Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:50, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении понятия универсальных учебных умений в контексте современного языкового образования.
Для достижения поставленной цели выдвигались следующие задачи:
проанализировать роли и места иностранных языков в системе иноязычного образования;
изучить цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов;
исследовать понятие универсальных учебных умений;
ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………..………………….3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ .....................................................................................................6
1.1. Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования………………………………………………………………….…….6
1.2. Цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов………………………….………………………...12
Выводы по первой главе………………………..……………………………….18
2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ КАК ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………..…………………………………..19
2.1. Понятие универсальных учебных умений………………..……………….19
2.2. Возможности формирования универсальных учебных умений средствами иностранного языка на уроке………….………………………………………..26
Выводы по второй главе…………………………………………………...........31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………..………..33
Формирование универсальных учебных умений реализуется в иностранном языке в четырех видах деятельности (чтении, письме, аудировании, говорении).27
Ниже представлены системы упражнений по формированию универсальных учебных умений в различных видах деятельности.
Аудирование (восприятие и понимание со слуха):
Чтение (формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучаещего чтения, т.е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретных задач):
Говорение:
Пути формирования умения:
1) сверху вниз (предполагает развитие монологических умений на основе прочитанного текста, например: определить основную идею текста);
2) снизу вверх (без опоры на текст, исходя из тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики, грамматики, речевых структур, например: ответить на вопросы, описать картинку).
1) сверху вниз (по исходному диалогу-образцу разыграть подобный диалог);
2) снизу вверх (без опоры на диалог-образец воспроизвести диалог).
Письмо:
1) списывание с дополнительным заданием (раскрыть скобки, вставить пропущенные слова);
2) выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста (ответов на вопросы);
3) упражнения на трансформации (грамматические, лексические, синтаксические трансформации);
4) нахождение в предложениях и текстах ошибок, связанных с нарушением лексических, грамматических, стилистических норм употребления;
5) упражнения на логическое развитие замысла (завершить предложение, составить вопросы к имеющимся ответам, предвосхитить окончание текста);
6) упражнение на сжатие текста (на выделение ключевой мысли, отбрасывание деталей, например: составить план текста);
7) упражнение на расширение текста (добавление своих комментариев);
8) составление плана-конспекта/гр
Выводы по второй главе
Каждый учитель стремился, стремится и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить своих учеников основательными знаниями, уделяя особое внимание формированию универсальных учебных умений.
Универсальные учебные умения – это освоенные учеником способы выполнения действий на базе имеющихся знаний и навыков. То есть, универсальные учебные умения – это сознательное владение каким-либо приемом деятельности в обучении, “умение учиться”.
Универсальные учебные умения представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности. Они формируются и отрабатываются с помощью упражнений в постоянно изменяющихся условиях. Для них характерны низкая скорость выполнения действия, осознанность, правильность и развернутость действий.
Начать формировать универсальные учебные умения надо с самых первых уроков в школе. Применительно к иностранным языкам упражнения, имеющие цель сформировать умения, могут быть различны, но все вместе должны охватывать все виды универсальных учебных умений:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует сказать, что роль иностранного языка в системе образования претерпела значительные изменения, и из простого учебного предмета он превратился в ключевую составляющую современной системы образования. Возрастает значимость владения иностранным языком, умений практически пользоваться им.
Основными целями обучения иностранному языку являются практические: научить учащихся пользоваться иностранным языком как средством общения в определенных пределах, т.е. на ограниченном, но коммуникативно-достаточном уровне, позволяющем учащимся выражать свои мысли в устной форме и понимать устную и письменную речь определенной сложности и определенного объема. При обучении иностранному языку преследуются: развивающая, образовательная и воспитательная цели, которые решаются в единстве с практическими целями и на их основе. А задачи различаются в зависимости от ступени обучения.
Каждый учитель уделяет особое внимание формированию универсальных учебных умений.
Универсальные учебные умения – это сознательное владение каким-либо приемом деятельности в обучении, то есть “умение учиться”.
Применительно к иностранным языкам упражнения, имеющие цель сформировать умения, могут быть различны, но все вместе должны охватывать все виды универсальных учебных умений:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Роль и место иностранного языка в системе иноязычного образования. / Лекции по теории и методики преподавания немецкого языка, Славянский –на –Кубани Государственный Педагогический Институт, Славянск-на-Кубани, Кузнецова Е.П./ 2006
2 Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т.И. Зелениной. – Ижевск: Изд-во “Удмуртский университет”, 2012. – С. 17-28
3 Роль и значение немецкого языка / Симонян
А.С/. [Электронный ресурс]. - URL: kizlicey2.dagschool.com/
4 Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 1-4 классы. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012. – С. 9-10
5 Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2012. – С. 8-9
6 Методика преподавания иностранного языка: общий курс [учеб. пособие]/ отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: АСТ – Москва: Восток – Запад, 2008. – С. 45-67
7 Методика преподавания иностранного языка: общий курс [учеб. пособие]/ отв. ред. А.Н. Шамов. – М.: АСТ: АСТ – Москва: Восток – Запад, 2008. – С. 89-92
8 Рогова Г.В. Цели и задачи обучения иностранным языкам// Общая методика обучения иностранным языкам/ под ред. А.А.Миролюбова. М.: Русский язык, 1991. С.75-82.
9 Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения.
Начальная школа. [Электронный ресурс].
- URL: http://standart.edu.ru/
10 Определение цели обучения иностранным
языкам на современном этапе / Аникушина
Л.И. / [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/
11 Цели и задачи обучения иностранным языкам. / Сайт для учителей немецкого языка / [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.nemutsch.ru/index.
12 Иностранный язык и образование / Образовательный
центр “ШАНС”/. [Электронный ресурс]. -
URL: http://student45.ru/why-
13 Определение цели обучения иностранным
языкам на современном этапе / Аникушина
Л.И. / [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/
14 Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина – 10-е изд., перераб. – М.: Издательский центр “Академия”, 2011. – С. 130 - 131
15 Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования.
[Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/
16 Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования.
[Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/
17 Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего (полного) общего образования.
[Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/
18 Татьяченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. - №8. – С. 115-126
19 Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков у школьников / М. Ступницкая // Школьный психолог. – 2006. - №7. – С. 20-29
20 Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования.
[Электронный ресурс]. - URL: http://standart.edu.ru/
21 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: 1977. – С. 15-22
22 Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся. – М.: 1984. – C. 56
23 Татьяченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. - №8. – С. 115-126
24 Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся. – М.: 1984. – C. 74-112
25 Сто советов учителю (в сокращении) / Сухомлинский
В.А. /. [Электронный ресурс]. - URL: http://gumannaja-pedagogika.
26 Развитие умения учится на уроках иностранного
языка. /Кузовлев В.П./. [Электронный ресурс].
- URL: http://prosv.ru/Attachment.
27 Развитие умения учится на уроках иностранного
языка. /Кузовлев В.П./. [Электронный ресурс].
- URL: http://prosv.ru/Attachment.