Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:04, шпаргалка
В мире существует множество языков. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, их насчитывается 2796. Ученые-лингвисты более осторожны в своих подсчетах. Они называют разные цифры – от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000. Это связано с тем, что границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка.
1.Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке
2.Язык как предмет языкознания. Разделы языкознания
3. Стоики
4. Ономатопоэтическая или звукоподражательная гипотеза.
5. Междометная гипотеза
6. Биологическая гипотеза
7. Гипотеза общественного (социального) договора
8. Жестовая теория
Казанская лингвистическая
школа, созданная в 70-е годы XIX века
И.А. Бодуэном де Куртенэ, занимает важное
место в истории мировой
44. Критика младограмматизма и поиск нового подхода к описанию языка конца 19в – начала 20в. Школа «Слов и вещей», «Эстетическая школа», неолингвистика
В качестве основных недостатков младограмматизма отмечаются следующие:
1. Младограмматики увлеклись
анализом звуковой стороны
2. Младограмматиков упрекали
в «атомизме», т.е. в рассмотрении
отдельных фактов без попыток
соединения их в одно целое,
без попыток выявления их
3. Младограмматики умудрялись
изучать историю языковых
С критикой младограмматизма выступил австрийский лингвист Гуго Шухардт (1842-1927). Шухардт требует описания лингвистических фактов с обязательными теоретическими обобщениями. «Всякое частное языкознание переходит в общее» - пишет он.
В критике младограмматиков принял активное участие немецкий ученый Карл Фосслер (1872-1949). Но, считая свою позицию идеалистической, Фосслер противопоставляет ее позитивистской позиции младограмматиков. Основной функцией языка Фосслер считает экспрессивную функцию, основным разделом в языкознании – стилистику.
«Школа слов и вещей», одно из направлений немецкой лингвистики конца 19 – начала 20 вв. основатель и основной представитель –Шухардт. Школа формировалась в полемике с господствовавшим в лингвистике того времени младограмматизмом. Отмечая схематизм построений младограмматиков, их сосредоточенность на формальной стороне языка, прежде всего на изучении фонетических изменений, а так же их неспособность объяснить причины развития языка, Шухартд считал важным развитие исследований по исторической лексикологии и этимологии. При этом он призывал к изучению истории слов вместе с историей вещей, которыми обозначались эти слова; отсюда – лозунг «слова и вещи», давший название данному направлению. Шухардт указывал на определенный параллелизм между историей языка и историей материальной культуры: и слова и вещи могут заимствоваться, осваиваться и т.д. Вещь первична по отношению к слову, но в то же время история слов и история вещей связаны между собой далеко не однозначно: хорошо известны случаи, когда наименование одной и той же вещи менялось; с другой стороны, слово может сохраняться и тогда, когда то, что им обозначается, существенно изменилось. Поэтому Шухардт разграничивал четыре вида истории, выделяя помимо истории слова и истории вещи, также историю обозначения и историю значения. В каждый момент времени обозначение совпадает со словом, а значение с вещью, но в историческом развитии эти совпадения нарушаются и образуются новые. На развитие слов и обозначений могут влиять другие слова, свидетельством чему такие явления как народная этимология и смешение слова со сходным звучанием. Важным при изучении слов и вещей является изучение внутренней формы слова, дающее возможность реконструировать прежние названия вещей, которые могут давать информацию о характере вещи, ныне уже не используемой. Изучение слов и вещей требовало содружества лингвистов с историками, археологами, культурологами .В рамках школы были получены результаты в изучении исторической лексикологии ряда языков, в основном индоевропейских. Однако школа не создала сколько-нибудь строгой методики исследований. Если младограмматики, сужая и схематизируя объект, выработали для его изучения строгую методику, то изучение слов и вещей распадалось на исследование отдельных элементов лексической системы.
Основателем эстетической философии языка является Карл Фосслер (1872-1949), который, по его собственному признанию, критикует младограмматиков с идеалистических позиций, потому что позитивисты изучают не исходную, а конкретную причину появления или исчезновения конкретного языкового факта, в то время как законы языка нужно изучать не автономно, а в тесной связи с выражением и деятельностью духа. Объявляя выделение младограмматиками фонетики, морфологии и синтаксиса «безграничным кладбищем», где «покоятся всякого рода мертвые куски языка». К. Фосслер считает, что стилистика включает в себя всю лингвистику. Все языковые явления фонетического, словообразовательного, грамматичекого уровней должны истолковываться с точки зрения стилистики, эстетики, форм мышления. По его мнению, перед языкознанием стоят следующие задачи: лингвистическое описание стилистики, отношения языка писателей и общенародного языка, связи истории культуры с развитием языка. По утверждению К. Фосслера, лингвистика должна основываться на эстетической концепции, должна рассматривать язык со стороны его экспрессивной функции, изучать механизм языковой экспрессии, а эстетика есть наука о выражении духа, который воплощается в «духе языка», определяющего его своеобразие. По мнению К. Фосслера, язык - это индивидуальное явление, и каждый раз человек во время говорения заново и своеобразно создает его, поэтому первоначальным стимулом всякого языкового изменения и развития является эстетический фактор, потому что творческий (поэтический) гений индивида создает язык как выражение духа, а остальные члены общества принимают или отвергают созданное. Говорение — это и отдельный речевой акт, и акт коммуникации, предполагающий понимание, процесс речи, продумывание, чувствование, слушание, ответ. К. Фосслер считал, что духовные ценности можно выражать при помощи цвета, музыки, танца и др. несловесными средствами, поэтому словесные средства отражают духовный замысел творческой фантазии индивида, т.е. существует столько языков, сколько говорящих. В более поздних своих работах он стал признавать человеческий коллектив творцом языковых ценностей. Однако коллективное творчество формируется и изменяется в соответствии с коллективными потребностями.
Неолингвистика - направление в языкознании, отрицающее младограмматическое понимание языковых законов и придающее особое значение семантическим процессам. Неолингвистика, направление в итальянской лингвистике, возникшее в 20-х гг. 20 в. как резкая оппозиция младограмматизму. Опирающаяся на философию Б. Кроче и лингвистическую географию, Н. понимает язык как "духовную деятельность, беспрерывное художественное творчество". Отсюда — отрицание фонетических законов в трактовке младограмматиков, призыв отбросить чисто фонетические исследования, провозглашение примата семантики в языке. Языковые изменения Н. объясняет как результат влияния моды, престижа и т.п. Для Н. (как и для младограмматиков) язык — индивидуальное, а не коллективное явление. Н. призывает изучать историю слов в связи с историей общества и жанровой дифференциацией текстов. Однако слишком большая роль отводится процессу заимствования, который Н. понимает очень широко. Лингвистическая география и особый интерес к периферийным зонам языка (диалектам, арго, детскому языку и др.) приводит к утверждению, что языковых границ нет. Н. принадлежит разработка методов ареальной лингвистики. Теория Н. изложена в работах Дж. Бартони и М. Бартоли "Введение в неолингвистику" (1925), Дж. Бонфанте "Позиция неолингвистики", в книге "История языкознания в очерках и извлечениях" (рус. пер.). Крупнейшим представителем Н. считается В. Пизани.
45.Вклад И.А. Бодуэна де Куртенэ в лингвистическую теорию
Эпоха сравнительно-исторического языкознания подходила к концу. Младограмматизм стал вершиной и логическим завершением компаративизма. Невнимание младограмматиков к синхронному аспекту языка, проблемам языка и мышления, игнорирование связей языка и общества, а также другие слабые стороны младограмматиков определили неизбежность смены научной парадигмы в конце 19 в. К слабым сторонам младограмматизма относят также: боязнь теории и философии языка, стремление ограничиться только индуктивным подходом, индивидуально-психологическое понимание языка, ограничение лингвистики внутренней историей языка, атомизм. Однако, благодаря интересу младограмматиков к живой народной речи и диалектам, возникла диалектография. Как самостоятельная лингвистическая дисциплина выделилась семантика. Младограмматики достигли значительных успехов в области сравнительно-исторической фонетики и морфологии, заложили основы морфонологии. Они уточнили понятие корня, установили его историческую изменчивость. Младограмматики требовали строгого подхода к этимологическому анализу. При помощи лингвистической реконструкции было получено точное знание о звуковом составе и морфологической структуре индоевропейского праязыка и о закономерностях изменений в историческую эпоху. Все эти научные достижения свидетельствуют в пользу сильной стороны младограмматизма. Уже в конце 19 в. нарастало понимание того, что необходим очередной поворот во взглядах на язык, его природу и сущность, которые отвечали бы достижениям физики, математики, логики, семиотики, антропологии, этнологии, этнографии, культурологии, социологии, экспериментальной психологии, гештальт-психологии, физиологии высшей нервной деятельности, общей теории систем, общей теории деятельности, аналитической философии и других наук, исследующих их структурно-системную организацию объектов и их функционирование в определённой среде. Начал утверждаться приоритет синхронического подхода к языку. Смена синхронизмом диахронизма ознаменовала собой границу между языкознанием 19 в. и языкознанием 20 в. и положила начало образованию структурного языкознания. Структурные методы первоначально разрабатывались в области фонологии и затем морфологии, позднее синтаксиса. Со временем структурный подход был распространён на семантику. Рядом с фонологией, морфонологией, структурной морфологией и структурным синтаксисом сформировалась структурная лексикология (структурная семантика), исследующая системные связи между лексическими единицами (и значениями) на основе моделирования лексических (семантических) полей и компонентного (семного) анализа. Принципы структурализма воздействовали на лингвистическую типологию, на разработку методов исследования в дисциплинах социолого-антропологического цикла, на развитие ряда отраслей прикладной лингвистики. В формировании этих новых путей развития лингвистики особую роль сыграл И. А. Бодуэн де Куртенэ. Он критиковал биологические представления младограмматиков о языке как организме и их концепцию языковых законов, потому что считал неправильным переносить в лингвистику идеи и методы естественных наук. В отличие от младограмматиков, Бодуэн допускает сознательную языковую политику. Бодуэн де Куртене различает горизонтальное и вертикальное членение языка. Он понимал язык как главный признак антропологической и этнографической принадлежности людей и провозглашает равенство всех языков перед наукой. Бодуэн строит первую в мире теорию фонемы, вводит в научный обиход понятие морфема. Ему принадлежит структурно-типологическая характеристика различных видов письма. Бодуэн де Куртенэ был создателем Казанской лингвистической школы. К основным принципам Казанской школы относятся: строгое различение звука и буквы; разграничение морфологической и фонетической членимости слова; недопущения смешивания процессов, происходящих в языке на данном этапе его существования, и процессов, совершающихся на протяжении длительного времени; внимание к живому языку и его диалектам; отстаивание полного равноправия всех языков как объектов научного исследования; стремление к обобщениям; психологизм с отдельными элементами социологизма.
46.Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Женевская школа в языкознании
Современный этап в истории
лингвистики традиционно
Научное наследие Ф. де Соссюра известно по работе, созданной его учениками Альбером Сеше и Шарлем Балли, собравшими тексты лекций и публичных выступлений своего великого учителя и оформившими их в одно сочинение, известное как "Курс общей лингвистики".
Соссюр Фердинанд де - (1857-1913
гг.) - швейцарский ученый, родился
в дворянской французской семье
в Женеве. Изучал древнейшие языки.
Прославился трудом "О первоначальной
системе гласных в
Обычно выделяют три самых важных антиномии Ф. Соссюра, базирующиеся на идее знаковой природы языка и системности языка:
1. противопоставление язык - речь;
2. противопоставление синхрония – диахрония;
3. противопоставление внешняя
лингвистика – внутренняя
Соотношение (дихотомия) язык - речь проводится по следующим параметрам:
1. язык социален - речь индивидуальна
Язык обслуживает всю нацию, он предоставляет свои средства всем говорящим на данном языке. Речь у каждого своя, обладает фонетическими, лексическими, синтаксическими особенностями говорящего. Говорящий выбирает для себя те средства, которые ему больше нравятся, которые ему больше знакомы, удобны, известны.
2. язык потенциален - речь реальна
Язык, обладая набором средств, предоставляет возможности говорящему выражать свои мысли. Речь реально существует в виде звучащей, письменной речи, она ощутима нашими органами: глазами, ушами. Язык не связан с физической стороной, а речь может быть определена через физические явления акустики, артикуляции. Язык существует в голове каждого как некая система, а речь - это выражение потенциальных возможностей грамматической системы языка.
3. язык идеален - речь материальна
Язык как некая система знаков существует в нашем сознании. Речь существует реально в виде материальных знаков: звуков, букв, рисунков.
4. Язык богат и многообразен по средствам, он - сущность, которая проявляется в виде речи. Речь - явление.