Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:36, курсовая работа
Предмет - приемы формирования фонетических представлений на уроках русского языка в начальной школе
Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматриваются понятия звук речи, фонетические процессы, описывается классификация звуков русской речи, разграничиваются понятия «звук» и «буква. Во второй главе представлен анализ методической литературы, посвященной работе со звуком и буквой в начальной школе, представлен сравнительный анализ двух программ обучения «Гармония» и «Начальная школа 21 века. Заключение представляет основные выводы по теме исследования. Приложение содержит комплект заданий для опытно-практической работы.
Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 3 класс. В 1 частях. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;
Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2007. –160 с.;
Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;
Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. 1 часть – М.: Вентана-Граф, 2007. –144 с.;
Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974.
Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному языку. – Москва: «Высшая школа», 1991 –384 с.;
Лапатухин М.С., Скорлкповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 2001 – 463 с.;
Лекант П.А. Современный русский литературный язык - Москва: «Высшая школа», 2001 –464 с.;
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. –214 с.;
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. - М.: Изд. центр Академия: Высш. шк., 1999. – 271 с.;
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М.: Просвящение, 1979 – 431 с.;
Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 464 с.;
Милославский И.Г. Как разобрать слово. – М.: Просвещение, 1993 –192 с.;
Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959 - с.206;
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 1998 – с. 816;
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1991 – с. 288;
Потиха З.А., Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2001 – с. 319;
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 2002 – с. 414;
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управления в русском языке. – М.: Просвещение, 2002 – с. 399;
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов/Под ред. Соловейчик М.С. – М.: Просвещение, 1993. – с. 383;
Сальников Т.П. Методика обучения грамоте. – М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – с. 192;
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М., 1995.
Словарь сочетаемости слов русского языка/Под ред. П.Н, Денисова, В.В. Морковина. – М., 1983.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник-тетрадь по русскому языку 1 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000 – 110с.;
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекомендации к учебнику-тетради - для 1 класса, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2000 - ;
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 2 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.;
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам №1, №2, №3 для 2 класса, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2001 – 144с.;
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Учебник русского языка 3 класс, «Ассоциация XXI век», Смоленск, 2002 – 160 с.;
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2003 – 727 с.;
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк.- 41-е изд.- М.: Просвещение, 2002 – 223 с.;
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – 556 с.;
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение, 1982 – 143 с.;
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 2004 – 400 с.;
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - СПб.: Питер, 2005 – 528 с.;
Болычева Е. М. Основы фонетики:
Звук и буква. - http://student.km.ru/ref_show_
Приложение 1
Спишите, расставьте ударение в словах:
Алфавит, сантиметр, портфель, документ, досуг, километр, магазин, предмет, звонишь, квартал, начать, понять.
Вспомни правила переноса слов и найди слова, которые неправильно разделены для переноса.
Были-на, доб-рота, тра-вуш-ка, деревь-я, стре-лы, горо-да, о-зе-ро, сто-я.
Выпиши эти слова, разделяя их правильно для переноса.
Назови три пары согласных звуки по звонкости/глухости.
С помощью чего обозначается мягкость согласного?
Подчеркни гласные, обозначающие один звук одной чертой, два звука – двумя.
Полью, он, январь, играя, мглою, стихотворение.
Запиши слова:
[штобы], [канешно], [антэн:а], [атэл'э], [интэрнат], [кафэ], [купэ], [модэл'], [музэj], [тэмп], [шоссэ].
Произведи фонетический анализ слов: щука, якорь
Приложение 2
1) Найди букву и назови звуки.
В каком слове произносится звук [з]?
Сдача;
Позже;
Мороз;
Узкий.
В каком слове есть гласный [а]?
Частушка;
Пряник;
Тянуть;
Площадь.
В каком слове произносится согласный [д]?
Дело;
Отбросил;
Подкова;
Семнадцать.
В каком слове нет звука [с]?
Освоить;
Перелез;
Безвкусица;
Сердится.
В каком слове произносится звук [ж]?
Мужчина;
Бедняжка;
Обжиг;
Фляжка.
В каком слове произносится звук [ч']?
Счет;
Грузчик;
Чемпионат;
Песчаный.
Какими звуками различаются слова? Охарактеризуйте эти звуки, указав их признаки.
Дал – даль, лук – люк, флаги – фляги?
Найди общий звук в словах.
В каком слове все согласные мягкие?
Щавель;
Веришь;
Живете;
Репетиция.
В каком слове все согласные твердые?
Часто;
Ружье;
Шарик;
Пушинка.
В каком слове произносится твердый шипящий согласный звук?
Чистый;
Целиком;
Вираж;
Жалость.
В каком слове (сочетании) все согласные глухие?
Из всех;
От десяти;
Под откос;
Свисток.
Найди лишнее слово (по фонетическим признакам).
Найдите, какие слова в этих группах лишние. (Обратите внимание на звуковой состав).
Конечно, нарочно, игрушечный.
Что, чтобы, нечто.
Чувствовать, баловство, да здравствует.
Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.
Найдите лишнее по звонкости-глухости согласных звуков.
отбой, шорох, сдобный
Найдите лишнее по твёрдости-мягкости согласных звуков
тишина, песня, у речки
Найдите лишнее по отношению количества звуков к буквам.
честный, шёпот, местный
Запиши слово по данной транскрипции
Запишите слова по правилам русской орфографии: [грус,т,]; [л,эст,];
Выберите правильный вариант произношения слова:
Конечно [чн];
Скучно [чн];
Девичник [чн];
Ничто [шт].
Выберите правильный вариант произношения слова:
Шинель [н'];
бизнес [н'];
энергия [н'];
бутерброд [т'].
Сопоставьте количество букв и звуков в слове.
В каком слове звуков больше, чем букв?
Семья;
Ёж;
Мёд;
Лень
В каком слове четыре звука?
Шьёшь;
Лён;
Поют;
Ядро.
В каком слове букв больше, чем звуков?
Умывается;
Съестное;
Подъём;
Бухгалтер.
Произведи фонетический разбор.
Разделите слова на три группы:
те, в которых только глухие согласные,
те, в которых только звонкие согласные,
те, в которых есть и звонкие, и глухие согласные.
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
Запишите фонетическую транскрипцию этих слов: Бить, белый, бровь, ад, яд, фильм, редька, арка, ярко, километр.
Что должно стоять на месте вопросительного знака?
Б/П = Д/?; Я/А = Ю/У= Ё/?=?/Э
Укажите ошибку в характеристике звука, входящую в слово «сдаешь».
первый звук - согласный, звонкий, твердый;
второй звук - согласный, звонкий, твердый;
третий звук - гласный [а] , безударный;
четвертый звук - согласный, звонкий, мягкий;
пятый звук - согласный, звонкий, мягкий;
шестой звук - согласный, глухой, мягкий.
Слуховые диктанты
Загадка.
Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой?
Свет осени.
Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клена. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный желтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья желтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.
Жаворонок.
В поле между комьями холодной земли проснулся жаворонок. Он вскочил на ножки, встряхнулся, огляделся и полетел вверх.
Полетел и запел. Радостно и звонко лилась его песня.
Все казалось ему замечательным, красивым и милым. Ведь это была его Родина. Он долго, очень долго её не видел!
Первые дни он отдыхал. Сегодня принялся за свою работу. А работа его была – петь.
Пусть птица выводит птенцов.
Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.
Хорошо в эту пору в лесу! Весенний лес кажется прозрачным. Он умылся вешней водой. Ветки осины украсились зелеными сережками. Молодые березки весело шумят. Скоро они распустят свои зеленые шелковые косы.
В библиотеке.
Костя сидел над тетрадью. В руке он держал карандаш. В школе шумела большая перемена. Ребята бегали по коридору, боролись, пели, смеялись. Костя сидел в библиотеке, он готовил доклад для кружка юннатов. Костя морщил брови, ерошил свои короткие волосы, начинал писать и зачеркивал. Он в раздумье подошел к окну. Морозные узоры застилали стекла. Высокая вершина горы, седая от снега, глядела в окно.
Кто как зиму встретил.
Летучие мыши забрались в дупла деревьев и на чердаки домов. Еж прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мох. Медведь отъелся за лето и осень и спит в берлоге. Белка сменила на зиму шубку, починила гнездо. Лиса в норе из листьев теплую постель сделала себе. Только бездомный волк бродит злой и голодный.
Артикуляционная зарядка
Лягушка.
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон.
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон.
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Рыбка.