Язык - это совокупность и
система знаковых единиц общения
и плюс правила игры с ними. Речь
- это последовательность взятых из
языка знаковых единиц. Язык един для
всех.
5. язык синхроничен - речь
диахронична
Язык включает в себя все
факты как прошлые, так и современные.
Язык статичен, постоянен, замкнут. Речь
изменчива. Изменения происходят во
времени: речь малыша и речь взрослого,
архаизмы и неологизмы.
6. человек пассивен к
языку - активен к речи
Человек не может изменить
систему языка или какой-либо
его элемент, он пассивен к языку.
Но человек активен к своей
речи: он выбирает те элементы языка, которые
ему необходимы в данной ситуации.
Сравните ситуации, когда вы отбираете
слова для беседы с ребенком, для
научного доклада, для непринужденной
беседы с подругой, для нанесения
обиды, для ссоры с кем-либо. А
систему языка и даже одну какую-либо
подсистему языка человек изменить,
переделать не может. По мнению Ф. Соссюра,
лингвисты изучали лингвистику
речи, поэтому сам Соссюр преимущественное
внимание отдает лингвистике языка.
С именем Ф. де Соссюра связаны
такие понятия в лингвистике
как синхрония и диахрония, парадигма
и синтагма.
Женевская лингвистическая
школа определяется словарем О.С. Ахмановой
как «направление в языкознании,
характеризующееся четкой формулировкой
задач синхронического анализа
языка в связи с исследованием
его социальных функций» [О.С. Ахманова
1969, с. 520]. “В первой половине XX в. одним
из наиболее влиятельных направлений
структурализма была Женевская школа,
лидерами которой являлись ближайшие
коллеги Ф. де Соссюра по Женевскому
университету, издатели и фактические
соавторы его книги Шарль Балли
и Альбер Сеше» [В.М. Алпатов 2001, с. 158].
Женевская лингвистическая школа,
основанная Фердинандом де Соссюром
в самом начале XX века, имела в
качестве теоретической базы научных
исследований учение своего основателя
- Ф. де Соссюра. Наиболее яркими представителями
этой школы были ученики Ф. де Соссюра
- Альбер Сеше (1870-1946 гг.) и Шарль Балли
(1865-1947 гг.), а также Сергей Осипович
Карцевский (1884-1955 гг.). Женевская
школа – направление в языкознании,
характеризующееся четкой формулировкой
задач синхронического анализа
в связи с исследованиями его
социальных функций. Наиболее важными
для нашей темы являются работы Ш.
Балли, который, занимаясь вопросами смысла
языковых единиц, создал свою классификацию
фразеологических единиц. «Балли выделял
– в порядке возрастающей степени спаянности
компонентов – фразеологические группы
и фразеологические единицы, подразделяя
их, в свою очередь, на подгруппы» [Л.Л.
Нелюбин, Г.Т. Хухуни 2003, с. 228]. Работы Ш.
Балли затрагивают проблемы стилистики,
эмоциональной стороны языка.
47.Структурнофункциональное
языкознание 20 в. Пражская школа функциональной
лингвистике
Пражская школа выросла
из основанного в 1926 году Вилемом
Матезиусом «Чешского лингвистического
кружка» в Пражском (Карловом) университете.
В 1929 году за выдающиеся научные открытия
кружок получил звание лингвистической
школы. Существовала школа до 1952 года,
хотя ее последователи успешно работают
и в настоящее время. Через
два года после создания кружка,
в 1928 году на Первом международном конгрессе
лингвистов был оглашен манифест
структуралистов, созданный членами Пражского
кружка. Пражская школа определена словарем
О.С. Ахмановой как «структурально-функциональное
направление в лингвистике, творчески
совмещающее интерес к внутреннему соотношению
единиц языка, их семиологической природе
с вниманием к их экстралингвистическим
функциям и связям с внеязыковой реальностью.
Пражская школа выдвинула новые задачи
исследования функциональных стилей и
разработки вопросов теории и культуры
речи в связи с проблемами лингвистической
номинации, обосновала понятие фонологической
системы и т.д.». Пражская школа, изучая
функционирование языка, обращает внимание
на смысловую сторону языка, на возможности
языка передать все смысловые оттенки
лексических единиц в речи. Речевая деятельность
в социальной роли имеет либо функцию
общения, т.е. направлена к означаемому,
либо поэтическую функцию, т.е. направлена
к самому знаку. Пражская школа - структурально-функциональное
направление в лингвистике, творчески
совмещающее интерес к внутреннему соотношению
единиц языка, их семиологической природе
с вниманием к их экстралингвистическим
функциям и связям с внеязыковой реальностью.
Пражская школа выдвинула новые задачи
исследования функциональных стилей и
разработки вопросов теории и культуры
речи в связи с проблемами лингвистической
номинации, обосновала понятие фонологической
системы. В начале прошлого века в Пражскую
лингвистическую школу вошли Р. Якобсон,
Владимир Скаличка, Павел Трост, князь
Н.С. Трубецкой, профессор Сергей Иосифович
(Осипович) Карцевский, Б. Трнка, Б. Гавранек,
Я. Мукаржовский, Й. Вахек. Взгляды ученых
Пражской школы поддерживали Л. Блумфилд,
Л. Ельмслев, Г.О. Винокур, Евгений Дмитриевич
Поливанов. Основная концепция Пражской
школы направлена против младограмматиков.
Базовые положения школы являются сильно
переосмысленными постулатами Ф. де Соссюра.
Большое значение придается изучению
функционирования языка в форме речи.
Школа получила название Пражская школа
функциональной лингвистики. Понятие
о функции языка (функция - целевая установка
речевого высказывания) - основное положение
Пражской школы. В отличие от Ф. де Соссюра,
Вилем Матезиус на первое место ставит
речь, а не язык. Речь изучается как выражение
цели говорящего. Разработана методика
изучения при помощи оппозиции. Пражане
постоянно подчеркивали преимущество
синхронного анализа языка. Поскольку
изучается речь, то возникают вопросы
культуры речи и вопросы стилистики. Пражане
считали, что изучать нужно языки не только
родственные (сравнительное языкознание),
но и разные языки (типологическое языкознание).
Разработанное лингвистами ПЛШ актуальное
членение речи представляет собой исследование
актуализации смысла высказывания, способов
выражения того, что актуально для говорящего,
т.е. ремы.
Функциона́льная лингви́стика
(функционализм) — совокупность
школ и направлений, возникших
как одно из ответвлений структурной
лингвистики, характеризующихся
преимущественным вниманием к
функционированию языка как
средства общения. Предшественники
Ф. л. — И. А. Бодуэн де
Куртенэ, Ф. де Соссюр, О. Есперсен.
Основной принцип Ф. л. —
понимание языка как целенаправленной
системы средств выражения (так называемый
телеологический принцип) — был выдвинут
Р. О. Якобсоном, Н. С. Трубецким и С. О. Карцевским
в «Тезисах Пражского лингвистического
кружка» (1929), а затем развит в работах
других представителей пражской лингвистической
школы, а также немецкого психолога К.
Бюлера, обосновавшего концепцию трёх
функций языка — экспрессивной, апеллятивной
и репрезентативной. С конца 40‑х гг. 20 в. традиции пражской школы
были развиты в нескольких ответвлениях
Ф. л. В трудах Якобсона исследованы шесть
функций речевой коммуникации, ориентированных
на различные компоненты речевого акта:
говорящего, адресата, контакт, ситуацию,
код и сообщение. Развитая Якобсоном теория
«динамической синхронии» позволила вскрыть
глубокий параллелизм между исторической
эволюцией языка, процессом овладения
языком (развитием детской речи), процессом
разрушения языка при афазии и типологической
дифференциацией языков. Большое
значение имел предпринятый Якобсоном
перенос оппозитивной значимости с фонемы
на дифференциальный признак, а также
с грамматического значения на его
дифференциальные признаки («корреляции»).
Существенным вкладом в фонологию стала
предложенная Якобсоном (совместно с
Г. Фантом и М. Халле) система из 12 бинарных
акустических признаков. В работах А. Мартине
выдвинуты положения о «двойном членении»
языка (т. е. членения, с одной стороны,
на значимые двусторонние единицы — «монемы»,
а с другой — на односторонние единицы
плана выражения — фонемы), о фонологии
как «функциональной фонетике», о различении
трёх синтаксических типов монем («автономных»,
«зависимых» и «функциональных»). Языковые
изменения (как в фонологии, так и в грамматике)
Мартине объясняет действием принципа
экономии, понимаемого как разрешение
конфликта между потребностями общения
и естественной инерцией человека. В своей
«ноологии» («функциональной теории означаемого»)
Л. Прието попытался перенести основные
понятия пражской фонологии (оппозиции,
нейтрализации и др.) на план содержания
языка. Своеобразное соединение традиций
пражской школы с формальным аппаратом
математической лингвистики характеризует
«функциональную порождающую грамматику»,
разрабатываемую в Чехословакии
П. Сгаллом совместно с Э. Гаичовой, Э. Бенешовой
и другими. В широком смысле Ф. л. выходит
за рамки пражской школы, охватывая и «функционализм»
А. Фрея и других представителей женевской
школы, «функциональный структурализм»
Дж. Р. Фёрса и М. Халлидея (см. Лондонская
школа), «функциональный подход» И. И.
Ревзина и др. Существует также ещё более
широкое понимание функционального подхода
к языку в целом (или к отдельным единицам
языка), при котором он понимается как
подход со стороны означаемого, содержания,
или «назначения», данной языковой единицы,
с её внутренней стороны. В этом смысле
функциональный подход противопоставляется
формальному. Так, говорят о «функциональной
ономатологии» (В. Матезиус), о «функциональной
перспективе предложения» (Я. Фирбас),
«функциональной грамматике» (В. Шмидт,
Г. Хельбиг, С. Дик, В. Г. Гак, А. В. Бондарко,
Г. А. Золотова, Н. А. Слюсарева), о «функциональном
моделировании речевой деятельности»
(Г. М. Ильин, Б. М. Лейкина, М. И. Откупщикова,
Г. С. Цейтин) и т. п. В ряде случаев функциональный
подход понимается как ориентация на ту
роль, которую данная единица играет в
составе более крупного целого (или в составе
единицы высшего ранга), т. е. на её синтаксическую
позицию. Таков, например, функциональный
подход к типологии лексических значений
у Н. Д. Арутюновой. О функциональном подходе
к языку в целом говорят также в связи
с изучением «функционального» (стилистического)
расслоения языковых средств, предназначенных
для выполнения различных социальных
функций. В этом смысле говорится о «функциональной
диалектологии», «функциональной стилистике»,
«функциональной дифференциации
и стратификации языка», об изучении
«функциональных разновидностей языка»
(Д. Н. Шмелёв), «функциональных языков»,
«функциональных диалектов», «функциональных
стилей» и т. п. В связи с изучением функций
языка в обществе и языковых ситуаций
говорят также о функциональной типологии
языков в отличие от формальной (структурной)
типологии.
48.Копенгагенский структурализм.
В.Брендаль. Л.Ельмелев
Датская лингвистическая
школа (Копенгагенская школа структурализма,
Копенгагенская школа глоссематики,
Датская школа глоссематики, Датская
школа структурализма)
Основателем школы считается
Луи Ельмслев. Наиболее яркими представителями
школы были Виго Брендаль, Хуго Ульдалль,
Кнут Тогебю. Датская лингвистическая
школа, рассматривая языковые единицы
и их структуру с позиций математики,
видела смысл лексической единицы
как элемент, создающийся комбинацией
составных компонентов.
В начале XX века, усилиями Датской
школы намечен поворот в языкознании
в сторону анализа формы языковых
элементов: «На долю лингвистики приходится
анализ языковой формы» [цит. по: В.М. Алпатов
2001, с. 173]. “Действительно, при последовательности
и продуманности большинства построений
Л. Ельмслева его теория имела один слишком
явный недостаток: на ее основе нельзя
было исследовать реальные языки” [В.М.
Алпатов 2001, с. 176]. «Идеи глоссематики развивали
ученики Л. Ельмслева Х.И. Ульдалль (1907-1957)
и Кнут Тогебю (1918-1974)» [В.М. Алпатов 2001,
с. 168].
Термин "глоссематика"
(глоссематика - общелингвистическая
теория, задуманная как своего рода
"алгебра" языка, ищущая чисто
формальные способы описания языка)
появился в 1936 году. Этим термином стали
называть направление в структурной
лингвистике. Основателем и теоретиком
Датской лингвистической школы
был Луи Ельмслев (1889-1965 гг.), который
считал, что язык - абстрактная система
чистых отношений.
Глоссематика объединяет
теорию языка, семиотику и теорию
науки. Луи Ельмслев отрицает Ф. де Соссюра
в постулате язык --- речь, отрицает дихотомию,
предлагает четырехчленное деление: схема
- норма - узус - акт, где СХЕМА - это язык
как форма, независимая от социальной
реализации и материального оформления;
НОРМА - это материальная форма, связанная
с социальной реализацией; УЗУС - употребление,
совокупность навыков, принятых в данном
обществе; АКТ - сама речь, говорение. Датская
школа, подчеркивая абстрактность языка,
изучает знаковую сущность языка, семиотику.
Алгебра языка - предельная формализация
языка, выявление тех понятий, с
помощью которых можно установить
отношения языковых единиц. “Среди
соссюровских положений Л. Ельмслев
прежде всего воспринял представление
о языке как о форме, а не субстанции, общий
структурный подход к языку и стремление
к автономии лингвистики, к рассмотрению
ее в изоляции от других наук, за исключением
семиотики и математики” [В.М. Алпатов
2001, с. 169]. На развитие взглядов Л. Ельмслева
и его единомышленников оказали сильное
влияние идеи неопозитивистов, которых,
как известно, “интересовали формальные
правила построения научной теории в отвлечении
от того, как эта теория соотносится с
действительностью” [В.М. Алпатов 2001, с.
168].
Следовательно, ДЛШ, подчеркивая
знаковую сущность языка, пыталась определить
с помощью математических действий
рождение смысла языковой единицы.
49.Американский структурализм
В конце 20-х гг. в США
возникает и активно развивается
в общем русле структурного языкознания
дескриптивная лингвистика. Программа
дескриптивного направления была намечена
Л. Блумфилдом. Главные отличия дескриптивной
лингвистики закл. в след.: опора
на философские системы позитивизма и
прагматизма и психологию бихевиоризма;
продолжение унаследованных от предшествующих
поколений американских лингвистов традиций
полевого исследования америндских языков
и апробация новых методов формального
описания, прежде всего, на их материале,
а лишь затем на материале английского,
испанского, тюркских, семитских языков;
решение прикладных задач по дешифровке
текстов, по языковой адаптации разнородных
и многочисленных групп иммигрантов из
Европы, Центр. и Южной Америки, Азии. Дескриптивная
лингвистика возникла как реакция на неадекватность
традиционной грамматики, ориентированной
на описание латинского языка и языков
Европы, и неприменимость сравнительно-исторического
метода с его понятиями звуковых законов
и изменений по аналогии к описанию многочисленных
индейских языков, типологически отличающихся
от европейских языков и не располагавших
достаточно длительной письменной традицией
или вообще бесписьменных, не служивших
ранее объектами полного и систематического
лингвистического описания. Дескриптивисты
имеют значительные достижения в области
дистрибутивных описаний фонологических
систем многих языков, включающих также
описания супрасегментных (просодических)
явлений - ударение, тон, явления стыка;
в области описания морфологических систем
многих языков, строящихся на добавлении
к сегментным морфемам морфем супрасегментных
(чередования фонем, ударение, интонация,
аранжировка), слитных, "отрицательных"
и т.п. В русле дескриптивной лингвистики
была построена грамматика фразовых структур
и разработан применительно к синтаксису
метод анализа непосредственно составляющих.
Дескриптивная лингвистика оказала значительное
влияние на другие лингвистические направления
в Америке и на мировое языкознание.
Дескриптивисты внесли огромный вклад
в разработку процедур точного формального
анализа языка и привлечение методов логики
и математики. Они обогатили мировое языкознание
многочисленными терминами. Дескриптивизм
подвергался резкой критике как извне,
так и изнутри. В качестве реакции на его
недостатки появились разработанная в
этнолингвистике, но отвечающая в целом
духу структурализ-ма, теория компонентного
анализа, генеративная лингвистика, порождающая
семантика, падежная грамматика, референ-циально-ролевая
грамматика, различные теории синтаксичес-кой
семантики, прагматика, психолингвистика,
социолингв-ка, анализ дискурса, когнитивная
лингвистики и т.п.