Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:17, курсовая работа
Изучение любого языка обычно начинается с фонетики. Без знакомства с фонетической системой невозможно дальнейшее изучение лексики и грамматики, практическое освоение языка. Без материального воплощения звуков речи невозможно представить себе язык в целом как средство общения людей. На основе данных фонетики создается письменность языков и совершенствуются письменные системы, фонетика лежит в основе обучения чтению и письму.
Введение 2
Глава I. Звуковой строй языка 3
1.1 Фонетика как раздел языкознания. Ценность фонетики 4
1.2 Признаки и особенности звуков 5
Глава II. Характеристика звуков речи 10
2.1 Общая характеристика 10
2.2. Согласные звуки 12
2.3. Гласные звуки 16
Заключение 19
Список литературы 20
Министерство образования и науки РФ
Тульский государственный университет
Кафедра лингвистики и перевода
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ работа
по дисциплине: Введение в языкознание
Направление 031100 – Лингвистика
Специальность 030202 – Перевод и переводоведение
Фонетическая характеристика звуков в русском языке
Студент группы 830301ан1 _____________
Руководитель работы _____________ доц. Каф. ЛиП Буряковская А.А.
Заведующий кафедрой _____________ Иванова В.И.
Тула 2011
Содержание
Введение 2
Глава I. Звуковой строй языка 3
1.1 Фонетика как раздел языкознания. Ценность фонетики 4
1.2 Признаки и особенности звуков 5
Глава II. Характеристика звуков речи 10
2.1 Общая характеристика 10
2.2. Согласные звуки 12
2.3. Гласные звуки 16
Заключение 19
Список литературы 20
Тема данной работы – «Фонетическая характеристика звуков в русском языке».
Изучение любого языка обычно начинается с фонетики. Без знакомства с фонетической системой невозможно дальнейшее изучение лексики и грамматики, практическое освоение языка. Без материального воплощения звуков речи невозможно представить себе язык в целом как средство общения людей. На основе данных фонетики создается письменность языков и совершенствуются письменные системы, фонетика лежит в основе обучения чтению и письму.
Кроме того, изучение звуковой системы языка (фонетики), имеет большое значение для развития языкознания, помогает объяснить происходящие в языке изменения и проследить пути развития языка. Таким образом, мы видим, что фонетика имеет как практическую, так и теоретическую ценность. Этими положениями обусловлена актуальность нашей работы.
Объектом исследования является звуковой строй русского языка.
Предметом исследования стали фонетические характеристики гласных и согласных звуков.
Целью работы является выявление характерных признаков звуков русского языка.
Указанная цель определяет ряд задач:
Фонетика (от греч. phone – «звук») – это 1) учение о звуковой стороне языка; раздел языкознания, изучающий звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие, более крупные отрезки; 2) сама звуковая сторона языка.
Фонетика не
сразу вошла в науку о языке,
несмотря на блестящие
Фонетика занимает
особое место среди других
разделов лингвистики,
К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика изучает звуковые явления как составные части языковой системы, служащие для превращения слов и предложений в материальную звуковую форму, без которой невозможно общение. Звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, и в связи с этим в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.
В зависимости от предмета и задач его исследования различают:
1. Общую фонетику,
которая исследует то, что свойственно
звуковой стороне всех языков.
Речь идет о строении речевого
аппарата человека и
2. Частную фонетику,
изучающую звуковой строй
3. Сопоставительную фонетику,
изучающую звуки двух или
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации.
Одним из важных открытий в
языкознании середины 19 века установление
отличий звуков от букв, с помощью
которых эти звуки
Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее, эти понятия соотносятся друг с другом. Можно дать следующие определения понятиям «буква» и «звук»: звук — это минимальная, не членимая единица звучащей речи, буква — графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).Для точного отображения звуков речи на письме используется специальная система письма, называемая транскрипцией (от лат. transcriptio— ‘переписывание’).
Рассмотрим понятие «звук» с двух точек зрения - акустики и артикуляции. С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия.
Звук как акустическое явление характеризуется рядом признаков:
Звук как
артикуляторное явление – это
результат определенной
Реформатский утверждал:
«Так как язык – явление общественное,
а не биологическое, то от природы
никаких «органов речи» нет. Все
перечисленные органы имеют прямые
биологические функции как
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).
Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для
произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.
В настоящее время можно считать установленным, что механизм развития устной речи не исчерпывается количественным накоплением моторных навыков произношения речевых звуков. Анализ своеобразия звуков речи, разработанный в современном языкознании, указывает на новые пути психологического изучения процесса их усвоения. Ни физическая, ни физиологическая стороны не исчерпывает качественного своеобразия звука речи. Своеобразие звука речи, выделяющее его из всех прочих звуков, заключается в его социальном качестве. Звуком речи становится только тот звук, который может служить средством выражения значений слов. В этом его принципиальное отличие от звуков, которые издаются животными (лая, мычания и т. п.), а также от звуков, производимых голосовым аппаратом человека, но не участвующих в речи (плач, лепет младенца и т. п.)
В первом параграфе данной главы я рассмотрела понятие «фонетика» и дала ему определение. Фонетика является разделом языкознания и изучает звуковой строй языка. Особенность фонетики в том, что она, в отличие от других языковедческих дисциплин исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Фонетика подразделяется на общую, частную и сравнительную.
Во втором параграфе я рассмотрела понятия «звук» и «буква». Звуки отличаются от букв тем, что звуки слышатся и произносятся, а буквы изображаются на письме. И хотя у звуков и букв разная природа, ученые вплоть до середины 19 века не устанавливали различий между этими понятиями. Звуки обладают рядом признаков: тембром, долготой, высотой и силой. Своеобразие звуков речи в том, что они обладают социальным качеством. Это значит, что звуками речи являются только те звуки, которые служат для передачи значения слов.
Классификация звуков речи по их артикуляционным признакам начинается с выделения двух основных классов, или типов, звуков — гласных и согласных, которые различаются во всех языках. Совокупность гласных звуков того или иного языка (или группы языков) иногда называют вокализмом или системой вокализма, вокалической системой (от лат. vocalis—‘гласный звук’), а совокупность согласных — консонантизмом или системой консонантизма (от лат. consonans— ‘согласный звук’).
Артикуляционные различия между гласными и согласными звуками состоят в следующем:
1. При образовании (произнесении) гласных звуков путь для прохождения струи выдыхаемого воздуха в речевом канале свободен, воздушная струя проходит без препятствий. При образовании согласных звуков в речевом канале образуются различные преграды для воздушной струи, например, сравним произношение звуков [а] и [б].
2. При образовании гласных звуков выдыхаемая струя воздуха относительно слабая, при образовании согласных —более сильная, способная преодолеть образующуюся в речевом канале преграду. В этом можно убедиться, если произносить звуки перед горящей свечой: при произнесении гласных пламя колеблется значительно слабее, чем при произнесении согласных.
3. При произнесении гласных звуков напряженность речевого аппарата и сила струи выдыхаемого воздуха равномерны на всем протяжении звучания. При произнесении согласных звуков напряженность речевого аппарата и сила воздушной струи сильнее в момент преодоления преграды, которая затрудняет прохождение воздушной струи.
Артикуляция шумных согласных (т. е. всех согласных звуков, кроме сонорных) отличается от артикуляции гласных также по положению голосовых связок. При их образовании голосовые связки менее напряжены, чем при образовании гласных (этим и объясняется преобладание шума над голосом).
Следует заметить, что мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Соссюр и Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). В нашей работе мы исходим из общепринятого деления звуков на гласные и согласные.
Информация о работе Фонетическая характеристика звуков в русском языке