Формирование универсальных умений школьников в контексте современного языкового образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в рассмотрении понятия универсальных учебных умений в контексте современного языкового образования.
Для достижения поставленной цели выдвигались следующие задачи:
проанализировать роли и места иностранных языков в системе иноязычного образования;
изучить цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов;
исследовать понятие универсальных учебных умений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………..………………….3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ .....................................................................................................6
1.1. Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования………………………………………………………………….…….6
1.2. Цели и задачи обучения иностранным языкам в контексте новых образовательных стандартов………………………….………………………...12
Выводы по первой главе………………………..……………………………….18
2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ КАК ДИДАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………..…………………………………..19
2.1. Понятие универсальных учебных умений………………..……………….19
2.2. Возможности формирования универсальных учебных умений средствами иностранного языка на уроке………….………………………………………..26
Выводы по второй главе…………………………………………………...........31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….……………………………………………….……...32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………………………..………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТиМО Покатова.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Универсальные  учебные умения рассматриваются как важнейший деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных ранее учебных задач; умения по структурированию информации, ее анализу, сравнению, обобщению и т.д. То есть, универсальные учебные умения относятся непосредственно к учебному процессу, владению учениками самоорганизацией, планированием, рефлексией, самооценкой и другими аналогичными способами деятельности.19

Значимая роль отведена универсальным учебным умениям и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах. «Универсальные (метапредметные, обобщенные, общеучебные) умения – это умения, формируемые на базе нескольких или всех учебных предметов, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».20

То есть, универсальные учебные умения - это такие умения, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Но для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения – это действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов.

В методической литературе приводится несколько классификаций универсальных учебных умений. Ю.К.Бабанский группирует основные умения учебного труда учеников  в соответствии со структурой учебной деятельности и процессом усвоения знаний, выделяя при этом три группы умений: 1) учебно-организационные (определение задач, рациональное планирование, создание благоприятных условий деятельности), 2) учебно-информационные (работа с книгой и другими источниками информации, библиографический поиск, наблюдение), 3) учебно-интеллектуальные (мотивация деятельности, восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, самоконтроль учебно-познавательной деятельности).21 Н.А.Лошкарева разработала такую классификацию универсальных учебных умений: 1) учебно-организационные, 2) учебно-интеллектуальные, 3) учебно-информационные, 4)учебно-коммуникативные.22 Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков, рассматривая учебные умения как объект управления образовательным процессом, предлагают систематизировать их по трем группам: 1) учебно-управленческие 2) учебно-информационные 3) учебно-логические.23

В данной курсовой работе рассмотрим классификацию универсальных учебных умений Н.А. Лошкаревой.

По ее мнению все умения можно разделить на четыре группы:

  1. учебно-организационные;
  2. учебно-информационные;
  3. учебно-интеллектуальные;
  4. учебно-коммуникативные.

 

Учебно-организационные умения.

Учебно-организационные умения закладываются еще на начальной стадии образования. Они обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся:

    • определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
    • выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
    • сравнение полученных результатов с учебной задачей;
    • владение различными формами самоконтроля;
    • оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
    • определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
    • постановка цели самообразовательной деятельности;
    • определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

Динамика учебно-организационных умений отражает развитие самостоятельности учащихся в процессе учения, т.к. развитие самостоятельности есть переход от системы внешней организации и самоорганизации. Очевидно, что в процессе обучения функция передачи учителем знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности учеников соответственно расти. Идеальным результатом обучения можно считать достижение такого уровня развития учебно-познавательной деятельности учащихся, когда они могут самостоятельно выбирать для решения познавательные проблемы, формулировать цели по их разрешению, находить адекватные способы их реализации, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности. Исходя из этого, в данную группу входят также умения, связанные с самообразованием.

Учебно-информационные умения.

 

Своей особой классификации требуют умения, связанные с приобретением, переработкой и применением информации. Овладение знаниями в любой их области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся:

    • работа с основными компонентами учебника;
    • использование справочной и дополнительной литературы;
    • различение и правильное использование разных литературных стилей;
    • подбор и группировка материалов по определенной теме;
    • составление планов различных видов;
    • создание текстов различных типов;
    • владение разными формами изложения текста;
    • составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
    • составление тезисов, конспектирование;
    • подготовка рецензии;
    • владение цитированием и различными видами комментариев;
    • подготовка доклада, реферата;
    • использование различных видов наблюдения;
    • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
    • проведение эксперимента;
    • использование разных видов моделирования.

Учебно-интеллектуальные умения.

Учебно-интеллектуальные умения обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких как: глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность. К учебно-интеллектуальным умениям относятся:

  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • определение соотношения компонентов объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • оперирование понятиями, суждениями;
  • классификация информации;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения.

Учебно-коммуникативные умения.

Под учебно-коммуникативными умениями понимают умения, которые формируются и используются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом. Они позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. Более того, развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Главное из них – умение слушать, которое требует сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики. Не менее трудным является также умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа; читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета.

К учебно-коммуникативным умениям относятся:

  • выслушивание мнения других;
  • владение различными формами устных публичных выступлений;
  • оценка разных точек зрения;
  • владение приемами риторики;
  • организация совместной деятельности;
  • ведение дискуссии. 24

 

2.2. Возможности формирования  универсальных учебных умений  средствами иностранного языка  на уроке.

Как говорилось выше, эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.25

Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие универсальных учебных умений на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета.

Те учебные умения, которыми ученики овладели при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка без соответствующей коррекции, а многие учебные умения должны быть сформированы заново. При обучении иностранному языку учеников начальной школы формировать учебные умения как универсальные, так и специальные приходится с нуля.

Овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.26

 Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания иностранного языка, школа должна подготовить выпускников к овладению иностранным языком в “автономном” режиме.

Иностранный язык обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

    • общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
    • развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;    развитию письменной речи;
    • формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Формированию универсальных учебных умений способствуют:

  • реализация деятельностного подхода;
  • развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности, избыточность упражнений и т.д.;
  • развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения
  • широкие возможности контроля и самоконтроля;
  • задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников;
  • диалоги этикетного характера;
  • обсуждения ситуаций, требующих морального выбора;
  • развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих.

Информация о работе Формирование универсальных умений школьников в контексте современного языкового образования