвенных дополнения, вводимых разными предлогами: " last week James spoke to us about repentance."; Mavis was at the Hall of Justice talking to her lawyers about bail bond; Then Catherine spoke to Michael of her brother. Средняя способность к управлению свойственна глаголам tell, say, ask, answer, сочетающимся с 3-5 предлогами. Остальные глаголы отличаются низкой способностью к управлению.

Обстоятельство является факультативным элементом окружения глагола и, однако, именно обстоятельство способно конкретизировать значение того или иного глагола. Главную роль в этой функции выполняет обстоятельство образа действия, составляющее 60 % от количества примеров, в которых глагол говорения определяется обстоятельством. В преобладающем количестве примеров обстоятельство образа действия характеризует не столько темп речи или ее громкость, сколько ее тон, манеру и эмоциональную окрашенность. Например: "Augh!" she said viciously; "I must finish my tour of inspection," she said abruptlу; "They wouldn't... misrepresent," said Rachel tonelessly; Rachel was forced to say firmly: "Lewis, I cannot feel comfortable here any longer." Следует также отметить, что в качестве синтаксического окружения глаголов говорения нередко выступают существительные, соотносимые с ЛСГ глаголов говорения: voice, tone, whisper, laugh, breath, question, word, story, language. Например: "This is the visitors' chapel," said Mrs. Mark, speaking in such a low whisper that Dora could hardly hear her.; "Amen," said Rachel under her breath; "Thank you," said Dora in a low voice. Анализ широты синтаксических связей глаголов говорения дал возможность выявить наиболее частотные синтаксические конструкции:

ГГ (глагол говорения) + О.,

ГГ + ДПр.,

ГГ + ПКД,

ГГ + ПД,

ГГ + БКД + ДПр.,

ГГ + БКД + ПД.

где О. - обстоятельство, ДПр. - дополнительное придаточное предложение, ПД - прямое дополнение, ПКД - предложное косвенное дополнение, БКД - беспредложное косвенное дополнение.

Глагол является организующим центром синтаксической конструкции предложения. Понятийная отнесенность в глагольных синтаксических конструкциях задается переменным компонентом - синтаксическими индикаторами. Постоянный компонент - глагол - обычно характеризуется сдвигом значения. При функционировании в речи словозначение глагола может не только ослабить или акцентировать одну из сем, значимую для ситуации общения, реализовать те или иные системные ассоциативные признаки, но и приобрести речевые окказиональные семантические признаки как следствие взаимодействия значений в тексте. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: синтаксическая конструкция сама по себе не является смыслоразличающим фактором; роль смыслоразличающего критерия при выделении значений глаголов говорения играет синтаксическая конструкция в сочетании с указательной силой синтаксических индикаторов.

Таким образом, можно сказать, что глаголы говорения относятся к группе глаголов, в которой наиболее отчетливо ощущается взаимосвязь функционального назначения глаголов, их лексического выражения и синтаксических конструкций.

 

  • 2.2 Перформативные характеристики глаголов говорения

  • глагол говорение семантический перформативный

    В генеративной грамматике всякое высказывание, содержащее иллокутивный глагол, считается перформативным. Согласно так называемой перформативной гипотезе, выдвинутой Дж. Россом, в глубинной структуре любого повествовательного предложения содержится перформативная формула "Я говорю тебе, что...". "All declarative sentences occurring in contexts where first person pronouns can appear derive from deep structures containing one and only one superordinate performative clause whose main verb is a verb of saying". В связи с этим, глаголу "говорить" придается статус перформатива.

    В 70-х гг., когда теория перформативности заинтересовала лингвистов и началась активная ее разработка, возник спор о статусе глагола "говорить".

    Ю.Д. Апресян использует детализированную и расширенную номенклатуру речевых актов. Его базовым тезисом является тезис о приоритете перформативной формулы перед перформативным глаголом. То есть значение перформативности глагола определяется его употреблением, перформативным контекстом, поэтому основные свойства перформативных глаголов мотивируются первичными свойствами перформативных высказываний: недлительностью, равносильностью действию, интенциональностью, уникальностью и т.д. Он также утверждает, что глагол «говорить» является не чисто перформативным, и в таком предложении, как «Я говорю, что он заблуждается», он выполняет анафорическую функцию, отсылает к тому, что уже было сказано до данного акта речи. "Обычно глагол считается перформативным, если для него возможно такое употребление формы 1 лица единственного числа настоящего времени активного залога индикатива, которое равносильно однократному выполнению означенного этим глаголом действия".

    В. В. Богданов считает, что перформативный глагол «говорить» может обусловливаться целым рядом его прагматических, семантических и синтаксических особенностей, а именно: а) перформатив должен удовлетворять условию искренности говорящего. Это значит, что говорящий не должен притворяться или разыгрывать слушающего; б) перформатив не может быть истинным или ложным, он может быть только удачным или неудачным; в) в качестве перформатива обычно употребляется глагол речевой деятельности со значением вопроса, утверждения, побуждения, обещания, гарантии, извинения и т. д.; г) перформатив не может содержать в себе отрицательных или модальных слов; д) перформатив обычно выражается в настоящем времени, 1 лица, единственного числа, изъявительного наклонения.

    Однако, как отмечает З. Вендлер, глагол «говорить» имеет также и более «слабый» смысл: можно «говорить» отдельные слова, предложения, чепуху, скороговорку, бесмыссмысленные слоги и так далее, не осуществляя при этом никаких иллокутивных актов. Но в таком случае ответом на вопрос Что он сказал? будет повторение произнесенного текста – пословное или, возможно, пофонемное. Между тем, если в вопросе Что он сказал? глагол «сказать» понимается в общеперформативном смысле, то ответом будет, как правило, косвенная передача прямой речи, при которой всегда возможно, а часто даже и требуется, изменение лексики и синтаксиса воспроизводимого высказывания. Таким образом, оказывается, что «говорение» чего-либо в сильном смысле слова предполагает возможность косвенного воспроизведения сказанного.

    Существенным является тот факт, что класс перформативов не должен смешиваться с классом перлокутивных глаголов. Например, сравним различие между иллокутивными глаголами argue «отстаивать точку зрения» и warn «предупреждать» и перлокутивными convince “убеждать” и deter “удерживать”.

    Первые два – чистые глаголы говорения, то есть служат для описания того, что делает говорящий, а использование вторых двух глаголов предполагает ситуацию, в которой принимает определенное участие и слушающий. Можно отстаивать точку зрения, но не убеждать аудиторию; можно предупреждать человека, чтобы он не делал чего-то, и не удержать его от поступка. Исходя из выше изложенного, З. Вендлер утверждает, что перлокутивный аспект вообще не входит в круг перформативных глаголов.

    Тем не менее, глагол «говорить», акцентируя внимание на необходимости обнаружить модус, строго не детерминирует ту точность, строгость и другие характеристики, которые несут в себе различные действия. Интересно отметить, что такие, относительно стилистически нейтральные глаголы, как утверждать, предсказывать, предупреждать, для разговорной речи нехарактерны, хотя смысл, передаваемый ими, бывает необходим для выражения и в разговорной речи. В этом случае в разговорной речи используется также глагол «говорить» с такими обстоятельствами, как точно, ясно и прямо. Конструкция Я точно говорю в позиции модуса означает не точность языкового оформления мысли, а имеет модальный смысл, который можно приблизительно сформулировать так: гарантирую, что последующая пропозиция истинна, и поэтому модальные конструкции с названными обстоятельственными словами оказываются максимально близки к конструкциям с перформативными глаголами.

    Перформативный глагол говорить (сказать) принято считать универсальным глаголом речи, нейтральным по отношению к содержанию речевых актов.

    Как отмечает Н.Д. Арутюнова, он действительно может предварять прямую речь независимо от ее смысла и цели и имеет мало ограничений на введение косвенной речи. Однако он становится чувствительным к содержанию высказывания тогда, когда он заменяется классификатором. Глагол говорить сочетается со словами общей истинностной оценки (говорить правду, неправду, ложь), но он не соединяется с такими очевидными классификаторами истины и лжи, как факт, ошибка, заблуждение. Автор делает акцент на том, что глагол говорить прежде всего обращен к слову и словам. Говоря, человек произносит слова, собранные во фразы. «Везде, где объект может быть переведен на язык слов, употребителен глагол говорить: говорить приятные слова (комплименты), говорить неприятные слова (гадости, грубости и т.д.), говорить бессмысленные слова (вздор, чушь, чепуху, ерунду, нелепости), говорить глупые слова (глупости), говорить остроумные слова (остроты, шутки)». Таким образом, перформатив формирует высказывание, произнесение которого равнозначно совершению действия, к которому данное высказывание отсылает. Перформатив входит в контекст жизненных событий, создавая социальную, коммуникативную или межличностную ситуацию, влекущую за собой определенные последствия.

     

     

    Заключение

    В ходе проделанной работы установлено, что семантически глаголы SAY, TELL, SPEAK и TALK несут в себе один интегральный признак «говорение», в то время как остальные языковые единицы имеют в своем семантическом значении дифференциальные признаки. В связи с этим, глаголы SAY, TELL, SPEAK и TALK отнесены к ядерной зоне, а их синонимы – к периферийным зонам.

    В связи с тем, что данные когнитивные признаки были выявлены в соответствии с семантическими компонентами синонимических рядов глаголов SAY, TELL, SPEAK и TALK по отдельности, интерпретация данных признаков приводит к построению общей модели языковой репрезентации концепта «ГОВОРЕНИЕ». Так, мы можем выделить основные четыре группы способов объективации исследуемого глагола, а именно:

    1. «Манера  говорения». Речь характеризуется  как звуковой образ, наделенный определенными качествами. К физическим характеристикам мы можем отнести: тональность (высоко, низко), громкость (громко, тихо), вокальные характеристики (звонкость, хриплость, шепот), темп (быстро, медленно), количество (много, мало) и артикуляция (с дефектами, отчетливо, неразборчиво).

    2. «Форма изложения». Здесь указывается на форму  выражения мыслей, например: describe –  описывать, inform – информировать, manifest – обнародовать, провозглашать, declare – объявлять, mention – упоминать. В  данную группу можно также отнести языковые единицы, имеющие в своем значении отрицательную эмоциональную окраску: patter – тараторить, gabble – трещать, palaver – льстить.

    Информация о работе Структура, семантика и прогматика сравнительныз конструкций в английском языке