Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:36, курсовая работа
Предмет - приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматриваются понятия звук речи, фонетические процессы, описывается классификация звуков русской речи, разграничиваются понятия «звук» и «буква. Во второй главе представлен анализ методической литературы, посвященной работе со звуком и буквой в начальной школе, представлен сравнительный анализ двух программ обучения «Гармония» и «Начальная школа 21 века. Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит комплект заданий для опытно-практической работы.
2.3. Описание опытно-практической
работы по совершенствованию
фонетических представлений
Рассматриваемые
Опытно-практическая работа была проведена во время государственной практики.
Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности фонетических представлений учащихся 3 «А» класса гимназии «Ступени» №4, обучающегося по учебнику «Русский язык» авторов Иванова С.В., Евдокимова М.И. и др., входящего в учебно-методический комплекс «Начальная школа ХХI века» для четырёхлетней начальной школы.
Обследование учащихся было проведено 5 февраля. В 3 «А» классе обучается 24 человека (приложение 1).
На первом этапе контролировались следующие умения:
умение ставить ударение в словах;
умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую;
умение различать звонкие и глухие согласные звуки;
умение различать твердые и мягкие согласные звуки;
умение переводить звуковую запись слова в буквенную;
умение определять значение буквы в зависимости от позиции;
умение производить фонетический анализ слова (полный).
В результате констатирующего этапа установлено количество учащихся, допускающих ошибки при выполнении того или иного задания (таблица 3).
Таблица 3.
Результаты констатирующего этапа.
Проверяемые знания |
Контроль | |
Умение ставить ударение в словах |
6 чел. |
25 % |
Умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую |
5 чел. |
21 % |
Умение различать звонкие и глухие согласные звуки |
5 чел. |
21 % |
Умение различать твердые и мягкие согласные звуки |
4 чел. |
16 % |
Умение переводить звуковую запись слова в буквенную |
14 чел. |
58 % |
Умение определять значение гласных букв в зависимости от позиции |
10 чел. |
42 % |
Умение производить фонетический анализ слова (полный) |
7 чел. |
39 % |
Мы видим, что наибольшее количество ошибок допущено при переводе звуковой записи слов в буквенную, при анализе значения гласных букв в зависимости от позиции, при проведении фонетического анализа слов.
Причины допущенных ошибок могут быть различными:
1) смешение понятий «буква» и «звук»;
2) неумение правильно вычленять
звуки из слова и
3) неправильное определение ударного слога;
4) неверное деление на слоги.
Согласно полученным результатам были разработаны задания, позволяющие совершенствовать фонетические знания и умения. Весь комплект упражнений представлен в приложении 2. В комплексе представлены следующие виды заданий:
Найди букву и назови звуки.
Найди общий звук в словах.
Найди лишнее слово (по фонетическим признакам).
Запиши слово по данной транскрипции.
Сопоставь количество букв и звуков в слове.
Произведи фонетический разбор.
Слуховые диктанты.
Артикуляционные зарядки.
Фонетические игры.
Очень важным стимулирующим фактором в обучении является создание ситуации успеха на уроке. Задания программировались и планировались таким образом, чтобы каждый ученик мог почувствовать свой, пусть небольшой, но успех.
Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.
Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, использовались не только разнообразные методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (иллюстрация), практические (упражнение, практические работы, дидактические игры), но и различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа.
По окончании опытно-практической работы было проведено повторное обследование учащихся. Дата проведения – 5 марта (приложение 3). Были получены следующие результаты (см. таблица 4).
Таблица 4.
Результаты контрольного этапа.
Проверяемые знания |
Контроль | |
Умение ставить ударение в словах |
3 чел. |
16 % |
Умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую |
3 чел. |
16 % |
Умение различать звонкие и глухие согласные звуки |
4 чел. |
20 % |
Умение различать твердые и мягкие согласные звуки |
4 чел. |
20 % |
Умение переводить звуковую запись слова в буквенную |
7чел. |
30 % |
Умение определять значение гласных букв в зависимости от позиции |
4чел. |
20 % |
Умение производить фонетический анализ слова (полный) |
5 чел. |
24 % |
Мы видим, что количество ошибок в данном классе значительно снизилось.
Результаты проверок показали, что проводимая нами работа с использованием как традиционных видов упражнений, так и специально разработанных комплектов упражнений позволила не только повторить, но и закрепить фонетические знания и умения учащихся.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию фонетических умений, использование разнообразных методических и дидактических средств, проблемных ситуаций, проблемно-познавательных задач, дидактических игр, вовлечение всех учащихся в процесс обучения с учетом их индивидуальных способностей позволяет достичь хороших результатов. Индивидуализация и дифференциация обучения дает возможность решить те нелегкие проблемы, которые возникают в процессе формирования фонетических представлений.
Работа с фонетическими явлениями позволяет учащимся лучше понять и осознать не только родную речь, но и орфографические правила: «сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «ь разделительный», «употребление ъ в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании»[21, C.231].
Работу по формированию фонетических умений и навыков важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Без работы над фонетическим уровнем языка невозможно дальнейшее обучение в школе.
Так же на основе звукобуквенного и слогового анализа слова можно привлечь внимание детей к звуковой стороне родного языка, его мелодичности, возможности через звук и сочетание звуков отразить те или иные явления действительности (например, шорох осенней листвы); всемерно способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития и формирования навыков грамотного письма.
Заключение
Изучив и систематизировав теоретический материал, мы можем делать следующие выводы:
Фонетическая система русского языка явление сложное и многоплановое. Ее основу составляет классификация звуков речи:
Таблица 1
Классификация согласных звуков.
Способ образования |
По действующему органу | ||||||||||
Губные |
Язычные | ||||||||||
Двугубные |
Губно-зубные |
Передне-язычные |
Средне-язычные |
Задне-язычные | |||||||
Твердые |
Мягкие |
Твердые |
Мягкие |
Твердые |
Мягкие |
Мягкие |
Твердые |
Мягкие | |||
Смычные |
Звонкие |
б |
б' |
д |
д’ |
г |
г‘ | ||||
Глухие |
п |
п’ |
т |
т‘ |
к |
к‘ | |||||
Щелевые |
Звонкие |
в |
в’ |
з, ж |
з‘, ж‘ |
j |
|||||
Глухие |
ф |
ф‘ |
с, ш |
с‘, ш‘ |
х |
х‘ | |||||
Слитные |
Глухие |
ц |
ч‘ |
||||||||
Смычно-проход-ные |
Боковые |
Сонорные |
л |
л‘ |
|||||||
Носовые |
м |
м‘ |
н |
н‘ |
|||||||
Дрожащие |
р |
р‘ |
Таблица 2
Классификация гласных звуков.
Подъем |
Ряд | ||||
Передний |
Передне-средний |
Средний |
Средне-задний |
Задний | |
Верхний |
[и] |
[у] |
[ы] |
[у] | |
Верхне-средний |
[иэ] |
[ц] |
[ыъ] |
||
Средний |
[л] |
[ъ] |
[о] | ||
Средне-нижний |
[э] |
[эъ] |
[аъ] |
[۸] |
|
Нижний |
[д] |
[а] |
Основными понятиями, умениями и навыками в области фонетики и графики учащиеся овладевают уже в букварный период. Они получают сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых, парных и непарных согласных, делают звукобуквенный анализ слов. В дальнейшем эти знания систематизируются и конкретизируются, включаются в решение новых познавательных задач. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.), получают представление о возможном расхождении произношения и обозначения звуков в слове.
В первом классе учащиеся изучают звуки речи гласные (ударный, безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение, учат алфавит. Во втором классе дети закрепляют названия букв, алфавитный порядок, способы переноса, устанавливают несоответствие между звуками речи и обозначением их на письме. В третьем классе знакомятся с планом фонетического разбора, изучают написание и перенос слов с удвоенными согласными. В четвертом классе закрепляются и обобщаются все полученные знания по данной теме.
Работа над фонетическими представлениями помогает при изучении таких орфографических правил, как «сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «ь разделительный», «употребление ъ в середине слова», «двойные согласные», «ударение», «безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании».
На протяжении всего курса фонетики осуществляется знакомство с важнейшими нормами литературного произношения: произношение гласных в первом предударном слоге, произношение некоторых звуковых сочетаний (например, твердый и мягкий согласный перед [э], сочетание [шт] в некоторых словах, произношение слов: что, конечно), нормативная постановка ударения в словах с колеблющимся ударением. Фонетический разбор прививает детям необходимые с орфоэпической точки зрения умения и навыки: умение на слух воспринимать звуковой состав слова, выделять нужный звук, не смешивать звук ибукву, правильно определять место ударения.
В работе над фонетическими представлениями учащихся следует обращать внимание на такие условия:
опора на практическое усвоения языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области;
постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка;
установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква;
проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса;
тренировка слуха, тренировка пишущей руки;
образцы хорошего произношения и каллиграфического письма.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что её теоретическую часть можно использовать при подготовке к семинарским занятиям в колледже, а практическую часть можно использовать при проведении дополнительных занятий в начальной школе, тестовые задания могут быть использованы на факультативных занятиях.
Литература
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М.: Айрис-пресс: Рольф, 2002 – 816 с.;
Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977 – 175с.;
Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия. Том 45.– Государственной научное издательство «Большая советская энциклопедия» 1956 – 672 с.;
Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М.: Дрофа, 2005 – 384 с.;
Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – 190 с.;
Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка, Л, 1948. – 60 с.;
Журова Л.Е., Рудницкая В.К. Грамота. – М.: Вентана-Граф, 2001- 210с.;
Журова Л.Е., Евдокимова А.О. и др. Чтение и письмо. – М.: Вентана-Граф, 2001 - 210с.;
Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Просвещение, 1973 –304 с.;
Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. Часть 1. – Москва: Academia, 1998. – 305 с.;