Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:36, курсовая работа
Предмет - приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматриваются понятия звук речи, фонетические процессы, описывается классификация звуков русской речи, разграничиваются понятия «звук» и «буква. Во второй главе представлен анализ методической литературы, посвященной работе со звуком и буквой в начальной школе, представлен сравнительный анализ двух программ обучения «Гармония» и «Начальная школа 21 века. Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит комплект заданий для опытно-практической работы.
Введение
Фонетические знания очень важны для школьников, так как они тесно связаны с графикой и проявляются в орфографической грамотности и орфоэпических нормах, а также способствуют осмысленному и глубокому усвоению родной речи.
Как сформировать фонетические представления учащихся начальной школы так, чтобы они стали прочной базой для дальнейшего освоения языковой системы – вот проблема над которой работает каждый учитель начальной школы.
Теоретической основой работы являются труды Т.П. Сальниковой, С.Л. Соловейчик, К.Д. Ушинского, Л.В. Щербы, Б.Т. Панова и др.
Объектом исследования является фонетическая система русского языка.
Предмет - приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматриваются понятия звук речи, фонетические процессы, описывается классификация звуков русской речи, разграничиваются понятия «звук» и «буква. Во второй главе представлен анализ методической литературы, посвященной работе со звуком и буквой в начальной школе, представлен сравнительный анализ двух программ обучения «Гармония» и «Начальная школа 21 века. Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит комплект заданий для опытно-практической работы.
Глава I. Теоретические основы фонетики.
Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
В нашей жизни мы слышим множество звуков. Звук - быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха. Передача звуков происходит по законам акустики, и воспринимаются звуки органами слуха. Акустические свойства звука – это воспринимаемые на слух его физические характеристики: периодичность/не периодичность колебания воздуха, амплитуда, частота и длительность колебаний. Среди слышимых звуков следует также особо выделить фонетические, речевые звуки и фонемы, из которых состоит устная речь, и музыкальные звуки, из которых состоит музыка. Различия физических характеристик позволяют устанавливать у одних звуков тон, у других шум, у третьих и тон, и шум.
Тон, или голос, - это звучание, получаемое в результате периодических колебаний напряженных голосовых связок под воздействием струи воздуха.
Шум - это звучание, получаемое в результате непериодических колебаний воздуха при преодолении воздушной струей различных преград, образуемых речевыми органами в полости рта. Звуки речи представляют собой комбинации тона и шума.
Говорящие на русском языке знают, что в слове «а» - один звук, это звук [а], в слове да - два звука: [д] и [а] в слове дам три звука: [д], [а], [м]. Мы легко можем произнести эти слова и узнать их в чужой речи. Чтобы узнавать слова, говорящие должны произносить звуки, из которых эти слова состоят, одинаково [а], [да], [дам].
Но вместе с тем по одному только слову, произнесенному хорошо знакомым нам человеком, мы узнаем этого человека, даже не видя его. Более того, мы можем понять, здоров ли этот человек или болен, в хорошем он настроении или в плохом. Это значит, что в одном том же слове каждый человек произносит звуки по-своему. И не всегда одинаково. А раз звуки отличаются друг от друга, следовательно, это разные звуки. Можно сказать, что мы и не можем произнести одно и то же слово дважды совершенно одинаково. Как бы мы ни старались, звуки все же будут отличаться по высоте тона, длительности, динамике и тембру.
Почему же мы считаем все-таки, что одно и то же слово, произнесенное разными людьми, - это одно и то же слово с одним и тем же составом звуков? Во-первых, некоторых различий между звуками мы не слышим, они находятся за пределами человеческого восприятия; Во-вторых, в нашем языковом сознании каждый звук представлен не точкой, а зоной, областью рассеивания. Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, отождествляются с говорящим и воспринимаются слушателем как один и тот же звук.
Различают звуки речи и звуки языка. Звук речи - конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Это точка в артикуляционном и акустическом пространстве. Звук языка - это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество; это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Это уже не конкретный звук, а абстракция. В дальнейшем, говоря о звуках, мы будем иметь в виду чаще все звуки языка. Звуки делятся на гласные и согласные. Звуки языка являются предметом изучения таких наук о языке, как фонетика и фонология.
Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), отдел языкознания, изучающий звуковой строй (звуковую структуру) языка [3,297].
Фонология (от греч. phone – звук и lуgos — слово, учение), или функциональная фонетика, - учение о звуковой материи языка с точки зрения её функций – построения и различения значимых единиц языка (морфем, слов, фраз) [3, 301].
Фонетика изучает способы образования звуков речи и их изменения в речевом потоке. Фонетические знания помогают нам в усвоении правильного облика слова, в установлении закономерных отношений между звучанием слова и его написанием [5, 65]. Фонология рассматривает их с функциональной точки зрения, то есть звуки в фонологии рассматриваются как смыслоразличительные единицы [8, 35]. Для обозначения звуков с функциональной стороны используется термин фонема. Фонема – языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и фонем [7, 106]. Фонема проявляется в речи в отдельных конкретных звуках; она может включать в пределах известного диапазона несколько разновидностей звуков в физическом соотношении, поскольку они не выступают по отношению друг к другу смысловыми различителями значимых элементов. Например: сопоставив слова кот и код, мы установим различие в качестве согласных звуков [т] и [д] по глухости/звонкости; следовательно, [т] и [д] различают оболочки слов, поэтому данные единицы речи являются фонемами.
Звуки изменяются и взаимодействуют между собой в речевом потоке, это взаимодействие называется основными фонетическими процессами. Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Прочие фонетические процессы называются эпентезы, протезы, диерезы, а так же фонетические и традиционные чередования.
Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое у.
Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных с согласными, гласных с гласными). Когда мы пишем отдать, но произносим аддать, то последующий звук д, уподобляя себе предшествующий т, создает ассимиляцию. Ассимиляция может быть полной, когда один из звуков целиком уподобляет себе другой (аддать), или частичной, когда один из звуков лишь частично приближает к себе другой, но полностью не сливается с ним. В русском языке слово ложка произносится как лошка, так как глухой согласный к, воздействуя на предшествующий ему звонкий ж, превращает этот последний в глухой ш. Здесь образуется не полная, а лишь частичная ассимиляция звуков, то есть не полное их уподобление друг другу, а лишь частичное сближение (звуки к и ш различны, но вместе с тем связаны друг с другом общим признаком глухости). Следовательно, по степени уподобления ассимиляция бывает полной и частичной.
Диссимиляция - это случаи расподобления звуков. Опять, как и в случае с ассимиляцией речь идет о взаимодействии согласных звуков с согласными, а гласных с гласными. Когда в разговорной речи иногда можно услышать транвай вместо трамвай, то здесь происходит диссимиляция, смежная: два губно-губных звука (м, в) расподобляются, образуя, переднеязычный н и губно-губной в. Следовательно, диссимилироваться могут как совершенно одинаковые звуки (например, л и р в примере рессора), так и близкие по артикуляции, но все же неодинаковые звуки (например м и в слове трамвай).
Диэрезы имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай, с переходом в некоторых русских диалектах в бываат; или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными: сердце, солнце.
Но бывают диэрезы и на диссимилятивной основе, что проявляется особенно ярко в гаплологии (выпадение в слове одного из двух идущих друг за другом одинаковых или близких по звучанию слогов) когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия.
Эпентезы чаще всего имеют диссимилятивную основу, чаще всего речь идет о вставке звуков в или й между гласными, например в просторечии говорят радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия. Так говорят: скорпиён, шпиён, фиялка, павиян. В области согласных частый случай - вставка мгновенного звука между двумя согласными. Например, ндрав, страм вместо нрав и срам.
Протезы являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не встречаются в середине слова, а приставляются спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же в й, которыми прикрываются начальные гласные, например, вострый, ето вместо это.
К диссимиляции тесно примыкают случаи так называемой метатезы смежных и несмежных звуков внутри слова. Современное русское тарелка образовалось от старой формы талерка путем метатезы л и р.
В языке различают также чередования звуков, то есть взаимную их замену на тех же местах, в тех же морфемах. Фонетические чередования - это изменения звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. Эти чередования обусловлены позицией. При фонетических чередованиях чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, например, воды - вода - водовоз, где и варианты фонемы о. Или чередования звонких и глухих согласных звуков: друг - друга, где к является вариантом фонемы г.
Фонетические чередования имеют обязательный характер в данном языке. Так, в русском языке все гласные в безударных слогах редуцируются, а все звонкие согласные на конце слова оглушаются. К выражению значения эти чередования не имеют никакого отношения. Они обусловлены позицией в слове и изучаются в фонетике.
Фонетические чередования обычно остаются невыраженными в письменной речи и выражаются только в устной речи, в различных ее видах.
От живых чередований следует отличать нефонетические чередования, которые не являются предметом изучения фонетики. При нефонетических чередованиях изменение звучания не зависит от позиций звука в слове. При этом чередуются разные фонемы, благодаря чему одна и та же морфема получает разный фонемный состав, например, друга - друзей - дружеский.
Чередования бывают фонетические чередования, которые рассматриваются в фонетике и нефонетические. Все явления нефонетических чередований изучает морфонология, хотя изучение их функций, выражения тех или иных грамматических значений относится уже к грамматике.
Таким образом, можно сказать, что звуки бывают тональные или шумовые, также различаются звуки реи и звуки языка. Каждый произносимый звук имеет определенную артикуляционную и акустическую точку в пространстве, что и помогает отличать нам его среди других звуков и звуков, сказанных разными личностями. Изучением звуков языка занимаются науки фонетика и фонология, которые рассматривают звуки с как функциональные и смыслоразличительные единицы. Звуки взаимодействуют между собой особым образом, это называется фонетическими процессами. Фонетические процессы бывают основными: аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. И прочие фонетические процессы, основанные на основных, называются эпентезы, протезы, диерезы, а так же фонетические и традиционные чередования.
Классификация звуков речи.
Звуки речи образуются речевым аппаратом человека. Речевой аппарат состоит из 5 главных частей: дыхательного аппарата, гортани, надставной трубы (полости рта и полости носа), 4) органов произношения, центральной нервной системы. [5, 65] Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Активными органами произношения являются язык и губы, пассивными зубы, небо.
Есть два источника звуков речи: один - это колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Это колебания гармонические, периодические; они создают тон, музыкальный звук. Другой источник звуков речи - шум, негармонический звук; он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.
При образовании гласных голосовые связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным различием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия. Так, гласные - это чисто тоновые звуки, а согласные характеризуются наличием шума. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя. При образовании гласных, мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.
Гласные - ртораскрыватели: чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели: чем громче мы их хотим произнести, тем теснее должны сблизить органы речи. (Чтобы громче произнести [а], надо рот раскрыть шире; чтобы громче произнести [с], надо плотнее придвинуть язык к зубам.).
В характеристику согласных звуков входят пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума (сонорность/шумность), глухость/звонкость, твердость/мягкость.
Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган - нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными: [п], [б], [м] (пассивный орган - верхняя губа) и губно-зубными: [в], |ф] (пассивный, орган - верхние зубы). Если активный орган - язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и передненебными, когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч’]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные:[j]. Заднеязычные либо средненёбные: [к'], [г’], [х'], [j] либо задненёбные: [к], [г],[х],[j] [7, 86].