Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка

Краткое описание

В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.

Содержание

1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория

Вложенные файлы: 1 файл

ЯЗЫКОЗНАНИЕ. БИЛЕТЫ.docx

— 178.03 Кб (Скачать файл)

Рене Декарт - 1596-1650 гг. - французский  философ, автор таких идей, как  идея создания философского языка. Согласно Рене Декарту, философский язык должен обладать такой исходной суммой понятий  и отношений между ними, которые  позволяли бы в результате формальных операций по определенному алгоритму  получать выводное знание. Предполагалось, что вся сложная система человеческих понятий может быть сведена к  сравнительно незначительному числу  элементарных единиц. Рене Декарт предложил  идею создания легко заучиваемого международного языка на основе математических символов, математических приемов, то есть, символического языка.

Образцом индуктивного подхода  к анализу языка является грамматика Пор-Рояль.

 

В XVII веке крупным научным центром становится монастырь Пор-Рояль вблизи Версаля под Парижем, прославившийся тем, что в его стенах была создана уникальная грамматика. Аббатство Пор-Рояль представляло собой женский католический монастырь. В XVII веке аббатство Пор-Рояль было центром янсенизма - религиозно-социального движения, в основе которого лежало учение голландского теолога епископа Корнелия Янсения (1585-1638 гг.), направленного в общих чертах против римско-католической церкви. Янсенизм был не только политическим движением, направленным против феодального абсолютизма, но и социальным, развивавшим педагогическую деятельность по созданию начальных школ с широкой программой обучения, построенной на сознательном усвоении материала.

После смерти кардинала Ришелье, ярого сторонника абсолютизма, в  аббатстве создаются на основах  янсенизма сначала женская, а  затем мужская школы. Основателем  школ явился аббат-философ Клод Лансло (1616-1695 гг.). Очень быстро стараниями К. Лансло монастырь становится ведущим, с высоким уровнем преподавания, учебным заведением Франции, где помимо теологического (религиозного) давалось широкое светское образование, в котором особое место отводилось изучению литературы, философии и языков. Одним из учеников был знаменитейший писатель Франции драматург Жан Батист Расин (1639-1699 гг.), известный такими произведениями, как "Федра", "Сутяги" и многими другими. В стенах данного монастыря жил и работал Блез Паскаль, выдающийся французский математик и логик, классик геометрии и теории чисел. По приказу правительства была закрыта в 1660 году мужская школа, в 1710 году - женская. В 1712 году монастырь был сожжен по велению Людовика Четырнадцатого, вставшего на сторону иезуитов. Учителя-аббаты были вынуждены бежать из Франции. И А. Арно, и К. Лансло умерли в изгнании.

Но вернемся к тому времени, когда школы существовали. Для  обеспечения их работы необходимы учебники, которые создавались здесь же, в аббатстве, силами своих же монахов. Учебник по логике Антуана Арно и  Пьера Николя - "Логика, или искусство  мыслить", написанный в духе рационализма, опубликованный в 1662 году анонимно, получил  большую известность далеко за стенами  монастыря Пор-Рояль. Аббат Клод Лансло одним из первых стал преподавать латинский язык как иностранный, определив тем самым место латыни в жизни французов, что для того времени было достаточно смелым шагом. Логик Антуан Арно и языковед Клод Лансло в 1660 году (по другим сведениям – в 1662 году) написали ученый трактат под названием "Грамматика всеобщая и теоретико-критическая, содержащая основы искусства речи, которые изложены ясным и простым языком; логические основы всего того, что есть общего между всеми языками, и главные различия между ними, а также многочисленные замечания по французскому языку", более известная под названием "Универсальная и рациональная грамматика".

У авторов было стремление создать систему описания, пригодную  для любого языка. Авторы подчеркивают всесилие человеческого разума. Грамматика построена на материале древнегреческого, древнееврейского, испанского, итальянского, латинского и французского языков. К основным положениям данной грамматики можно отнести следующие: язык существует для выражения мыслей человека; звуки и буквы - это средства выражения мыслей; внутренняя структура знака - значение слова; внешняя структура знака - звуки и буквы.

Грамматика состоит из двух частей: фонетическая и грамматическая. Слова делятся на два типа: слова  первого типа называют предмет мысли, к ним относятся существительные, артикли, местоимения, причастия, предлоги, наречия. Слова второго типа называют ход мысли, к ним относятся  глаголы, союзы, междометия.

Языковые знаки – слова  – нужны человеку для обозначения  и выражения готовых мыслей. Говорить – значит объяснять свои мысли  при помощи знаков, изобретенных людьми для этой цели. В разделе "Синтаксис" рассматриваются отдельно учение о  словосочетании и учение о предложении. Традиционным для того времени было описание языковых явлений с позиций латинского языка. Но в грамматике Пор-Рояль все явственнее проступает французский язык.

Как утверждают Б.А. Ольховиков и Ю.Б. Рождественский, "Грамматика Пор-Рояль кладет начало зарождению общего языкознания как научной дисциплины, открывает новую эпоху в исследовании языка". Авторы Грамматики Пор-Рояль продемонстрировали характерное для своего времени стремление построить всеобъемлющую грамматическую систему на основе обобщения фактов ряда конкретных языков.

Как пишет В.М. Алпатов, судьба Грамматики Пор-Рояля была весьма сложной. Она считалась образцовой до XIX века не только во Франции. Но в XIX веке в эпоху становления сравнительно-исторического направления в языкознании о Грамматике Пор-Рояль часто отзывались отрицательно и И.А. Бодуэн де Куртенэ, и Л. Блумфилд и многие другие. Возможно, что критика Грамматики Пор-Рояль в XIX веке была вызвана тем, что грамматика, описывая синхронно латинский и французский языки, не указывала на их генетическую связь, о чем не говорили вовсе в XVII веке и что было очень актуальным в XIX веке. В XX веке интерес к этой грамматике вновь проявился благодаря Ноэму Хомскому, который объявил авторов Грамматики Пор-Рояля своими предшественниками.

Грамматика Пор-Рояль названа всеобщей, универсальной, т.к. содержит сведения, общие для разных по грамматическому строю языков, или универсалии.

– явления, наблюдающиеся  в типологически и генетически  разных языках; явления, которые могут  объединить языки, независимо от их грамматического  строя.

Всеобщей данная грамматика названа (по замыслу авторов) потому, что она должна была дать описание всех известных классических и национальных языков.

Рациональной данная грамматика названа потому, что должна была дать практические, рациональные сведения о строе языка.

39.Универсально-логическое  направление в языкознании 19в.

Начало XIX века характеризуется  достаточно активным развитием языкознания. Создаются предпосылки появления  основного метода в языкознании - сравнительно-исторического. Одной из первых работ, в которой впервые прозвучало прилагательное "сравнительный", ставшее символическим для последующих двух веков в лингвистике, была работа Фридриха Шлегеля. Фридрих Шлегель сформулировал совместно со своим братом Августом Шлегелем идею об аморфных (изолирующих), агглютинативных и флективных языках. Фридрих Шлегель в самом начале XIX века, а именно в 1808 г., издал книгу, прославившую его, "О языке и мудрости индийцев", в которой высказал предположение о том, что санскрит является тем языком, из которого развились индоевропейские. Ф. Шлегель пытается установить родственные связи санскрита с латинским и греческим, персидским и германскими языками, и не только в сфере лексики, т.е. словарного состава, но и в сфере грамматики. В работе Ф. Шлегеля впервые употреблено словосочетание "сравнительная грамматика", которое позднее будет употребляться как термин с определенным значением в работах всех последующих лингвистов. Традиционно истоки сравнительно-исторического языкознания связывают с работами Франца Боппа. В 1816 году в работе "Система спряжения в санскрите в сравнении с греческим, латинским, персидским и германскими языками" Франц Бопп сопоставил флексии глаголов в пяти индоевропейских языках, увидел их сходство и пришел к выводу, что анализируемые языки являются родственными. В течение почти двадцати лет (с 1833 года по 1852 год) создается основной труд Ф. Боппа - три тома - "Сравнительная грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого, латинского, литовского, старославянского, готского и немецкого языков". ("Зенд" - древнейший иранский язык, авестийский язык). Сравнительная грамматика Ф. Боппа представляет собой сравнительную морфологию. Автор считает, что сравнивать следует не целые слова известных языков, которые могут состоять из компонентов разного происхождения, а их составные части, поэтому Ф. Бопп исследует корни и флексии названных в заглавии языков. В соответствии с теорией корня (т.е. при учете особенностей корня) Ф. Бопп выделяет три основных класса языков:

1 - языки без настоящих  корней, т.е. без корней, способных  к соединению - китайский язык;

2 - языки с односложными  корнями, способными к соединению - индоевропейские языки;

3 - языки с двусложными  корнями, для которых характерно  наличие трех согласных, составляющих  корень. Корень, состоящий из трех согласных - единственный носитель основного значения - семитские языки (группа языков, включающая древнееврейский, финикийский, арамейский, сирийский, арабский, эфиопский, амхарский, древнеегипетский).

Анализируя корни глаголов, Ф. Бопп пришел к выводу, что флексии  глаголов являются местоименными корнями. С течением времени местоименные корни слились с корнями глаголов и превратились в личные окончания  со значением числа и лица, а, слившись с корнями существительных, - превратились в падежные окончания. Теория классов  корней и теория разложения каждой глагольной формы на три основных элемента послужили основой теории агглютинации. (Агглютинация – способ образования форм слова и производных  слов механическим присоединением стандартных  аффиксов к неизменяемым корням.) Немецкий лингвист Франц Бопп просматривает  историю развития родственных языков. Заслугой Ф. Боппа является то, что  он сумел на основе материала родственных  языков построить общую теорию грамматической системы. Ф. Бопп первым попытался обобщить сходные черты в грамматике языков при их различии. Датский ученый Расмус Раск (1787-1832 гг.) известен работой "Происхождение исландского языка", в которой утверждает, что необходимо описывать языки. Расмус Раск первым попытался разграничить лексические единицы на слова, которые возникают "не естественным путем", а заимствуются (это слова, связанные с торговлей, образованием, наукой), и слова, которые устойчивы и не склонны к заимствованию (местоимения, числительные, имена родства) и при помощи которых легче устанавливать родственные отношения. Тесные родственные отношения имеют те языки, у которых обнаруживается общность числительных, местоимений, слов-названий родства. В России основоположником компаративистики является Александр Христофорович Востоков (1781-1864 гг.), немец по происхождению (Остенек), соединивший, по словам В.М. Алпатова, немецкую ученость с большой любовью к культуре славянских народов. В Германии Якоб Гримм (1785-1863 гг.) создал немецкую грамматику, став основоположником исторической грамматики.

40.Философия языка и  проблемы общего языкознания  в системе взглядов В. фон Гумбольдта

Девятнадцатый век характеризуется  открытием сравнительно-исторического  языкознания, философские основы которого заложил Вильгельм Гумбольдт, первым поставивший проблему соотношения  языка и речи. Он придает большое  значение историческому развитию языка. В. Гумбольдт пишет: "Язык народа есть его дух, а дух народа есть его язык". В. фон Гумбольдт  утверждал, что язык всегда принадлежит  целому народу. Языки определяют национальный характер. Народ мыслит через посредство языка. Чем большим количеством  языков владеет человек, тем он лучше  мыслит. Человек не может развиваться  без языка.

В. фон Гумбольдт считал, что языкознание должно иметь  свою философскую базу - философию  языка. В. фон Гумбольдт первым заговорил  о языковой системе, считая, что в  языке нет ничего единичного, отдельного, а каждый факт является элементом  системы. В. фон Гумбольдт известен выдвижением философских противоречий или антиномий:

- язык одновременно диахроничен  и статичен;

- язык одновременно является  средством социальным и индивидуальным, он отражает как общие национальные  черты, так и индивидуальность  говорящего;

- язык как система закрытая, вместилище, и одновременно язык - это совокупность отдельных  фактов, элементов;

- язык как цельная система  и в то же время как система  отдельных речевых фактов;

- язык одновременно стимулирует  к мышлению и является средством  выражения, средством материализации  мыслей.

Значение научной деятельности Гумбольдта в лингвистике огромно. Хотелось бы остановиться на некоторых, наиболее значимых, сторонах этой деятельности.

В. Гумбольдт изучал синхронное состояние языков. Его схема типологических классификаций языков используется до сих пор.

В. Гумбольдт своими работами создал философскую базу под только что появившееся и развивающееся  в трудах Ф. Боппа и Я. Гримма сравнительно-историческое языкознание.

В. Гумбольдт подчеркивает общественный, надличностный характер языка; подчеркивает социальную связь  языка и мышления.

Язык, по Гумбольдту, создается  индивидами, и в совокупности всем народом. В языке отражается дух  народа. Организм языка – не только социальная категория, но и психологическая.

Язык – продукт деятельности всего народа, а не индивидуума.

В. Гумбольдт подчеркивает двусторонность языка по отношению  к индивиду. Язык, как продукт  народа, является для человека готовым, не своим, чем-то чуждым для человека. Но человек творчески пользуется им, создает языку субъективное существование.

В. Гумбольдт для различения языка и речи использует термины  греческого происхождения: эргон –  язык, энергейа – речевая деятельность.

Влияние В. Гумбольдта на языкознание XIX века шло практически по всем направлениям: сравнительно-историческое, логическое, психологическое, типологическое. В XX веке его идеи используются в основных направлениях: этнолингвистика (неогумбольдтианство), структурализм, логическая лингвистика, генеративная лингвистика, когнитология.

Итак, сравнительно-историческое языкознание возникло в XIX веке. Этому  предшествовало то, что к началу XIX века лингвистика окончательно оформилась как самостоятельная наука. Внутри лингвистики выделились три основные раздела: общее языкознание (философия  языка) – понимается как общая  грамматика и философия языка; сравнительно-историческое языкознание - изучение языков в их сравнении и частное языкознание, изучающее структуру и развитие отдельных языков.

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"