Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:50, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении понятия универсальных учебных умений в контексте современного языкового образования.
Для достижения поставленной цели выдвигались следующие задачи:
проанализировать роли и места иностранных языков в системе иноязычного образования;
изучить цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов;
исследовать понятие универсальных учебных умений;
ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………..………………….3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ .....................................................................................................6
1.1. Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования………………………………………………………………….…….6
1.2. Цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов………………………….………………………...12
Выводы по первой главе………………………..……………………………….18
2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ КАК ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………..…………………………………..19
2.1. Понятие универсальных учебных умений………………..……………….19
2.2. Возможности формирования универсальных учебных умений средствами иностранного языка на уроке………….………………………………………..26
Выводы по второй главе…………………………………………………...........31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………..………..33
С реализацией новой языковой политики связано создание гибкой системы выбора языков и условий их изучения, а также вариативной системы форм и средств обучения, отражающих современное состояние теории и практики обучения предмету.
Увеличивается количество часов и меняется методика обучения иностранного в школе.
В учебный план начальной школы введен
учебный предмет «Иностранный язык», что
законодательно закрепляет тенденцию
более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим
изучение иностранного языка начинается
со второго класса. На его изучение выделяется
210 учебных часов (2 часа в неделю со второго
по четвертый класс). По решению Совета
школы при наличии соответствующих условий
часы на изучение иностранного языка могут
быть увеличены за счет регионального
/школьного/ компонента.4
В базисном учебном плане на базовый курс
обучения (5-9 классы) выделено по 3 часа
в неделю, которые представляют собой
допустимый минимум для средней школы
применительно к такому деятельностному
учебному предмету как иностранный язык.
Но, что существенно, этот минимум может
быть увеличен при желании за счет школьного
компонента.5
На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и младшего школьного возраста преимущество отдается игровой сфере. На старшем этапе обучения и, особенно, в условиях углубленного изучения иностранного языка или профильной (гуманитарной, технической) направленности школы предметная сторона содержания обучения должна отражать наряду с другими и интересующую учащихся профессиональную сферу общения.6
Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся. Предусмотрено знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным мастерством.7
Лучшие школы, ориентируясь на требования ведущих ВУЗов и престижных профессий, поддерживают и развивают концепцию государства в области языковой политики. Они предоставляют учащимся возможность изучения кроме основного иностранного дополнительных языков. Некоторые элективные курсы читаются на иностранном языке. Кроме того, учащиеся получают возможность участвовать в программах международного обмена, «академический год», благодаря которым они могут в течение года жить и учиться в стране изучаемого языка.
Слова "цель" и "задача" часто употребляются либо как абсолютные синонимы, либо дифференцируются недостаточно чётко. Г.В. Рогова в своей статье "Цели и задачи обучения иностранным языкам" дифференцирует эти понятия. Под целью понимается результат решения большой, всеобъемлющей задачи, которая заключается в том, чтобы привести иностранца от незнания языка к определённому владению им. Исходным пунктом в определении цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению.8
Новая программа по иностранному языку так формулирует цели обучения иностранного языка средней школе: “Обучение иностранному языку в средней школе преследует комплексную реализацию практической (образовательной), воспитательной и развивающей целей, при этом воспитательная и развивающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком”.9
Иными словами, ведущей целью обучения иностранным языкам являются коммуникативная и культурно-сравнительная цели, т.е. практическое овладение иностранным языком как средством устной и письменной коммуникации.
Таким образом, образовательная цель обучения означает прежде всего практическое овладение языком как средством общения. Однако это достаточно широкое понимание цели дифференцируется в зависимости от конкретных условий обучения языку. Так возникает проблема уровня практического владения языком и необходимость выделять промежуточные и конечные цели обучения по каждому виду речевой деятельности и аспекту языка в рамках определенного этапа и профиля обучения. 10
При реализации практической цели с учетом существующих в методике обучения новых теоретических подходов недостаточно рассматривать формирование только коммуникативной или только лингвистической компетенции учащихся. Необходимо вести речь о формировании межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в целом.
С помощью практической цели обучения характеризуют ряд умений, необходимых для успешного овладения языком. Это умения пользоваться литературой, работать со словарем, владеть приемами, обеспечивающими запоминание слов и правил и их извлечение из памяти. Таким образом, в процессе достижения практических целей преподаватель должен уделять внимание и формированию у учащихся умений технологического характера, облегчающих овладение языком.11
Развивающая цель обучения заключается в осознании учащимися многообразных способов выражения мысли, присутствующих в разных языках, что делает мыслительный процесс более гибким, развивает речевые способности учащихся, обогащает их речь языковыми средствами для выражения мыслей. Развивающая цель – это также и использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка.
Толкование развивающей цели может быть сформулировано следующим образом:
- более глубокое освоение родной
(региональной) культуры посредством
соприкосновения с чужой
- расширение языкового, социального,
эмоционального и
Развивающая цель заключается, во-первых, в том, что учащийся приобретает возможность пользоваться еще одним языком, кроме своего родного, во-вторых, в развитии филологического кругозора учащихся: изучая иностранный язык, учащийся лучше понимает особенности родного, глубже осознает усвоенные лингвистические понятия (синонимия, многозначность и др.) и знакомится с рядом новых (артикль); учащиеся обогащают свое представление о языке как общественном явлении и одновременно развивают мышление, поскольку им приходится производить мыслительные операции анализа и синтеза при сравнении двух языков. 12
Воспитательная цель обучения проявляется в формировании личности учащегося, развитии чувства взаимопонимания между народами, а также в формировании умения работать, усидчивости, работы со словарём.13
Воспитательная цель может быть интерпретирована со следующей позиции:
- ориентация на гуманизацию образования;
- обучение в духе диалога культур;
- воспитание взаимопонимания и терпимости по отношению к чужой культуре, способность относится к ней с уважением, доверием, симпатией, но в то же время критически;
- воспитание ценностных
Названные цели тесно между собой связаны и взаимодействуют, а обучение русскому языку преследует их комплексную реализацию в процессе овладения языком как средством общения.
Единство практической, развивающей и воспитательной целей позволяет избежать односторонности в обучении, когда практические цели обучения решаются без учета развивающей и воспитательной или развивающая цель решается за счет образовательной.
Цель достигается путём решения множества задач. Задачи обучения – это объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий. В рамках одной и той же цели могут решаться разные задачи обучения. Каждая задача ставится с учётом достижения общей поставленной цели. Задачи формулируются в виде перечня знаний, навыков, умений.14
Также, задачи по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту разделяются по ступеням обучения.
К начальному общему образованию применяются такие задачи как:
В основном общем образовании определяются задачи:
1) cформировать дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур, оптимизм и выражение личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формировать и совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию; расширить и систематизировать знания о языке, расширить лингвистический кругозор и лексический запас, овладеть общей речевой культурой;
3) достижение учащимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создать основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.16
На ступени среднего общего образования выделяют задачи для двух уровней: базового и профильного.
Базовый уровень:
1) сформировать коммуникативную иноязычную компетенцию, необходимую для успешной социализации;
2) владеть знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; уметь выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение учащимися порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения;
4) сформировать умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Профильный уровень:
1) задачи базового уровня;
2) достижение учащимися уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля и для построения индивидуальной траектории развития школьника;
3) сформировать умения перевода с иностранного на русский при работе с несложными текстами по тематике выбранного профиля;
4) владеть иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширить свои знания в других предметных областях.17
Выводы по первой главе
Таким образом, вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так во всем мире, изменилась и роль иностранного языка в системе образования, и из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности.
Предмет «иностранный язык» наконец занимает подобающее место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание граждан новой России. Обучение иностранным языкам рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Возрастает значимость владения иностранным языком, умений практически пользоваться им.
Основными целями обучения иностранному языку являются практические: научить учащихся пользоваться иностранным языком как средством общения в определенных пределах, т.е. на ограниченном, но коммуникативно-достаточном уровне, позволяющем учащимся выражать свои мысли в устной форме и понимать устную и письменную речь определенной сложности и определенного объема. При обучении иностранному языку преследуются: коммуникативная, общеобразовательная и воспитательная цели, которые решаются в единстве с практическими целями и на их основе.
А задачи различаются в зависимости от ступени обучения.
2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ КАК ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
2.1. Понятие универсальных учебных умений.
Учебная деятельность является ведущей деятельностью школьников и представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков и умений. В последнее время наблюдается возросший интерес к универсальным учебным умениям как основным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. И это неслучайно, так как родителей, администрацию, государство интересует качество знаний. Ведь, как показывают многочисленные исследования успеваемость учащихся, их успехи и достижения в учебной деятельности, а затем и в профессиональной напрямую зависят от уровня сформированности универсальных учебных умений и навыков. Прежде чем давать детям определенные предметные знания, умения и навыки, нужно научить школьников учиться. Поэтому формирование универсальных учебных умений должно стать основной целью каждого учителя на каждом уроке. Ведь, факторов неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одним из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.18